О белках в крови комодских варанов, письмах узниц концлагеря Равенсбрюк об экспериментах нацистов над людьми, ожидаемой средней продолжительности жизни и других новостях науки в нашем обзоре.
Замену антибиотикам нашли в крови драконов с острова Комодо
Белки, извлеченные из крови комодских варанов, могут стать новым средством против бактерий, устойчивых к широкому спектру антибиотиков.
После десятилетий активного использования антибиотиков человечество столкнулось с совсем неожиданной проблемой: бактерии могут формировать устойчивость к действию этих препаратов. Гены устойчивости могут распространяться как вертикально, от материнской клетки к дочерней, так и горизонтально, от одной клетки к соседним, передаваясь в том числе и между разными видами микробов. Особую угрозу представляют мультирезистентные штаммы, «накопившие» нечувствительность к широкому спектру антибиотиков.
Ученые и медики всего мира активно работают над различными решениями проблемы резистентных бактерий – от введения новых протоколов применения антибиотиков в лечении и до создания альтернативных средств борьбы с бактериями. В этой работе неожиданная помощь может прийти со стороны… комодских варанов (Varanus komodoensis), самых крупных современных ящериц.
В статье, опубликованной журналом Proteome Research, профессор Университета Джорджа Мейсона Барни Бишоп (Barney Bishop) и его коллеги сообщают, что в крови этих животных удается выделить целый спектр антимикробных пептидов, которые имеют хорошие перспективы практического использования.
Известно, что слюна комодских варанов исключительно богата микрофлорой, которая помогает им в охоте, вызывая заражение и гибель жертвы даже после несмертельного укуса. Однако эта микробиота опасна и для самих ящеров, поэтому их кровь, – пишут Бишоп и его соавторы, – особенно богата пептидами, сдерживающими активность бактерий. Антимикробные пептиды известны у множества живых организмов, в том числе и у человека, но у «драконов» их особенно много: ученым удалось выделить 47 таких молекул.
Эти протеины содержат избыток отрицательно заряженных аминокислот, которые позволяют им связываться с клеточной стенкой и мембранами бактерий, создавая поры, нарушающие целостность и гомеостаз клетки и приводящие к ее гибели. Заряд таких молекул и позволил ученым изолировать их с помощью гидрогеля из положительно заряженных полимеров.
Подтвердив их противомикробное действие и установив аминокислотный состав, ученые синтезировали несколько самых эффективных пептидов. Их испытали на мультирезистентной синегнойной палочке Pseudomona aeruginosa, а также стафилококках MRSA, которые вызывают одни из наиболее трудноизлечимых инфекций. Из восьми полученных учеными пептидов семь показали потрясающую эффективность, полностью уничтожив бактериальные колонии.
naked-science.ru
Необычные письма
Узницы концлагеря мочой писали письма об экспериментах нацистов над людьми
Семья одной из узниц концлагеря Равенсбрюк передала музею ее письма, содержащие секретные послания, написанные мочой. В посланиях описаны смертельные эксперименты нацистских врачей над заключенными. Благодаря этим письмам об экспериментах стало известно еще до освобождения лагеря.
Семья одной из женщин, которая в военные годы была пленницей в концлагере Равенсбрюк, передала в польский музей мученичества «Под часами» 27 писем, рассказывающих о медицинских экспериментах над узницами. Описания экспериментов написаны мочой на полях, между строк и на обратной стороне конвертов и совершенно незаметны. Чтобы прочесть текст, нужно было нагреть бумагу — например, прогладить утюгом.
На первый взгляд — это совершенно обычные письма, адресованные семьям. Все письма заключенных проверялись надсмотрщиками, так что женщины использовали «невидимые чернила» — собственную мочу, которой писали тонкой деревянной палочкой.
Они описывали смертельные эксперименты, которым в 1943–1944 годах подверглись 74 женщины. Опыты над ними включали, например, заражение гангреной для проверки новых лекарств. Высыхая, моча теряла цвет и была незаметна для проверяющих. Первое письмо содержало намек на то, что в последующих будут скрыты секретные сообщения.
Семья Кристины Чиж-Вилгат, написавшей часть писем, решила передать их музею. Некоторые из них в довольно плохом состоянии, и пока неизвестно, будет ли музей выставлять их на всеобщее обозрение.
