История

Новоселья 1949 года

25 сентября 1948 года. Выпуск в Петрозаводском архитектурно-строительном техникуме проходит в приподнятой обстановке в театре русской драмы. Дипломы вручает директор Петр Иванович Сырцов. Настроение у всех приподнятое: это первые выпускники техникума, открытого в ноябре военного 44-го.

Как молодой специалист, недавно приехавший по распределению с Украины, я присутствовал на торжестве по приглашению руководства техникума. Были здесь также работники партийных и советских органов, курирующих капитальное строительство. Официальная часть завершилась скромным банкетом с нескончаемыми, как водится, поздравлениями, после чего веселье продолжалось до глубокой ночи.

 
Восьмиквартирный жилой дом на улице Профсоюзов. Фото мая 2009 годаВ те далекие годы на должности главного инженера Строительно-монтажного поезда № 138 трудился Алексей Яковлевич Редькин – вдумчивый энергичный человек. Он разработал свой метод организации производства опалубочных и бетонных работ. Эта система с успехом применялась на многих стройках Кировской железной дороги: бетонирование железобетонных резервуаров и других несущих конструкций вели, как правило, непрерывно, в три смены, силами всех рабочих и инженерно-технических специалистов. Алексей Яковлевич инициировал многие ценные начинания. Все выполняли в срок и с хорошим качеством. Стоят эти строения и ныне во многих городах и селениях республики.
Плотницкие работы выполняла бригада Александра Степановича Цикунова. В 1949 году бригада обшила вагонкой все фасады бревенчатого строения по Шоссе 1 Мая, 65, в котором размещался линейный отдел милиции на железнодорожном транспорте. Здание в хорошем состоянии и сейчас, вид у него такой, будто эту работу выполнили недавно.
Одна из следующих новостроек. Фото мая 2009 годаШутники поговаривали, что Александр Степанович Цикунов по утрам бреется своим плотницким топором, который был у него острый как бритва и удобный в работе. Таких профессионалов высочайшего класса у нас было немало.
Рядом с плотниками постоянно что-то мастерил столяр-одиночка Егор Андреевич Черешнев. Он тщательно следил за своими инструментами: они всегда были наточены и смазаны техническим вазелином. Стройку и людей, работавших на ней, он любил безмерно – не меньше своих инструментов.
В Петрозаводск Черешнев с дочерью приехал после войны из Воронежской области. Вдвоем поступили на работу в строительно-монтажный поезд. На мой вопрос, почему покинули деревню, Егор Андреевич простодушно отвечал: «Ходишь-ходишь вокруг скирдов в поле и не видишь ни одного ларька с продуктами. А здесь в городе на каждой улице магазины и ларьки…».
Сооружение объектов на станции Петрозаводск осенью 1949 года подошло к концу. Мой мастерский участок перебазировался в железнодорожный поселок для комплексной застройки жилого квартала. Участок земли, на котором предстояло возвести два брусчатых двухэтажных жилых дома с надворными службами, наружным водопроводом и комплексным благоустройством, представлял собой пустырь на окраине, в конце улицы Профсоюзов. Она была изрыта окопами времен прошедшей войны, в которых во множестве валялись винтовочные патроны и минные детонаторы.
Здание на Первомайском проспекте. Фото мая 2009 годаМы пригласили саперов, и они убрали все боеприпасы, взорвали их в тот же день в карьере. Обследовав миноискателями всю территорию строительной площадки, разрешили выполнять работы нулевого цикла с предельной осмотрительностью.
Стены из бруса с опережением плана возвела группа плотников, которую возглавлял опытный строитель Сергей Варламович Смирнов, в бригаде не один год работали профессионалы: В. Пилюшин, С. Брезинский, Н. Варома и другие, всего десять человек. Кстати, Владимир Михайлович Пилюшин окончил вечернюю среднюю школу, учился в школе бокса и впоследствии стал чемпионом Карелии по боксу, принимал участие в первой Спартакиаде народов СССР в 1956 году. Работал хорошо, часто вносил рационализаторские предложения, охотно работал с электроинструментами, которые только начали поступать на производство. Сейчас ему 78 лет, он по-прежнему посещает соревнования боксеров, но уже в качестве болельщика и почетного гостя.
Проектом на строительстве восьмиквартирных жилых домов предусматривались печное отопление и кухонные плиты. Кладку печей высотой в два этажа из красного кирпича поручили вести группе каменщиков школы ФЗО-10 с мастером производственного обучения М.П. Силкиным. Нужно было решиться доверить ученикам такую важную работу: качественно выполнить ее мог не каждый профессиональный печник. На удивление пятнадцатилетние подростки сложили отопительные очаги добросовестно. Все строители это отметили и несказанно радовались удачному завершению эксперимента.
Многие воспитанники ФЗО, впервые работавшие на стройке печниками, впоследствии окончили среднюю школу, техникумы, институты и стали мастерами своего дела: преподавателями, юристами, инженерами. Среди них был и староста группы невысокий паренек Ваня Смирнов, ныне Иван Иванович. Некоторых из них встречаю сейчас на улицах города, они с гордостью вспоминают те дни, когда впервые выполняли это непростое дело, и благодарят за оказанное им тогда доверие.
На строительстве жилищ в квартале грабарные работы в стесненных местах, где не могли развернуться механизмы, с усердием выполнял землекоп Иван Васильевич Писков. Грунт Иван Васильевич разрабатывал правильными уступами так искусно, что порой казалось, он не тяжелый труд выполняет, а наслаждается своим делом.
Иван Андреевич Лысенко. Май 2009 годаВ том 1949 году году мы отстроили два жилых восьмиквартирных дома. Работу выполняли споро, с опережением графика и хорошим качеством. Все умелые труженики горделиво посматривали на возведенные жилища, в которые со своим бедным домашним скарбом спешили въехать счастливые новоселы.

От редакции. Автор этих воспоминаний Иван Андреевич Лысенко – известный в республике строитель. Он строил железнодорожные вокзалы в Кондопоге, Петрозаводске, жилые микрорайоны на Голиковке, Ключевой. В 1963 – 1969 годах был первым заместителем председателя горисполкома Петрозаводска по строительству.

Фото Ирины Ларионовой
 
"Лицей" № 6-7 2009