Пока готовилось это интервью, в Agriculture_club стартовало столько оригинальных проектов, что аж дух захватывает! Самый свежий — «НЕ ТО», ночные читки пьес, которые не идут в театрах. В ночь с субботы на воскресенье на читке пьесы-антиутопии «Концлагеристы» любителям новой драматургии, кто пришел в последнюю минуту, мест уже не хватило, пришлось стоять.
Agriculture_club – арт-пространство, придуманное и созданное в буквальном смысле слова своими руками в кинотеатре «Калевала» Натальей Ермолиной и Светланой Кольчуриной. Здесь можно пообщаться с писателями, послушать французский шансон, поучиться в школе блогеров, заняться английским и финским, выпить чашечку горячего кофе, приготовить хумус – всего и не перечислить.
Наталья и Светлана рассказали «Лицею», что такое, по их мнению, новая культура, почему некоторые музеи нужно закрывать и почему неважно, где жить – в городе или деревне.
– Как вы думаете, почему арт-пространства стали популярны в Петрозаводске именно сейчас?
Наталья: – В провинцию всё доходит дольше. Спустя год-два после Москвы и Питера мы все-таки выстрелили. Близость нашего города к Европе помогла: мы рядом и ездим туда если не на стажировку, то хотя бы просто посмотреть. И в Петрозаводске много творческих людей, фабрик по производству творческих единиц: консерватория, училище, музыкальные и художественные школы. Люди выходят в свет с образованием и знаниями. Где им применить себя? Арт-пространства – одно из таких мест.
Отмирает мода на традиционное искусство. У нас уже несколько раз выступали артисты театров. Не просто спектакль, а формат, который по всей Европе давно успешно идет и на улицах. А петрозаводские театры боятся выйти на улицу, им достаточно сцены и занавеса. Петрозаводск всегда был передовым в экспериментах. Арт-площадки – еще один полигон для того, чтобы пробовать разные форматы на вкус.
Светлана: – И еще один фактор – менеджеры выросли. Готовы город и культурная среда, а сейчас появились еще и те люди, которые могут взять на себя ответственность. Это и дает популярность арт-пространствам. Их же сразу несколько получилось…
Наталья: – …но некоторые закрыли арт-часть. Это коммерция, арт-пространство денег не приносит. Мы вкладываем средства, но вместе с горожанами. Это риск, инвестиция, которая выстрелит, может быть, через годы. И чем хорош “Agriculture_club”: мы вложили, но не так много, чтобы жалко было с этим расставаться.
Светлана: – Посмотрите, из чего сделано арт-пространство: бросовый материал. Мебель досталась от «Калевалы», она всегда была в этом помещении. Подушки красивые шили вместе с горожанами. Полки – несколько реек купили, а на субботнике люди покрасили. Не нужно думать, что все должно быть дорого и богато, и только это впечатляет. Можно сделать своими руками и со вкусом оформить – это тоже работает.
– Вы это имели в виду, когда говорили: «Agriculture – дом новой культуры»?
Наталья: – Место, где люди сами могут применить свои таланты, знания и пообщаться. Взрослому поколению общаться негде, и нет места, где могли бы встретиться разные поколения. А у нас хорошо уживаются бабушки с чужими внуками или арт-сообщества. Везде приводим в пример женщину, которой за 60 лет. Она ходит на все перфомансы, литературные проекты и в школу блогеров. Она тусовщица! Мы даем возможность людям на пенсии быть тусовщиками. В обществе сложилось: тусовщики – люди до 30 лет. Ничего подобного!
Светлана: – Важно смотреть технологии и изучать общество: что интересно горожанам и какие у них потребности. Наташа держит всю местную поляну – контакты у нее. А я вообще человек приезжий. Люди в Петрозаводске талантливы, но они не знают, где себя проявить. И как только появляется площадка, которая дает возможность показать себя…
Наталья: –… они приходят сами. Так произошло и с Сашей – анонимным художником. Он участвовал в фестивале «Полоса отвода». И вдруг говорит: «Ой, а я тоже рисую!». Света сразу взяла его в оборот. Все им заинтересовались: мы же везде пишем, что он анонимный художник как Бэнкси, поддерживаем эту легенду. Саша действительно нигде не показывает свое лицо. Потом моя подруга из Мурманска написала: «В Мурманске тоже парень есть талантливый! Вы не хотите посмотреть его работы?». За нами закрепляется репутация – мы открываем даже анонимное искусство, которое сейчас живет и пробивается на уровне подполья. Всё спонтанно, интересно и происходит на глазах. Даже если ходит мало людей, они пробуют разные форматы.
Светлана: – Дома культуры, которые финансируются государством, находятся в ловушке. У них есть государственное задание: набрать в зал триста человек. И задача для тех, кто проводит там мероприятия, — не наполнить их смыслом и контентом, а набрать народ. Мы от этого отходим. У нас нет государственного задания, важно как можно больше маленьких, но интересных форматов. Пришли пять человек – зато им интересно.
– Как вы отбираете участников для проектов Agriculture?
