Главное, Общество, Семья и дети

Семь раз отмерь

Фото www.ecoterica.com

С каждым годом увеличивается количество неврозов, депрессивных состояний и тревожности у детей от 6 до 17 лет, бьют тревогу специалисты

В Республиканском Центре диагностики и консультирования прошла двухчасовая встреча, на которой речь шла об освещении масс-медиа ситуаций, связанных с критическими моментами жизни детей.

Специалисты, среди которых были психологи, врач-психиатр, старший помощник прокурора, рассказали о своем видении проблемы. Суть ее в том, что при освещении проблем детства в критической ситуации взрослым, и журналистам в особенности, стоит быть максимально корректными в подаче материала, выборе фотографий и интенсивности обновления контента на сайте.

— Понимаете, когда новость о гибели подростка обновляется каждые три часа, обстановка нагнетается, — уверена Людмила Сулима, психолог центра. — По сути, никакой новой информации ресурс не дает. Она сводится к тому, что кто-то пошел туда, кто-то сказал то-то. Существенно это ситуацию не меняет, но при этом идет агрессивное обновление, в нарушение всех этических норм: дают фотографию этого ребенка, к тому же к новости открыты комментарии, в которых чего только не напишут! Всё это создает нервозность и нездоровое отношение к проблеме. Есть люди, которые не могут не читать такие заметки. Они травмируются еще и еще раз.

По мнению Марии Морозовой, редактора сайта «Республика», новости такого рода привлекают читателей:

— Мы вступили в век информации. Какое-то время мы будем жить в формате таблоидов. Новости такого рода привлекают читателей. Иногда легче дать текст с небольшими изменениями еще раз, чем редактировать его на сайте повторно. Мы ограничены временем, у каждого журналиста есть задание, его необходимо выполнить. Не всегда получается взять комментарий у тех, кто его мог бы дать. 90 процентов структур в первые сутки после случившихся трагических событий молчат. Если есть возможность, мы не даем информацию, если молчать больше нельзя, то она появляется в сети.

Иная позиция у Ирины Макаровой, заведующая детским амбулаторным отделением, врача-психиатра Республиканского психоневрологического диспансера:

— Сегодня утром я, пока собиралась на работу, смотрела новости. Телевизор работал фоном. Я обратила внимание, что в выпуске новостей не было ни одной позитивной информации. Все пять сюжетов были о чем-то невеселом. Поэтому я не удивляюсь, что нашим детям сейчас тяжело. С каждым годом мы фиксируем увеличение случаев неврозов, депрессивных состояний и тревожности у детей от 6 до 17 лет. Считаю, что СМИ должны выверенно давать информацию о том, что иногда случаются самовольные уходы детей из жизни. Любой материал с упоминанием этой проблемы даже в ключе того, как не допустить подобное, находит отклик в подростковой среде: специалисты фиксируют, что количество подобных поступков увеличивается.

Накипело по поводу поведения журналистов у Елены Красиной, старшего психолога Главного управления МЧС России по Республике Карелия:

— Журналисты часто мешают работе специалистов МЧС, когда приезжают на место трагедий. Иногда они сводят на нет работу, которую провели психологи в момент, например, потери близких. Так было во время катастрофы под Бесовцом. Нам приходилось в гостинице, где разместили родственников погибших, вылавливать журналистов и выдворять вон. У меня вопрос к коллегам из городских СМИ: проходите ли вы курсы повышения квалификации, получаете ли вы достаточные знания по психологии, проводят ли тренинги для вас?

Елена Красина готова помочь в организации семинара для журналистов Петрозаводска по проблемам безопасного освещения событий, связанных с чрезвычайными ситуациями.

— Понятно, что СМИ — это всегда погоня за новостями, за эмоциями, — отреагировал Василий Костин, старший помощник прокурора  Республики Карелия по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних. — Но мне непонятно, когда эмоциям и оценкам поддаются депутаты и чиновники. Мне кажется это недопустимым! Государственные люди должны помогать другим и защищать их, а не панику разводить и эмоции. Мы живем в небольшом городе, многие друг друга знают, иногда так и хочется сказать человеку от власти, что нельзя так работать.

Просвещать журналистов предложил и Геннадий Сараев, исполнительный директор Карельского фонда развития образования:

— Не раз мы выезжали в районы и города республики, в которых ситуация накалялась в том числе из-за непрофессиональной работы журналистов. Например, случается неуместная детализация произошедшего или сами управленцы ведут себя непрофессионально — дают журналистам неверную, искаженную информацию, вводят в заблуждение. С этой точки зрения мне кажется важно довести до директоров школ информацию, как нужно реагировать и чего нельзя говорить ни прессе, ни кому-то еще. На моей памяти есть случай, когда источником информации для прессы стал кто-то из сотрудников МВД. Работать в условиях правовой неграмотности сложно. Поэтому считаем важным обучение начать с журналистов. Мы с медиаюристом Еленой Пальцевой подготовили новый правовой проект. Надеемся, что сотрудничество со средствами массовой информации у нас сложится.

Мария Морозова пообещала поделиться информацией о встрече с коллегами-журналистами:

— Мне кажется, что в блокнотах у журналистов должны появиться телефоны специалистов, которые готовы давать комментарии и консультировать в случаях, когда это необходимо изданию. Конечно, надо понимать, что комментарий иногда требуется срочно, времени на согласование мало, но это необходимо делать, если мы качественно хотим изменить ситуацию.

Елена Руденкова, директор Центра диагностики и консультирования, с сожалением отметила, что на встречу пришло не так много журналистов:

— Нам бы хотелось наладить партнерские отношения с сайтами других читаемых изданий Карелии, обсудить материалы, которые не всегда вызывают наше понимание и одобрение. Будем считать, что первый шаг мы сделали. Надеемся на продолжение разговора в расширенном составе уже в новом году.

По итогам встречи специалисты центра обещали подготовить обращение в Союз журналистов Карелии о возможности продолжения диалога и о сотрудничестве. Все сошлись во мнении, что этот непростой разговор нужно продолжить. Ведь и журналисты на самом деле не хотят, чтобы их публикации и сюжеты стали для кого-то последней каплей, и ребенок совершил непоправимый шаг. Как говорится, семь раз отмерь…

Слева направо  - Людмила Сулима, Геннадий Сараев и Мария Морозова
Слева направо — Людмила Сулима, Геннадий Сараев и Мария Морозова
Елена Красина
Елена Красина
Во время обсуждения
Во время обсуждения

участники_круглого_стола

Василий Костин
Василий Костин
Елена Руденкова
Елена Руденкова

Фото Марии Голубевой