50 лет назад был дан старт гигантскому общесоюзному проекту «Телевидение» от Москвы до самых до окраин…
Какой бы канал ни включили вы утром 30 апреля, вспомните, что именно в этот день начался – сначала только для петрозаводчан – полувековой роман с телевидением.
«С чего начать свои воспоминания? Такого вопроса передо мной никогда не стояло, – пишет Наталья Карабанова, открывшая счет своим телегодам 7 мая 1959 года, ровно через неделю после первого эфира. – Конечно же, начну с нее, с красавицы вышки, незаметно поднявшейся в самой высокой точке Петрозаводска, в густом лесу, куда мы детьми бегали за грибами и ягодами…»

Валентина Рачкова вспоминает: «Весной 1958 года началось строительство зданий УКВ-станции и аппаратно-студийного комплекса. Нас, техников (выпускников ИИТ), и инженеров (выпускников Ленинградского электротехнического института связи им. Бонч-Бруевича), отправили на стажировку в действующие телецентры. Когда вернулись, здания телецентра и два жилых дома были уже отстроены. Сначала мы были на подхвате у монтажников. Нам хотелось набраться побольше опыта работы от монтажной группы. Ведь мы были очень молоды и до этого нигде не работали, но ответственность очень остро чувствовали. 29 апреля 1959 года утвержден акт госкомиссии Министерства связи КАССР о приеме в эксплуатацию петрозаводского телецентра. А 30 апреля начались регулярные студийные передачи, которые выдавались из большой студии».
Их не знает телезритель,
И печать о них молчит,
Но на них, как на граните,
Телевидение стоит.
Был таким и первый директор телецентра, «отец солдатам» технической армии первопроходцев Иван Александрович Гунько.
Работникам телецентра можно позавидовать. Они жили и живут на волне постоянного технического прогресса. Да, им нелегко. Приходится учиться и переучиваться: на то он и прогресс. Меня поразило, что за первые 15 лет работы сменились три поколения телевизионной техники в черно-белом исполнении. Каждые 5 лет новое!
Наступила очередь студии телевидения. 30 апреля 1959 года первыми на экране были строители. Передачу вел директор студии Илья Леопольдович Кан, опытный журналист, светлый и мудрый человек. И процесс пошел!
Вместе с нами росли поколения телезрителей – от самых маленьких, рассказывающих с экрана сказки задолго до Хрюши и Степаши, до дерзких соавторов знаменитой «99209», от пробующих перо литераторов до классиков карельской литературы, от зорких сторонников порядка в «02» до яростных борцов избирательных кампаний…
Вещательные творческие группы жадно хватаются за каждую техническую новинку. Электронный занавес… Третий канал… Видеомагнитофон… Цвет… Передвижная станция… Цветная передвижка с нежным названием «Магнолия»… Видеокамеры… Компьютерный монтаж… Переход на цифровое телевидение… Вот только…
Вот только пуста большая студия, не шумят в ней дети, не играют актеры, не спорят литераторы… Не едет передвижка привычной дорогой в Костомукшу, безлюден кинокомплекс, давно за кадром герои трудового дня, тихо стареют в фондах передачи, делавшие погоду… Зато короткое название «Студия телевидения» выросло за полвека в «Филиал федерального государственного унитарного предприятия Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании «Государственная телерадиокомпания «Карелия». Правда, возможно использовать аббревиатуру «Филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Карелия». Вот такой ФГУП.
Ну а мы с вами обходимся привычным названием Карельское телевидение. Или, как диктует второй канал, «Вести. Местное время». К счастью, расширяют рамки просто новостей воскресные «Вести недели» и хранители финно-угорской культуры, да еще субботний «Прямой эфир» под рубрикой «Национальный интерес».