Наталья: – Смотрим со Светой и просим показать, что человек умеет. На каждый талант найдется свой потребитель. А однажды мы пригласили французского шансонье, он был у нас проездом из Парижа. Мы не любим шансон, но согласились: «Ну ладно, пусть споет…». А оказался такой классный вечер! Людям понравился: он пел не «Владимирский централ», а французские и русские песни, не затертые. Иногда свое личное мнение лучше держать при себе, мы тоже заштампованные люди. Я не люблю шансон, и могла бы отказать. Но с коллегами обсудили, попробовали и не зря. Выстрелило!
Светлана: – Но мы отказали политическим партиям.
Наталья: – Не работаем с политикой. Либеральная партия свободных людей однажды приезжала. Мы свободные люди, и мы свободны сказать им «нет». Наша позиция такая: культура и искусство. С их помощью тоже можно изменить общество, и без революций. Мы пока не хотим революций – только культурных.
– Почему вы представляете Agriculture_club как рассадник культуры на стыке города и села?
Наталья: – Мы – ассоциация этнокультурных центров «ЭХО». Говорят: «За нами Москва», а за нами село. Мы высылаем туда ссылки на гранты и помогаем писать проекты. Когда они приезжают, заходят к нам в гости, дают концерты или мастер-классы. Деревня у нас за плечами, и это делает нас проще. Когда говорим, что мы сельский клуб, все смеются. А почему Agriculture? Так мы колхоз, село неасфальтированное! Это сразу снимает спесь. Мы люди простые и простых людей любим. Те, кто заходит к нам с претензией, сразу говорят: «А что это у вас тут за сарай?». Каждый понимает в меру своих представлений о богатстве и красоте жизни. У нас в этом богатство. Роскошь человеческого общения. (Смеется)
Светлана: – Важно снять границу между городом и селом. Во всем мире неважно, где ты живешь, в городе или на хуторе, – возможности равны. А в России это не так. Люди думают, если ты живешь в столице, у тебя такие возможности! А если в столице региона – их уже меньше. А если в Олонце – поменьше, а если в Нюхчу уехал – забудь вообще про возможности. И единственная возможность – это дорога, по которой выехать оттуда можно.
Для нас важно эту границу стереть, чтобы было понятно: люди везде могут получить равные возможности. Раньше в столицах были арт-пространства, сейчас у нас. А через год, может, откроются в Калевале. Почему нет?
– Если судить по работам конкурса «Сельский блогер», чем сейчас живет деревня?
Светлана: – Деревня, как всегда, живет циклами сельского хозяйства. Наши сельские блогеры – не жители деревни. Например, Егор Калмыков – единственный деревенский автор, и ему некогда вести блог. Мы его ругаем: «Почему блог не ведешь?». А он: «Ой, сенокос! Ой, до вашего ли мне блога, некогда!»
Культурная жизнь есть в деревнях. Сельские блогеры, которые живут в городе, показывают ее. Но у самих жителей села совсем другие темп и требования. Урожай и ягоды – не до блогов. Но зимой, наверное, люди будут писать больше.
– В детстве вы ездили в деревню?
Наталья: – Света почти выросла в деревне! А я колорадских жуков собирала и корову с шести лет доила. И сейчас могла бы.
Светлана: – Я родилась и выросла в маленьком городе, с населением 30 тысяч человек. Каждое лето мы ездили в деревню. Родители – люди деревенские, и мы всегда жили в своем доме. Что такое благоустроенная квартира, я узнала лет в 20. Все радости и тягости сельской жизни даже в черте города испытала. Были куры и хозяйство, а летом сенокос обязательно.
– Что, по вашему мнению, следует сделать с закрытыми домами культур и библиотеками?
Наталья: – Качество улучшать. Многие музеи допотопные и скучные. Если гостям неинтересно прийти, представьте, как местным это надоело. Там контент неинтересный. Наличие музея в деревне – еще не показатель высокого уровня культуры.
Светлана: – Одни музеи закрываются, другие открываются. Надежда из Нюхчи, учитель труда, стала собирать старинные вещи по всей деревне и собрала на музейчик у себя в сарае. А теперь там Дом деревни построили. Есть желание и ответственность у людей – всё получается. Не нужно ждать. Постоянное ожидание: кто-то сейчас придет и даст нам деньги, тогда мы все сделаем… От этого иногда еще хуже: деньги приходят в непонятном количестве, и люди не понимают, зачем они нужны.
Наталья: – А иногда даже не могут их освоить. Мы работали в одном проекте: половина бюджета потрачена впустую. Люди заказывали камеру, но даже не распаковали ее. Думают, если покрасить клуб, провести отопление и купить камеру – во будет! И дискотеки с алкоголем под Новый год. Тогда культура живет. Культура-то не в этом.
Если в музее нечего смотреть – человек и не зайдет. Зачем такие музеи? А библиотека раньше была культурным центром. Сейчас становятся центром интерактивные вещи. Может, лэнд-арт был бы важнее для села. В поселке Куркиёки, Марина Петрова выиграла грант: восстановила изгородь и сделала инсталляцию журавля. Находится журавль на питерской трассе: каждый второй заезжает и смотрит его, фотографируется.
Светлана: – Журавль около музея находится. Все видят сначала его, а потом уже в музей заходят. В Карелии музеи обычно находятся в странных уголках, куда не добраться. Наташа правильно говорит: нужно находить и пробовать другие форматы. Необязательно создавать что-то материальное. Самое ценное, что у тебя есть, – это твой интеллект и уровень культуры, который ты несешь дальше.
Фото из группы vk.com/agriculture_club