Главное, Дом актёра, Культура

Пять вечеров с театром Вахтангова. Часть вторая

"Гроза" в театре имени Вахтангова. Фото Евгения Чеснокова, www.vakhtangov.ru
«Гроза» в театре имени Вахтангова. Фото Евгения Чеснокова, www.vakhtangov.ru

Борис Гущин продолжает обзор спектаклей Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, гастроли которого с огромным успехом проходят В Петрозаводске.

Вечер третий. «Посвящение Еве (Загадочные вариации)» Эрика Шмитта

Режиссер – Сергей Яшин. Сценическое движение – Ирина Филиппова

Абель Знорко - Василий Лановой. Эрик Ларсен - Евгений Князев. Фото www.vakhtangov.ru
Абель Знорко — Василий Лановой.
Эрик Ларсен — Евгений Князев. Фото www.vakhtangov.ru

 

Автор пьесы Эрик-Эммануэль Шмитт (1960 года рождения) – французский и бельгийский писатель и драматург, обладатель многих литературных и театральных премий. Его «Загадочные вариации» в конце XX – начале XXI веков шли в российских театрах, в частности, в БДТ. Сейчас популярна пьеса «Оскар и Розовая дама», которая была поставлена Олегом Липовецким и шла в Национальном театре Карелии.

Пьеса «Посвящение Еве» сделана по всем канонам традиционной дочеховской драматургии. И если бы кто-то вздумал писать учебник для начинающего драматурга, то я бы посоветовал ему начать с разбора «Загадочных вариаций».

С одним героем, кажется, все ясно. Старый писатель, лауреат Нобелевской премии Абель Знорко (Василий Лановой) затворнически живет на острове. Достаточно легкий в движениях и здраво, хотя и несколько замедленно, мыслящий, он напомнил мне полководца Суворова из довоенного фильма Пудовкина. Достоинство этой актерской игры еще и в том, что зритель ощущает рождение мысли героя, часто именно это и пробуждает к нему интерес.

Второй герой некий странноватый журналист Эрик Ларсен (Евгений Князев) приезжает на остров с согласия писателя для интервью. Его интересуют прообразы последнего романа в письмах. Странноватое настырное поведение «журналиста» до финала остается непонятным зрителю. Поведение это передается с высочайшей эмоциональной силой и держит зрителя в постоянном напряжении, несмотря на временами довольно-таки сложный и длинный текст. Весь спектакль и пьеса, разумеется, несут в себе доброе начало и пропитаны любовью и уважением к самым высоким человеческим чувствам. Мы видим сложившийся дуэт прекрасных и любимых народом актеров. В финале зал аплодировал стоя.

Но вот что хочется отметить. Спектаклю уже 18 лет. Поставлен он отличным режиссером-психологом Сергеем Яшиным, бывшим главным режиссером Театра имени Гоголя. Отсюда некоторая нестыковка эстетики вахтанговского театра последнего пятилетия и этого спектакля. На мой взгляд, мало чего добавляют в спектакль совершенно очаровательные внешне и пластически химеры (студенты театрального училища имени Щукина), являющиеся герою. Хотя это не мешает зрителям любить Василия Семеновича и Евгения Владимировича и ждать от них новых творческих высот.

 

Вечер четвертый. «Гроза» А. Островского

Режиссер – Уланбек Баялиев

Тихон - Павел Попов. Катерина - Евгения Крегжде. Кабаниха - Ольга Тумайкина. Фото www.vakhtangov.ru
Тихон — Павел Попов. Катерина — Евгения Крегжде. Кабаниха — Ольга Тумайкина. Фото www.vakhtangov.ru

 

Прежде чем скажу о своих зрительских впечатлениях, сделаю два отступления.

Отступление первое. Почему «Грозу» не ставят на Западе? Там зрители не могут понять, почему успешной в их представлении русской женщине надо топиться: у нее все есть – богатые родственники, любящий муж, любимый мужчина, с которым она может тайно встречаться. Что еще ей надо?!

Не дано им понять трагедию Катерины еще и потому, что большинство героев и героинь русской классики воспитаны в русле православной морали — в богобоязненности, совестливости и в осознании собственной греховности. Отсюда и частое противоречие – внутренняя духовная чистота (мораль) и буйство плоти (физиология).

Отступление второе. Когда-то в петрозаводском Театре кукол режиссер Наталья Пахомова поставила «Грозу». В нем был всего один персонаж – добрая, кающаяся Кабаниха. Такая вот зайка. В своем отзыве  на спектакль я тогда предложил постановщикам, идущим вслед за Н. Пахомовой, такую характеристику главных героев. Дикой – меценат, просветитель вроде братьев Третьяковых. Кулигин – неудачливый изобретатель, он же сексуальный маньяк. Феклуша – путешественник-этнограф, специалист по «людям с песьими головами». Кабаниха – подлинный луч света в темном царстве, сама доброта.