— Несмотря на то что про Освенцим очень много информации, о Равенсбрюке известно мало, — рассказывает куратор музея Барбара Оратовска. — Только эти полячки смогли передать информацию. Поэтому их письма — очень важные материалы и исторические свидетельства.
Благодаря письмам об экспериментах в Равенсбрюке за рубежом было известно еще до окончания войны.
После того как Германия потерпела поражение, 20 врачей из разных лагерей предстали перед судом США как военные преступники. Семеро из них получили смертные приговоры, еще семеро — длительные сроки тюремного заключения.
За 1939–1945 годы через лагерь Равенсбрюк, находившийся в 90 км от Берлина, прошло более 130 тысяч женщин. Примерно треть из них были полячками. Это был крупнейший женский концлагерь нацистов.
Одна из заключенных впоследствии описывала свое прибытие в лагерь так:
«В Равенсбрюке нас ждал сущий ад. У нас отобрали всю одежду. Заставили нас пройти медицинское обследование, и это было… даже слово «стыдно» тут не подходит, потому что в людях, которые его проводили, не было ничего человеческого. Они были хуже, чем животные. Многие из нас были совсем юными девушками, которых еще никогда не осматривал гинеколог, а они искали, бог его знает, то ли бриллианты, то ли еще что-то. Нас заставили пройти через это. Такого кресла, как там, я не видела никогда в жизни. Каждая минута там была унижением».
Прибывших заключенных остригали, отбирали у них все вещи, отправляли в баню. Затем выдавали полосатое лагерное платье и деревянные колодки-шлепанцы. Каждый день их поднимали в четыре утра и выгоняли на улицу на перекличку. После этого они отправлялись на работу, которой занимались по 12–14 часов. По окончании смены их снова сгоняли на перекличку.
Рацион заключенных состоял из половины чашки кофе с утра, скудной похлебки в середине дня и кофе и куска хлеба после работы. Неспособных работать в таких условиях убивали выстрелом в затылок — до 50 человек в день. Всего, по разным оценкам, в Равенсбрюке погибло от 50 тысяч до 92 тысяч человек.
Эксперименты над узницами начались с испытания антибактериальных препаратов при огнестрельных ранениях. В глубокие раны на верхней части бедра женщинам вводили стафилококки, возбудители столбняка, разные виды бактерий, частицы дерева, металла и стекла. Все происходящие изменения, от появления температуры до развития некроза и смерти, тщательно документировались врачами и позже были представлены на конференции врачей-консультантов военной академии в Берлине.
Вторая серия экспериментов была посвящена изучению возможностей трансплантации костной ткани, мышц, нервов. Врачи ампутировали конечности женщин и пришивали их другим подопытным. Также женщинам ломали конечности и накладывали гипс. Чтобы наблюдать за ходом эксперимента, врачи вырезали куски мяса. Эксперименты проводились и над детьми узниц — их тоже использовали для ампутаций.
Лагерь был освобожден в 1945 году советскими войсками. Сейчас часть его территории занимает «Национальный мемориальный комплекс Равенсбрюк», в который вошли здание с камерами заключенных, крематорий, комендатура, часть лагерной стены. Экспозиции комплекса рассказывают о биографии некоторых узниц, о принуждении к проституции, о женщинах-надзирательницах лагеря, демонстрируют фотографии и документы периода освобождения.
Более 200 выживших узниц в 2005 году стали героинями документального фильма «Женщины Равенсбрюка». Материал для фильма собирался более 25 лет.
www.gazeta.ru/science
От музея до йогурта
В день знаний в словарях русского языка были закреплены новые нормы. Слово «кофе» теперь можно употреблять и в мужском, и в среднем роде, официально закреплены двойные варианты ударения: «по срЕдам» наряду с бывшим единственно верным «по средАм», «йогУрт» и даже «дОговор» выбил своё место под солнцем. Русский язык, как и любой другой, — это живой организм, уверены лингвисты и филологи. Он развивается, сохраняя при этом свои уникальные черты.
