Главное, Культура

Воспитание чувств

Сцена из спектакля «Про мою маму и про меня» О премьерном спектакле «Про мою маму и про меня» по пьесе Елены Исаевой в театре «Творческая мастерская»

 

 

Я очень любил московский Центр драматургии (он же театр) Алексея Казанцева и Михаила Рощина, который одно время располагался в центре Владимира Высоцкого на Таганке. В маленьком зале этого центра шли экспериментальные спектакли, отличающиеся, кроме оригинальности, еще и хорошим вкусом. И  в этом была несомненная заслуга Алексея Николаевича Казанцева (1945 – 2007), который каждый вечер был в своем театре. С ним мы дружили после постановки в 1998 году в петрозаводском Русском театре драмы его «Бегущих странников». Казанцев считал наш спектакль одним из лучших из поставленных по его пьесам.

 

Однажды перед спектаклем «Игра в классики» по Кортасару Алексей Николаевич познакомил меня с девушкой, предварительно наговорив кучу комплиментов о ней и ее пьесе «Юдифь», поставленную в его театре, которую я просто обязан посмотреть.

 

Большеглазая, очень серьезная и малоразговорчивая девушка была поэтессой и драматургом Еленой Исаевой. Ее стихи показались мне предельно искренними  и обжигающе горячими, а драматургия удивила хорошим литературным языком, пониманием законов сцены и многотемностью. Судите сами: «Юдифь»  – библейский  сюжет, «Счастливый Моцарт» – XVIII век, «Doc.top» – сегодняшний взгляд с улицы. По-моему, этот спектакль идет до сих пор.

 

Пьеса «Про мою маму и про меня», в которой явно ощущаются биографические черты, стала первым лауреатом премии «Действующие лица» (2003 год) , а радиоспектакль по ней – лауреатом радиовещательного союза «Приз Европы» (2004 год). «Doc.top» получил в 2006 году гран-при «Новой Драмы».

 

Театр «Творческая мастерская», как мне кажется, выбрал пьесу Елены Исаевой «Про мою маму и про меня» из-за ее жизненности, кажущейся простоты сюжета и редкостного в нашей современной драматургии целомудрия. Пьеса эта о любви, жажде любви, о несчастной любви, которая все равно счастливая. Конечно, если это любовь.

 

 

Самое главное для меня в этом спектакле – его современное звучание при полном отсутствии супермодных режиссерских наворотов. Режиссер – Вадим Мирошниченко Зрителя наполняет душевная теплота, идущая со сцены, которая переполняет актеров. Особенно во время очень кратких воздушных пауз, которыми насыщенно действо.

 

На мой взгляд, именно этот спектакль говорит нам, что русский реалистический театр жив и списывать его не только преждевременно, но и нелепо.

 

Многие из актеров прекрасно демонстрируют искусство перевоплощения, играя нескольких персонажей, не комикуя и не утрируя характеры. Больше всего трансформации досталось на долю Ольги Сахановой: учительница музыки, мама Ленки Домблянкиной, учительница литературы,  Соня, и, пожалуй, самое главное – Зинка, 20-летняя и 80-летняя. Ольга Саханова может быть разноплановой актрисой, вплоть до эксцентрики. Здесь же она акварельно обозначает разницу между своими героинями.

 

Разные характеры являет нам и Евгения Верещагина (Баба Рая в молодости, куратор из министерства, Юлька). Хочется отметить физическую подготовку актрисы в роли художественной гимнастки Юльки. Впрочем, все молодые актеры театра физически тренированны.

 

Ветераны театра тоже не подкачали. Бывший рядовой Красной Армии 1941 года Раечка (Галина Москалева) излучает доброту и ту, еще довоенную чистую наивность, которую не могли истребить последующие 60 лет. Людмила Баулина (Мама) обаятельна в своей любви к дочери и к Игоряшке (Валерий Баулин), вроде бы простому и в то же время загадочному человеку. И хотя влюбленные не встречаются, постоянное тяготение их друг к другу постоянно чувствует зритель. Кстати, когда я говорю о естественности поведения на героев,  имею в виду исключительно русский психологический театр и ни в коем случае не театр.doc.

 

Вполне ансамблево выглядели на сцене Сергей Яковлев (Филя и Главнокомандующий) и Александр Галиев (шофёр Лёха и Женя). Николай Белошицкий (Сережа Пригорев), по-моему, несколько приглушает свое обаяние. Но если оно есть, его не спрячешь. Опять же физподготовка выдает (игра с мячом). И верх обаяния в финальной сцене, которую ведет не он, а Валерия Ломакина. Даже не ведет, а потрясает зрителей своим вокалом и превращением из гадкого утенка, угловатого комплексующего подростка в белого лебедя. Валерия Ломакина сделала свою роль по-настоящему звездной.

 

Спектакль театра «ТМ» может быть рекомендован для семейного просмотра, что уже редкость  для нашего времени. Вы скажете: «А кукольный театр,  а детские утренники? Разве их нет?» Есть. Но спектакль о любви, который могут смотреть родители с детьми-старшеклассниками, на мой взгляд, один — «Про мою маму и про меня». Спектакль о воспитании чувств, прежде всего любви. Смотрится он на едином дыхании. Думаю, подростки не обойдут его своим вниманием. Придут и без родителей.

 

Как хочется, чтобы молодые актеры «ТМ» были более активно заняты в спектаклях театра!

 

И  в заключение стихотворение Елены Исаевой:

 

А впрочем, ребята, вы знаете – я не пью.

Но давайте, ребята, выпьем за сцену эту,

На которой вы стоите, а я смотрю,

То – мне кажется – лучшего места на свете нету.

И еще, ребята, за ваш высокий труд –

Сквозь обиды, болезни, долги, суету, измены –

За слова и поступки, которые нам не врут,

И за то, чтобы мы никогда не сошли со сцены.

 

Баба Рая - Галина Москалева (слева), Мама - Людмила Баулина, Лена - Валерия Ломакина
Баба Рая — Галина Москалева (слева), Мама — Людмила Баулина, Лена — Валерия Ломакина

Главнокомандующий - Сергей Яковлев (слева), шофер Лёха - Александр Галиев

Баба Рая в молодости - Евгения Верещагина (слева), Зинка - Ольга Саханова
Баба Рая в молодости — Евгения Верещагина (слева), Зинка — Ольга Саханова
Игоряшка - Валерий Баулин
Игоряшка — Валерий Баулин
Лена - Валерия Ломакина
Лена — Валерия Ломакина

 Фото Игоря Подгорного