И вот, как говаривал Остап Бендер, сбылась мечта идиота! Господа режиссеры, честное слово, я тогда всё это ляпнул понарошку. (Кстати, с декларацией режиссера У. Баялиева, опубликованной в программке, я полностью согласен).

Что же я увидел? На сцене – огромная наклоненная мачта какого-то судна с распущенным парусом в ожидании ветра. Во втором акте парус уберут и аккуратно подвяжут – шторм, то есть гроза надвигается. Из прочих атрибутов — условное гимнастическое бревно и чан с водой, где Варвара будет топить Катерину, а та совершать омовение. Сознаюсь, я не понял эту метафору.

О героях. Кулигин (Юрий Красков) — убогий, жалкий человек, внешне и голосом напоминающий, как ни странно, клоуна Михаила Шуйдина. А ведь он механик и химик, обличитель жестоких нравов. Такой человек как минимум достоин роли хотя бы так называемого городского сумасшедшего!

Дикой (Александр Горбатов) — интеллигентный меценат, поддерживающий полезные городские начинания, внимательно изучающий вопрос установки громоотводов. А если  поорет на кого, что бывает исключительно редко, так ведь достают: тот же племянник. Настроен Дикой весьма лирично, до сих пор не истерлась его любовь к той, еще молодой Марфе Игнатьевне Кабановой.

Сама же Марфа Игнатьевна (Ольга Тумайкина) благодаря этой давней любви кажется нам далеко не одиозной личностью и не таким уж деспотом, хотя семейного деспотизма героине вполне хватает.

Тихон (Павел Попов) играет, на мой взгляд, вполне традиционно, искренне, в лучших традициях русского психологического театра. И в этом его сила. Тихону сочувствуешь, хотя этому герою сочувствуешь далеко не всегда.

Борис Григорьевич (Леонид Бичевин) духовно слаб, беспомощен, зависим от обстоятельств и скучен. Но хочу заметить: таким и должен быть именно не актер, а герой в восприятии зрителей.

Ваня Кудряш (Евгений Пилюгин) – этакий тогдашний, а скорее сегодняшний мачо, лишенный того старого гитарно-песенного обаяния. Музыка Фаустуса Латенаса если кому и подыгрывает, то во всяком случае не Кудряшу.

Феклуша (Евгений Косырев), конечно, не академический ученый-этнограф, но как бы на самом деле странница, хотя занудством от нее несет больше, чем от иного ученого.

Вот и мы и подошли к тому, что мне в моем ерничанье по поводу кукольной «Грозы» даже и в кошмарном сне не снилось. Такое могут предложить зрителю только немногие представители «новой драмы» — чуждой, как мне кажется, театру Вахтангова. Оказывается, Варвара (Екатерина Нестерова)… лесбиянка. Мало того, она и Катерину совращает. И любовь-то с Кудряшом она крутит, сидя, то есть лежа в бочке. Если же отбросить эти «новации», то признаем, что Е. Нестерова, фактуристая, красивая и высокоэмоциональная актриса, прекрасно ведет роль.

Катерина (Евгения Крегжде) играет на разрыв аорты. На мой взгляд, только она эмоционально захватывает зрителя. И может быть, этого кому-нибудь и достаточно, только не мне. Хочется ансамбля литературно-текстового в сочетании со сценически-актерским. Я этого в спектакле не увидел. Многие сцены воспринимаются как отдельные, не сцепленные между собой эпизоды, актеры иногда не слышат партнеров, текст произносят как во время чтения на уроке литературы (и это, по-моему, не специальный прием). Иногда возникает ощущение некой незаполненности пауз.

Текст А. Островского и новые режиссерские аттракционы плохо сочетаются.

В 1930-е годы бытовал такой термин – «мейерхольдовщина», применяемый к тем постановщикам, которые бездумно и не к месту формально применяли в своих спектаклях методы гениального режиссера. Как ни обидно это прозвучит, но работу режиссера Уланбека Баялиева я бы назвал «туминасовщиной». Верится, что в следующих работах молодого режиссера несомненное влияние Римаса Туминаса будет творчески переосмыслено.

Вахтанговцы есть вахтанговцы. Актерское мастерство не спрячешь. В финале зрители, как всегда, аплодировали актерам стоя.

Сегодня театр Вахтангова завершает гастроли в Петрозаводске спектаклем «Царь Эдип». О нем читайте на следующей неделе в заключительном обзоре Бориса Гущина.