О том, как удержать баланс между изменчивостью и сохранением идентичности, и кто играет роль законодателя моды, рассказал Михаил Штудинер, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
«Важно разграничивать два понятия – нормы и кодификации. Норма – это объективное явление, она складывается стихийно в процессе функционирования языка. А под кодификацией мы понимаем фиксацию этой объективно сложившейся нормы, а делают её языковеды. Под кодификацией понимается фиксация объективно сложившейся литературной нормы в каком-то авторитетном языковедческом издании. Причём важно, что она фиксируется не для узкого круга специалистов, а адресована абсолютно всем носителям литературного языка. Нормы есть вообще в любом языковом коллективе. Они существуют как навык, привычка. И каждый член такого коллектива иногда осознанно, но чаще подсознательно, стремится говорить и писать так, как все его члены.
В романе Александра Крона «Бессонница» ведётся повествование от первого лица: профессор время от времени беседует со своей домработницей.
Однажды он спросил у неё, почему она говорит «ложить». Домработница Тося рассвирепела: «А потому, барин, что мне жить с людьми, которые ложат. Для вас одного переучиваться не буду». Этот пример очень ярко показывает, как член того или иного языкового коллектива стремится говорить так, как говорят все в его окружении.
Мы видим, что нормы есть в любом языковом образовании, но кодифицируются только литературные нормы, которые преподносятся в виде правил или словарных статей. Обычно люди говорят, что литературный язык отличается от говоров и диалектов тем, что он «язык нормированный». Это ни что иное, как литературная кодификация.
В идеале кодификация должна адекватно отражать норму, но так бывает не всегда, потому что норма складывается сама по себе, а кодификацией занимаются люди, и люди могут ошибиться. Важно отдавать себе отчёт в том, что кодификация всегда субъективна по своей природе – она отражает то, как себе представляет норму составитель словаря.
Составление кодификации – это всегда поиск золотой середины: с одной стороны, нельзя рекомендовать то, что ушло из языка, но и нельзя бежать впереди прогресса. И, конечно, кодификация стоит на страже культурной языковой традиции: соответствует ли форма речевому обычаю культурных людей.
Например, у Пушкина в Евгении Онегине есть такие строчки о Ленском: «Он с лирой странствовал на свете\Под небом Шиллера и Гете». Кстати, такой же произносительный вариант есть у Маяковского в поэме «Облако в штанах», и когда люди имеют дело со стихами Маяковского, они говорят, что это он для рифмы так написал.
Но Маяковский был талантливейшим поэтом, профессионалом высочайшего класса, и ему не нужно было уродовать язык, чтобы какое-то слово укладывалось в ритм. Просто мы можем констатировать, что в 1916 году, когда была написана поэма, ещё был жив именно тот вариант, зафиксированный у Пушкина. Понятно, что если потребовалось бы зарифмовать «Гёте», то Пушкин как-нибудь справился бы с этой задачей, но в пушкинское время была такая норма».
strf.ru
В Южной Корее ожидаемая средняя продолжительность жизни превысит 90 лет
ВОЗ и Имперский колледж Лондона выпустили прогноз о положении дел в области продолжительности жизни в 35 развитых странах к 2030 году. Согласно результатам, опубликованным в журнале The Lancet, ожидаемая продолжительность жизни вырастет во всех рассмотренных странах, а в Южной Корее с вероятностью 57% превысит 90 лет, но только у женщин, и почти во всех рассмотренных странах разница в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами начнет сокращаться.
Изложим сперва основные результаты: во всех рассмотренных странах ожидаемая продолжительность жизни вырастет — с вероятностью 65%. Хорошая новость для мужчин — с вероятностью выше 95% ожидаемая продолжительность их жизни превысит 80 лет у тех, кто живет в Австралии, Швейцарии и опять же Южной Корее. Меньше всего этот показатель вырастет в Греции, Македонии, Сербии, США, Швеции и Японии. Далее, хорошо известно, что женщины в среднем живут дольше мужчин — но это будет меняться везде, кроме Мексики, потому что там женщины будут жить еще больше, и в Греции, Франции и Чили, потому что там продолжительность жизни вырастет одинаково у обоих полов.
«Южная Корея очень многое делает правильно, — сказал профессор Маджид Эззати из Имперского колледжа Лондона. — У них, похоже, блага распределяются равномерно, и то, что полезно людям — образование, питание — доставалось большинству, а кроме того, у них очень низкий уровень ожирения и они неплохо справляются с гипертонией».
Япония, когда-то безоговорочный лидер по части долгожительства, сдвинется вниз на несколько строчек — по продолжительности жизни у женщин она будет уступать Южной Корее и Франции, а у мужчин так и вовсе провалится с 4 места на 11.
