Наука в лицах

7 вопросов молодому учёному Валентине Каргиновой

Валентина Каргинова. Фото из личного архива
Валентина Каргинова. Фото из личного архива

«В отличие от других наук, учёным-экономистам нужны не только знания, но и внутренняя зрелость. Поэтому я рада, что у меня был опыт работы в бизнесе. Это научило меня также самодисциплине».

В проекте «7 вопросов молодому ученому» на наши вопросы отвечают молодые ученые Карелии.

 

Валентина Каргинова в 2010 году окончила Петрозаводский государственный университет, экономический факультет. В 2014-м здесь же окончила аспирантуру по специальности «Экономическая теория». Кандидат экономических наук.

Работает научным сотрудником отдела региональной экономической политики Института экономики КарНЦ РАН. 

Победитель конкурса научных работ молодых ученых КарНЦ РАН по направлению исследований «Общественные и гуманитарные науки» за 2017 год.

1) Кто или что повлияло на ваше решение заниматься наукой?

Я выросла в научной среде, семье физиков. Мои родители работали в университете, бабушка и дедушка – в педагогическом институте. Я бывала в лабораториях, где мама проводила занятия. И вместе с ней мы читали замечательную книжку «Физика для малышей». В книге рассказывалось, как на солнце поджарить яичницу, сделать телефон из спичечных коробков, а также описывался фокус с монеткой. Но я стала не физиком, а экономистом. Родственники шутили, что в семье хоть кто-то должен считать деньги.

В академическую науку пришла относительно недавно – три года назад. До этого работала в крупной энергетической компании и параллельно училась в аспирантуре. Мне повезло, моим научным руководителем был Владимир Борисович Акулов, доктор экономических наук, профессор – и по званию, и по призванию.

Науку я рассматривала как хобби: кто-то танцует, кто-то поёт, а я пишу научные статьи. После защиты кандидатской была готова заняться чем-то другим, но не смогла. И писать научные статьи по вечерам стало невозможно: новые задачи требовали совсем иного качества работы. И через два месяца после защиты я уже была научным сотрудником Института экономики Карельского научного центра РАН.

В отличие от других наук, учёным-экономистам нужны не только знания, но и внутренняя зрелость. Поэтому я рада, что у меня был опыт работы в бизнесе. Это научило меня также самодисциплине.

 

2) Чем людям могут быть полезны результаты ваших исследований?

Моя основная область научных исследований – экономическая безопасность. Экономические риски качественно отличаются от других видов рисков, например, техногенных и экологических. Принципиальным различием является их неустранимость, поскольку сама природа экономической деятельности предполагает риск: не рискуя, мы не можем получить доход. И это правило соблюдается всегда: в предпринимательстве, в банковской сфере, на фондовой бирже. При прочих равных условиях, чем выше уровень риска, тем больше доходность.

В России экономическая безопасность рассматривается как составляющая национальной, но, очевидно, что достижение абсолютной экономической безопасности невозможно и даже нежелательно. Необходимо определить и поддерживать оптимальный уровень рисков, который создаст условия для устойчивого экономического развития и защиты интересов акторов. Именно на это направлена моя исследовательская деятельность.

Однако в рамках своей специализации я активно взаимодействую с коллегами. На сегодняшний день наука стала настолько сложной, что открытия делаются не индивидуально, а научным коллективом. В технических областях это обусловлено сложностью проводимых экспериментов, в общественных – многогранностью процессов и явлений, их взаимосвязанностью и взаимозависимостью.

 

3) В чем главное достоинство и недостаток российской науки?

Главным достоинством я бы назвала высокое качество подготовки научных кадров. Аспирантура предполагает как образовательную, так и исследовательскую программы. В Европе в аспирантуре практически нет обучения, молодые учёные занимаются своими научными исследованиями. При этом и в Европе, и особенно в США не хватает специалистов, они активно привлекаются из-за рубежа.

В России есть сильные научные школы, например, относящиеся к ядерной физике. Перечень направлений научных исследований охватывает все отрасли знаний, в то время как в структуре Академии наук Китая нет отделений по общественным или гуманитарным наукам.

