Главное, Культура

Эскиз оперы

Эскиз оперы "Иоланта". Фото Ирины Ларионовой

В Музыкальном театре Карелии готовится постановка оперы Чайковского «Иоланта» в режиссуре Василия Заржецкого, впервые работающего в нашем театре.

 

В нынешнем сезоне в Музыкальном театре, как и всегда, ожидаются премьеры: балетная труппа под руководством Кирилла Симонова готовит балет на музыку Петра Чайковского «Лебединое озеро», а художественный руководитель оперы Юрий Александров — комическую оперу Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». И Александров, и Симонов уже давно и хорошо знакомы петрозаводским любителям музыки.

В этом году Петрозаводску предстоит познакомиться с творчеством еще одного режиссера музыкального театра — Василия Заржецкого, который в отличие от земляков-петербуржцев, занявших прочные места в музыкальной жизни столицы Карелии, впервые ступил на сцену Музыкального театра Карелии.

На сцене Музыкального театра Карелии Василий Заржецкий работает над постановкой оперы Петра Чайковского «Иоланта». Возможно выбор продиктован тем, что учитель режиссера, А. Петров, трижды обращался к этой опере, и  три его постановки имели разную трактовку. Причем последняя, в традициях театра «Зазеркалье», позиционируется как спектакль для всей семьи, то есть понятный детям и интересный взрослым зрителям.

Наверное, работая над «Иолантой», Заржецкий испытывает влияние мэтра, однако его спектакль отличается особым подходом молодого режиссера к оперному воплощению драмы В. Герца «Дочь короля Рене». Его  спектакль рассчитан на взрослую и даже на подготовленную публику.

Если в постановке А. Петрова в «Зазеркалье» прозревшая Иоланта шокирована открывшимся ей реальным миром, но она все-таки вписывается  в него, и спектакль очевидно заканчивается счастливо, то  у Заржецкого финал иной. Напряжение возрастает, начиная с парада планет во время борьбы героини, вдохновленной любовью, со своим недугом, к финальной сцене прозрения. Но музыка Чайковского, прославляющая свет, в оркестре явно противопоставлена показанному на сцене солнечному затмению, а прозревшая Иоланта не узнает Водемона, любовь к которому стала для неё спасением от слепоты. На этом сказка обрывается: обретя зрение, Иоланта выходит из своего мира детства в реальный мир взрослых, который скорее всего окажется жестоким.

Интересен подход режиссера не только к самой постановке, но и к зрителям: в Петрозаводске можно познакомиться с театральной кухней, с тремя этапами работы над оперным спектаклем: эскиз постановки, генеральная репетиция и премьера спектакля.

Работа над «Иолантой» будет длиться почти весь сезон, но уже 19 ноября петрозаводчане смогли увидеть завершение первого этапа. Спектакль отрепетирован с солистами и оркестром. Пока не готовы полностью декорации, не закончена работа над световыми эффектами, в спектакль не введен хор.

Но такая «неодетая» постановка дает возможность увидеть самую суть спектакля, когда солистам не скрыться ни за спиной хора, ни за декорациями, которые могут отвлечь зрителя от возможных неудач в необкатанном на сцене спектакле. И оперные певцы выдержали это испытание перед публикой.

Они смогли создать цельный актерский ансамбль, в котором каждый из них справился со своей задачей.

Наталья Ландовская доказала своё мастерство в заглавной партии. Павел Назаров, перед которым стояла задача исполнить всем известную, одну из самых знаменитых оперных арий —  арию Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей» — сделал это на высочайшем уровне, чем оправдал ожидание зрителей. Наконец, сложнейшая теноровая партия Водемона стала одним из украшений спектакля — голос Чингиза Кадырова звучал уверенно даже в самых пиковых местах.

По замыслу В. Заржецкого, озвученному им во время встречи со зрителями после просмотра, центральным героем постановки должен был стать король Рене, а одной из основных тем — тема родительской любви.

Но несмотря на достойное исполнении партии Александром Ватолкиным эта задача пока не решена. Внимание зрителей в первую очередь привлекает Иоланта. Очевидно, режиссерское прочтение будет реализовано в ходе дальнейшей работы над спектаклем, когда на сцене появится хор и будут готовы декорации, обещающие быть интересными.

Нельзя не упомянуть о дирижере, которому В. Заржецкий отводит основную роль и в претворении, и в подготовке спектакля: Алексей Ньяга не только руководил оркестром, но и очевидно нашел подход к оперным певцам, что позволило создать необходимую цельность исполнения оперы на сцене театра.

 

Василий Заржецкий
Василий Заржецкий

Василий Заржецкий — молодой режиссер, окончивший курс А. Петрова в Российском государственном институте сценических искусств в 2013 году. Свой выпускной спектакль «Снегурочка» он поставил на сцене Детского музыкального театра «Зазеркалье», который в Петербурге называют еще театром камерных оперных форм,  и  сразу оказался в сфере внимания оперной критики северной столицы:  на «Золотом софите» его первая постановка победила в номинации «Лучший спектакль в оперном театре».

Василий Заржецкий вошел в творческий коллектив театра «Зазеркалье», а затем возглавил его творческую мастерскую под названием «Лестница», превратившуюся под его руководством в независимый театральный проект.

Режиссерские работы В. Заржецкого не раз отмечались премиями за лучшие детские спектакли. Однако, он не ограничивается постановками исключительно для детей, свидетельство тому  —  музыкально-драматические сцены «Чёрный и белый Гойя», спектакль-плакат «Доктор Живаго» и ряд других. В марте 2014 года спектакль-трилогия «Война и мир» театрального проекта «Лестница» был удостоен премии Санкт-Петербургского общества «Театрал» в трёх номинациях, в том числе и за работу режиссёра-постановщика.

Режиссерские работы Василия Заржецкого оригинальны и интеллектуальны. И это неудивительно, ведь до выбора театральной карьеры будущий режиссер окончил филологический факультет Московского педагогического государственного университета, а в 2006 году аспирантуру, защитил диссертацию и стал кандидатом филологических наук.

Фото Ирины Ларионовой и Музыкального театра РК

 

Об авторе публикации: Федор Соломенцев — студент III курса исполнительского факультета Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова.

  • ИЛ

    То, что мы увидели 19 ноября — было просто замечательно!