Проектирование учебного процесса в начальной школе на основе технологии интеллект-карт
Интеллект-карта — уникальный инструмент, совмещающий в себе средства обучения и диагностики. Мы продолжаем рассказывать об его применении в учебном процессе.
Аннотация
В статье рассматривается эффективный способ переработки и предъявления учебной информации, основанный на технологии интеллект-карт; продемонстрирована возможность применения технологии для формирования ключевых компетенций младших школьников; приведён пример организации учебной деятельности на основе технологии интеллект-карт и их использования в качестве инструментов диагностики учебных достижений обучающихся.
Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать, для чего учится, уметь находить информацию, размышлять над ней: анализировать, обобщать и систематизировать, а ещё уметь общаться, оценивать себя и других.
Как же научить всему этому школьника и главное узнать, чему же на самом деле он научился, в каких видах деятельности и какого рода затруднения испытывал при обучении?
Очевидно, что для решения обозначенных проблем необходимы иные приёмы и способы работы с учебной информацией и, как следствие, иные способы организации учебного процесса, позволяющие не столько формировать, сколько управлять формированием ключевых компетенций на основании информации обратной связи. Одним из таких эффективных способов, на наш взгляд, является технология интеллект-карт, основанная на визуализации ассоциативных связей.
Отличительные особенности этого подхода: графическое представление информации; визуализация её структуры; активное использование цвета и многомерных объектов; максимальное использование пространства листа бумаги. На первый взгляд может показаться, что ничего особенного в этом подходе нет. Дети и так умеют строить цветные и объёмные графические структуры, используя для этого различные инструменты от цветных карандашей до графических редакторов Word или PowerPoint. Но для построения интеллект-карт используются иные механизмы обработки информации, совершаются другие мыслительные операции, используются другие возможности мозга. Благодаря этому учебная информация быстрее и качественнее запоминается со всеми связями и отношениями между понятиями. Более того, интеллект-карта, построенная по определённым законам, отображает информацию не только об описываемом объекте в том контексте и объёме как его понимает автор, но и о логичности и системности его мышления. Таким образом, она одновременно визуализирует и комплекс учебных знаний, и способы их предъявления, и набор психологических приёмов, используемых автором карты для её построения. Можно без преувеличения сказать, что технология интеллект-карт это и способ организации учебно-познавательной деятельности, и инструмент для диагностики её результатов. Именно эта особенность технологии позволяет значительно расширить возможности участников образовательного процесса на разных его этапах.
Опыт работы показал, что применение технологии интеллект-карт эффективно уже на этапе начального обучения. Известно, что образование в начальной школе является базой всего последующего обучения, поэтому формированию общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит значительная доля ответственности за успешность обучения в основной школе, уделяется особое внимание.
Приведём пример проектирования и реализации учебного процесса в параллели третьих классов начальной школы на основе технологии интеллект-карт при изучении темы «Полезные ископаемые» в курсе «Окружающий мир» (УМК «Планета знаний»). Необходимо отметить, что на изучение данной темы отводится 3 часа учебного времени, которое мы разделили на этапы ‒ систему последовательных учебных действий, соотнесённых с логикой изучения нового материала и с логикой (законами) построения интеллект-карт.
- Постановка цели урока. Поиск необходимой информации из разных источников.
- Анализ, выделение существенной информации из текстов разного вида. Выделение ядра.
- Синтез ‒ построение интеллект-карты с использованием знаково-символических средств. Установление объективных связей.
- Самооценка интеллект-карты по заданным критериям.
Каждый этап урока ориентирует учащихся на определённую деятельность. Так, например, постановка цели урока ‒ построение интеллект-карты по теме «Полезные ископаемые», – ориентирует детей по двум направлениям:
- подбор графического образа к изучаемой теме (в соответствии с законами построения интеллект-карт)
- поиск информации о полезных ископаемых.
Подбор графического образа к теме – важная задача, поскольку адекватный рисунок или картинка побуждают ребёнка к адекватному ассоциированию и, как правило, к лучшему пониманию темы. Но не все дети могут хорошо рисовать, поэтому иногда мы предлагаем им воспользоваться готовыми картинками для своих интеллект- карт. Такой подход, с одной стороны, существенно экономит время на построение карты (картинки просто приклеиваются), с другой стороны ‒ исключается фактор нежелания рисовать из-за неумения. В нашем случае в качестве центрального образа интеллект-карты детям была предложена картинка, изображенная на рисунке 1.
Поиск информации включает в себя работу школьников с учебно-методическим комплектом: учебником, атласом, иллюстрациями, учебной коллекцией полезных ископаемых, рабочей тетрадью. Для полноты и разнообразия информации можно воспользоваться другими источниками, в том числе Интернетом.
На следующем этапе в ходе анализа и обсуждения прочитанного, беседы и уточнений учащиеся под руководством учителя приходят к выводу о том, что всю информацию о полезных ископаемых можно разделить на пять независимых блоков и сгруппировать её по следующим признакам: вид и название; главное свойство; способ добычи; применение; охрана. В этих выводах заключено ключевое содержание (ключевые слова) темы, подлежащее усвоению – ядро темы. Далее показываем, что содержание будет более полным, системным и запоминающимся, если его представить не в виде текста, а в виде интеллект-карты, используя графические средства. Для этого на следующем этапе переходим к синтезу ‒ построению интеллект-карт с использованием знаково-символических средств (законов построения) и установлению объективных связей между отдельными элементами карты.