По сравнению с советским временем социальный статус учёных несколько снизился, и всё же он остаётся выше, чем в тех же США. Обратите внимание, какой образ учёного формируют американские фильмы и телесериалы, например, «Теория большого взрыва». Учёные показаны опасными для общества или, как минимум, крайне асоциальными. В России представители науки традиционно причисляются к интеллигенции, пусть и несколько оторванной от других классов, но думающей об их интересах.

Основными недостатками отечественной научной системы являются ограниченное финансирование и бюрократизация.

В России на науку тратится 1,1% ВВП, в то время как в Израиле и Южной Корее – более четырёх.

При оценке работы институтов всё большее распространение получают так называемые наукометрические методы (число статей РИНЦ, ВАК, Scopus и Web of Science). Публиковаться в зарубежных журналах, индексируемых в базах Scopus и Web of Science, многим не позволяет плохое знание английского языка, а в России подобных журналов мало, особенно по общественным и гуманитарным наукам. При составлении госзаданий это практически не учитывается. И целевым показателем не может выступать только число статьей. На первом месте должно быть качество, а не количество публикаций. Высокий рейтинг журнала не всегда свидетельствует об аналогичном уровне статьи, ведь, к сожалению, многие из журналов платные.

Часто научные разработки, полученные российскими учёными, остаются невостребованными, «на полках». Административно эту проблему пытаются решить путём введения целевых показателей эффективности по числу зарегистрированных патентов. Однако проблемы коммерционализации существуют и в других странах, например, в США: небольшая научная организация не может самостоятельно вывести на рынок лекарства, это возможно сделать, только передав разработки крупным фармацевтическим компаниям.

 

4) Каких прорывных открытий в науке стоит ожидать в ближайшие 10 лет?

Полагаю, что через 10 лет в ряде сфер искусственный интеллект сможет полностью заменить человека. Биотехнологии позволят выращивать некоторые ткани и органы, создавать эффективные лекарства. Возобновляемые источники энергии станут значительно дешевле, а новые виды пластика будут разлагаться быстрее.

Мы узнаем много нового и о космосе. Появятся первые результаты миссии по колонизации Марса Илона Маска. Также в 2018 году НАСА планирует запустить к поверхности солнца зонд Паркер. Он соберёт уникальные данные и, вероятно, учёные найдут ответ на вопрос, почему же поверхность солнца значительно холоднее его короны.

 

5) Если бы представилась возможность задать любому ученому любой эпохи один вопрос, кто был бы этот ученый и что за вопрос?

Могу назвать десяток учёных, которым я хотела бы задать вопросы. Если выбирать одного, остановлюсь на Стивене Хокинге и вопросе об антивеществе: как можно будет в будущем использовать антивещество и что сделает его добычу дешевле? Известно, что при столкновении антивещества и вещества выделяется колоссальная энергия, однако пока производство грамма антивещества стоит триллионы долларов.

 

6) Как вы относитесь к тому, что сегодня в школе обязаны заниматься исследовательской деятельностью уже с начальной школы?

При грамотном подходе положительно. В качестве члена жюри я посещаю школьные и студенческие конференции и могу сказать, что за несколько лет уровень докладов существенно вырос.

Детям близка исследовательская деятельность. Кто из нас не задавался вопросом, что произойдёт, если смешать ту жёлтую жидкость и эту бесцветную? Вот только научные методы младшим школьникам незнакомы. И показать их как раз и должны педагоги.

Кроме того, думаю, что проведение исследований в начальной школе поможет сохранить интерес к ним и в будущем. Неудачные эксперименты, без научной базы, у многих отбивают охоту заниматься инновациями. Люди болезненно реагируют на критику. Но на конференциях не всегда хвалят. Замечания учат держать удар, отстаивать то, что для тебя ценно. А советы позволят улучшить работу.

 

7) Чем вы любите заниматься в свободное время?

Самая сложная задача для научного сотрудника – следить за своим свободным временем. Зачастую мы не замечаем, что уже наступило время обеда или же закончился рабочий день. Наверное, не случайно в нашем институте висят часы с боем.

Хотя, безусловно, интересы учёных не ограничиваются только работой. Я по воскресеньям играю в спортивное «Что? Где? Когда?» в петрозаводском клубе интеллектуальных игр. Стараюсь поддерживать форму и кататься на велосипеде, коньках, лыжах. Очень люблю путешествовать: как бродить по музеям, так и сидеть у палатки перед костром.