В Карелии в восьмой раз прошли Фрадковские чтения, которые по традиции собирают молодых учителей республики.
В 2004 году, когда возникла идея проводить Фрадковские республиканские чтения для молодых педагогов, очень трудно было представить, какова будет их судьба.
Инициатором проведения первой конференции выступила 9-я школа Петрозаводска, да еще замахнулись провести ее в рамках съезда учителей Карелии. Как только 9-я школа заявила о своем решении, у начальника управления образования Петрозаводска появилась головная боль. Это был неподдельный гнев: как можно было набраться смелости и решиться на такое мероприятие, когда школа пребывает в таком плачевном виде!
Но мы стояли насмерть, и управлению ничего не оставалось, как изыскать средства и отремонтировать, правда, только третий этаж, где должна была проводиться конференция. Это была маленькая, но радость — наконец-то на школу обратили внимание и нашли вечно отсутствующие деньги на закрашивание дыр и трещин.
Но это было не главным! Чтения состоялись, аудитория была полным полна, выступления были искренними и теплыми, говорили об учителе Фрадкове, о его роли в образовании Карелии, проблемах, делились воспоминаниями.
Для молодых учителей все это было полным откровением. И мы поняли, что выбор был сделан правильно — именно для молодых учителей, приходящих в профессию, необходимо проводить такую школу-конференцию, чтобы было у кого и чему поучиться, обменяться опытом, поделиться первыми успехами и трудностями, попытаться найти решение для возникающих проблем.
Министерство образования Карелии препятствий для проведения чтений не чинило, но и помогать особенно не собиралось. Миссия организовывать чтения была доверена Институту повышения квалификации учителей республики (теперь КИРО). Денег на проведение у министерства как не было, так и нет. И только благодаря энтузиазму КИРО, вдохновителю и режиссеру чтений Надежды Дмитриевны Максимовой и ее коллегам по отделу педагогики и психологии КИРО, чтения проводятся один раз в два года.
Есть, конечно, и другие помощники: Центр развития образования, Державинский лицей, педагоги школ. Есть постоянно действующий оргкомитет, который обсуждает каждые чтения, говорит о том, что получилось и не очень. Очень удачной оказалась идея проводить конференцию не только в здании КИРО, а на базе школ, которые связаны с именем Фрадкова. Начали с Державинского лицея, а эстафету подхватил Лицей № 1, где чтения прошли в октябре этого года. Участников было, как всегда, около 80 человек, молодые учителя приехали из 10 районов Карелии.
Когда я перечитывала их итоговые анкеты, оказалось, что лишь единицы уже были на Фрадковских чтениях, а основной состав впервые участвовал в конференции. Это тоже вопрос для размышления. Об этом писала главный редактор интернет-журнала «Лицей» Наталья Мешкова в материале о 7 Фрадковских чтениях:
«Немало ярких выступлений слышали мы за эти годы. Известно, что у одних его участников сложилась яркая профессиональная судьба — как у учителя математики Державинского лицея Алексея Доронина, ставшего лауреатом российского учительского конкурса. Некоторые же исчезли из поля зрения. Что случилось: ушли из школы, опустили крылья или погрязли в бумажной рутине? Видимо, пора выходить на новый виток в проведении чтений, создать систему, позволяющую выстраивать траекторию развития молодого учителя, через институт наставничества быть с ним постоянно на связи».
В этих же анкетах большинство отвечающих за организацию и содержание чтений выставило 5 из 5 возможных баллов. И это не было лукавством. С первой минуты в зале воцарилась удивительная атмосфера доброжелательности и интереса. Прекрасны были молодые лица и горящие глаза учителей. Они с огромным удовольствием включались во все предложенные программой мероприятия, мастер-классы, секции, дискуссии.
Показателем, что все получилось, был полный зал на подведении итогов конференции и большое количество предложений в адрес следующих чтений. А так как через год КИРО отмечает свое 80-летие, решено провести в рамках юбилея девятые Республиканские Фрадковские педагогические чтения — и уже с международным участием. Эта идея витает давно — раздвинуть рамки конференции, пригласить для участия в ней молодых учителей близлежащих регионов России, из Финляндии.
Очень интересно пообщаться и понять, какие схожие проблемы есть у молодых педагогов, как их решают в других городах и странах, поделиться опытом, завязать новые связи. Собственно, это главная цель любых конференций — встретиться с профессионалами в своей области и обсудить проблемы, которые трудно решать в одиночку, варясь в собственном соку и выполняя циркуляры, спускаемые сверху.
В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения И.С. Фрадкова. Думаю, что конференция для молодых педагогов, которая стала по мнению многих брендом Карелии – лучшая память об учителе-новаторе.
Светлана Пахомова, директор средней общеобразовательной школы № 14 Петрозаводска: — На Фрадковских педагогических чтениях я стала не только докладчиком, но и модератором секции «Поддержка профессионального развития педагога» с участием молодых руководителей образовательных организаций Республики Карелия.
Открытие секции является логическим развитием одной из идей Фрадковских чтений: «Педагогическая профессия – это всегда творчество, развитие, поиск новых форм, методов и технологий». Уникальный опыт инновационного развития Пушнинской средней общеобразовательной школы и включенности всего педагогического коллектива в инновационные практики представил директор Александр Кондратьев. Результаты актуального в условиях перехода на ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья исследования готовности педагогов к инклюзивному образовании огласила заместитель директора Нововилговской школы №3 Алена Бобрецова. Каждый слушатель определил возможным к использованию в организации приемы методической работы, которые описала в своей работе заместитель заведующего детского сада №7 Инна Мельникова. Педагог дополнительного образования Кемского Дома творчества представила свои первые шаги в профессии.
Участники проявили максимальную заинтересованность по абсолютно всем докладам, прозвучало множество вопросов и комментариев. Коллеги сошлись во мнении, что участие в конференции является возможностью для профессионального обмена мнениями по актуальным вопросам управления образовательной организацией.
Хочу сказать большое спасибо за день нереальных эмоций и вдохновения, за общение с интересными и влюблёнными в своё дело молодыми педагогами, за прекрасное время для развития!
Фото КИРО