В структуре интеллект-карты ключевые слова ‒ это первичные идеи, расположенные на главных ветвях, отходящих от центрального графического образа. Чтобы показать это, необходимо к центральному образу добавить ветви (стрелки, изогнутые линии, и т. п.), формирующие структуру интеллект-карты, примерно так, как это изображено на рисунке 2. Количество ветвей всегда равно количеству ключевых слов! В нашем случае 5 ключевых слов, поэтому и 5 ключевых ветвей. Рисуя ветви, нужно соблюдать размеры и расстояния между ними. Учитывая, что каждая ветка несёт определённую смысловую нагрузку, их необходимо раскрасить разными цветами.
Построение графической основы интеллект-карты – ответственный этап. Компактность карты и её чёткая структура очень сильно зависят от того, как изначально ориентированы главные ветви, ведь в дальнейшем каждая из ветвей будет заполняться учебной информацией. Дети на первых порах не всегда рационально используют пространство листа бумаги, на котором рисуют интеллект-карту, поэтому им необходимо оказать помощь, составляя карту вместе с ними. Для этого можно использовать либо классную доску с цветными маркерами, либо как мы ‒ специальную программу ConceptDraw MindMap (рис. 2).
Итак, графическая основа интеллект-карты готова, далее необходимо наполнить её предметным содержанием, что дети и делают, добавляя к главным ветвям столько ответвлений с отобранной информацией, сколько необходимо для раскрытия смысла ключевых слов, при этом стараются, чтобы ответвления не пересекались и не перепутывались (рис. 3).
Выполнение такой работы требует от детей серьёзных логических операций: сравнения, анализа, классификации, группировки, синтеза. С одной стороны, это способствует более глубокой и детальной проработке учебного материала и как следствие ‒ его лучшему усвоению. С другой стороны, визуализируются логика рассуждений и результаты принятия решений. Более того, становятся наблюдаемыми, а значит и управляемыми намерения ребёнка, которые при необходимости можно скорректировать. Нельзя не отметить, что своевременная адресная помощь, возможная благодаря визуализации умственных и практических действий ребёнка, является важным достоинством технологии интеллект-карт.
Далее, если попросить детей подобрать рисунки (графические образы), подходящие к словам, размещённым ими на ветвях интеллект-карты, то активизируются новые мыслительные процессы, которые до этого момента не были задействованы. К работе левого полушария мозга, которое отвечает за логику, подключается правое полушарие, отвечающее за образы. Так связывается работа обоих полушарий ‒ от ассоциаций к логике и обратно! В этом ещё одно достоинство технологии интеллект-карт.
Подбор рисунков к словам как мнемонический приём способствует не только лучшему запоминанию содержания карты, но и позволяет ребёнку выразить своё эмоциональное (позитивное или негативное) отношение к изучаемому объекту. Как правило, карты детей яркие, красочные и позитивные.
Выделение структуры интеллект-карты цветными блоками или закрашивание ветвей как главных, так и дополнительных (рис. 4) используется в двух случаях. Во-первых, когда карта имеет 5 и более ключевых ветвей и множество ответвлений, из-за которых может выглядеть размытой. Впрочем, такого эффекта может и не быть. Во-вторых, чтобы подчеркнуть общность информации, собранной на конкретной ветви. В любом случае, как бы то ни было, интеллект-карта с выделенными разноцветными ветвями выглядит целостнее и чётче.
Завершающий этап построения интеллект-карт – установление объективных связей между понятиями, составляющими содержательную основу интеллект-карты. Эти связи дети отображают двусторонними стрелками. Благодаря наличию таких связей, во-первых, разрозненные элементы учебной информации объединяются в единое целое, и интеллект-карта приобретает завершённый вид (рис. 5). Во-вторых, в связях отражается не только особенность восприятия учебной информации каждым ребёнком, но и объективность отношений между понятиями. Опыт работы показал, что чем больше связей найдёт и отобразит ребёнок в своей интеллект-карте, тем полнее, связаннее и содержательнее он прокомментирует её.
Установление объективных связей ‒ логическое завершение работы не столько над интеллект-картой, сколько над тем массивом учебной информации, которую ребёнку пришлось переработать. Интеллект-карта представляет её в сжатом, компактном, удобном для восприятия и передачи виде. Преимущества интеллект-карты перед текстовым конспектом очевидны: десяток ключевых слов запомнить легче, чем десять страниц текста!
Заключительный этап учебной деятельности ‒ самооценка, благодаря которой каждый ребёнок, опираясь на критерии оценивания интеллект-карт, выносит суждение о степени достижения им ожидаемого результата. Критериями оценки карты является наличие в ней:
- названия темы (о чём интеллект-карта);
- адекватного графического изображения темы в виде яркого, цветного, объёмного рисунка – центрального образа;
- первых ответвлений, несущих ключевую информацию об объекте (главные, ключевые ветви);
- ответвлений второго, третьего и т. д. порядка, несущих второстепенную информацию;
- рисунков, образов, ассоциирующихся со словами на ветвях;
- цветового оформления ветвей;
- объективных связей между отдельными словами интеллект-карты или её элементами.
На рисунках 6 и 7 приведены примеры завершённых детских работ. Предлагаем проанализировать их на предмет соответствия критериям оценки.
Об авторах:
Бершадская Елена Александровна, к.п.н., доцент ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, г. Москва;
Кузюкова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов вышей категории, ГБОУ Гимназия № 1583, г. Москва;
Петрушина Ольга Петровна, учитель начальных классов высшей категории, ГБОУ Гимназия № 1583, г. Москва.