О новом спектакле Негосударственного авторского театра Ad Liberum «Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» Пушкина
Работа с классическим материалом – всегда испытание и вызов. А работа с таким автором, как Пушкин, – прежде всего вызов самому себе. Нет права на ошибку. Зрителя нужно брать с первых минут звучания хрестоматийных рифм.
И да… стереотипы… Куда без них. Все знают, как должен звучать классик. Любая попытка экранизации или вольной фантазийной экспликации на сцене порождает шквал споров и сомнений. Любому школьнику известны цитаты из «Маленьких трагедий». Это данность. И с этим не поспоришь. Хотя… Когда соавтором Пушкина становится человек, который начинает вступать в диалог с эпохой, тогда в действие приходит магия театра. Классического и экспериментального. Звучащего и острого. Насущного и, без преувеличения, понятного и близкого.
Такой понятной и до крайности острой проблематикой наполнен спектакль Снежаны Савельевой. Позиция режиссера вторит позиции поэта. Да и сам режиссер становится поэтом, утонченно вплетая в знакомую историю свой дерзкий вызов обществу. Гражданская позиция и общечеловеческая нравственная платформа, заложенная Пушкиным, близка Савельевой. Но это не манифест, не призыв. Это стремление всколыхнуть Человечность. Приглашение к диалогу с самим собой.
Блистателен выбор главного героя. Чума. Время Чумы. Метафоричность пушкинских образов доверена одной актрисе – Елене Сапегиной. Режиссер вложила всю боль и горечь от происходящего в немного карикатурный образ Чумы. Едкий, как слезоточивый газ. Колкий, как отвергаемая правда.
Все остальные персонажи – куклы. По мановению чумной руки на поверхность всплывают людские грехи и страсти, так прочно похороненные нашим подсознанием. Кукловод – не лектор и не медик. Он отражение эпохи. Кривое, половинчатое отражение, как и грим у исполнительницы роли Чумы.
Надо заметить, что помимо главного героя, в спектакле есть ещё две актрисы – Наталия Антипина и Елена Димитрова, блистательно справившиеся с непростой задачей. Озвученные исполнительницей главной роли Еленой Сапегиной, подвластные им персонажи убедительны и интересны. Причем для Наталии и Елены это был первый опыт работы с куклами.
Выбор кукол в партнеры Чумы символичен. Броский и яркий характер образов призывает зрителя посмотреть в нелестное зеркало правды.
Художественная лаконичность оформления спектакля, учитывая пространство малой сцены Дома актера, тоже впечатляет. Каждая деталь сценографии не вызывает вопросов. Пространство, в котором рассказывается история, актерами освоено.
В спектакле с небольшими купюрами представлены все «Маленькие трагедии» Пушкина. Переплетения сюжетных линий неожиданны и оправданны. Наибольший интерес вызывает «Моцарт и Сальери». История зависти и таланта рассказана пронзительно и трогательно. И кукольный Сальери, и Моцарт ведут борьбу со своим внутренним врагом так, что заставляют переживать «дела давно минувших лет», актуальные и сегодня.
Свой особый спектакль играет музыка. Тоже классическая, у всех на слуху. Но этот режиссерский выбор оправдан. Где-то она звучит контрапунктом происходящему, а где-то уносит зрителя за пределы повседневности. Каждый музыкальный акцент выверен и обоснован.
Спектакль непростой, режиссерская палитра завораживает. А если учесть, что и куклы, и реквизит, да и всё, что наполняет этот спектакль, дело рук одного человека, нельзя не восхищаться талантом Снежаны Савельевой.
Обычный зритель, не искушенный в вопросах режиссерских поисков, получает ответы на множество своих вопросов. В спектакле есть надежда, он воскрешает в душах зрителей веру в свои силы и любовь, стирающую все наносное.
Каждому из нас дан свободный выбор решать, на чьей мы стороне – Добра или Зла. И при этом помнить: «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет – и выше…».
Фото театра Ad Liberum