Особое внимание обращают на себя США. К 2030 году они могут оказаться страной с самой низкой среди развитых стран ожидаемой продолжительностью жизни — 80 у мужчин и 83 у женщин, примерно того же добьются Мексика и Хорватия. Как отметил профессор Эззати, это противоположность Южной Кореи, страна с большим неравенством и единственная, где нет всеобщего медицинского страхования.
Отдельно обращает на себя внимание тот факт, что среди рассмотренных стран США стали первой страной, где перестал увеличиваться средний рост населения. «Это что-то говорит нам о питании в ранний период развития детей», — сказал профессор Эззати.
Однако все эти ожидания имеют и оборотную сторону — растущая продолжительность жизни означают растущую нагрузку на бюджеты развитых стран. Недаром в последнее десятилетие все чаще говорят о повышении возраста выхода на пенсию — соотношение числа работающих и получающих помощь от государства уже не позволяет государственным системам поддержки пожилых людей сводить концы с концами, так что хронический дефицит пенсионных систем стал очень распространенным явлением, это не специфически российская проблема.
Наконец, следует отметить, что все эти прогнозы основаны на предположении, что дела в общем и целом будут идти по-прежнему. Так что какое-нибудь масштабное событие, вроде универсальной вакцины или распада СССР может все переменить.
scientificrussia.ru
В пении флейтовых птиц обнаружены музыкальные принципы
Песню птиц часто уподобляют музыке. Что это — поверхностное сравнение, или же птичье пение действительно использует принципы музыкальной гармонии? Группа американских исследователей, изучавшая пение флейтовых птиц, считает последнее утверждение более верным.
Любая музыкальная тема предполагает определенный баланс между повторяемостью и вариативностью. Чрезмерно сложная, лишенная упорядоченности мелодия плохо воспринимается слушателем, но и однообразное повторение одних и тех же звуков вряд ли может называться музыкой. Сходный баланс поддерживают и сорочьи флейтовые птицы — одни из наиболее затейливых пернатых певцов в мире.
Особи, обладающие богатым репертуаром, регулярно воспроизводят простой и часто повторяющийся лейтмотив, благодаря которому песня проще узнается и запоминается сородичами.
elementy.ru
Пятая часть еды в мире теряется из-за переедания и излишков
Чтобы оценить размеры потерь, ученые из Великобритании, Германии и Австралии исследовали десять ключевых этапов функционирования мировой пищевой системы, включая потребление еды, выращивание и сбор урожая. Оказалось, что мир потребляет на примерно 10% больше еды, чем нужно, и почти 9% еды выбрасывает. Результаты опубликованы в журнале Agricultural Systems.
Используя данные, собранные в основном пищевой организацией ООН, авторы статьи выяснили, что теряется больше еды, чем считали ранее. Почти половина собранного урожая — 2,1 млрд тонн — теряется в результате чрезмерного потребления, в пищевых отходах и из-за неэффективности производственного процесса.
Производство продукции животноводства — наименее эффективный процесс, с потерями 78% или 840 млн тонн. Около 1,08 млрд тонн собранного урожая используется при производстве 240 млн тонн пищевых продуктов животного происхождения, включая мясо, молоко и яйца. Только на эту стадию приходится 40 процентов всех потерь собранного урожая.
Увеличение спроса на некоторые продукты, в частности, мяса и молочных продуктов, приведет к снижению эффективности системы пищевых продуктов и затруднит возможность накормить растущее население в мире устойчивым образом, полагают исследователи.
Встреча этого запроса может вызвать вред экологии усилением выбросов парниковых газов, истощению запасов воды и приводит к потере биоразнообразия.
Если поощрять людей есть меньше животных продуктов, сокращать мусор и не превышать свои нужды в пище, это позволит улучшить ситуацию. «Сокращение потерь в глобальной пищевой системе улучшит пищевую безопасность и поможет сократить экологический вред. До сих пор не было известно, как излишнее потребление влияет на систему. Это не только вредно для здоровья, как мы выяснили, но вредно для окружающей среды и продовольственной безопасности», — цитирует пресс-служба доктора Петера Александера (Peter Alexander) из Школы наук о земле Университета Эдинбурга и Сельского колледжа Шотландии.
scientificrussia.ru
Обзор подготовила Людмила Фрадкова, кандидат биологических наук