В прошлых выпусках мы учились серьезному делу – формулировать проблему таким образом, чтобы с ней можно было работать дальше. На этот раз предлагаем поиграть.
«Хорошо – плохо» – одна из самых «древних» тризовских игр. Сегодня уже трудно сказать, кто ее придумал. В том или ином виде эта игра встречается у зарубежных педагогов, авторов собственных концепций, например, у де Боно и Липмана. Умение находить плюсы и минусы в любом объекте, в любой ситуации, само по себе очень полезно. Попробуйте найти хорошее в том, что издавна кажется вам абсолютно скверным или, наоборот, обнаружить плохое в прекрасном и замечательном – и ваш взгляд на мир расширится вдвое!
Но в данный момент мы с вами заняты поиском проблем, и для нас наиболее полезной будет игра в следующем варианте:
Упражнение 5. ОНО ТАКОЕ – это и хорошо, и плохо.
• Возьмем любой объект, например, забор.
• Укажем любую его характеристику, например, он высокий.
• Найдем в этой характеристике забора ПЛЮС и МИНУС (например, забор высокий – это хорошо, потому что за ним можно спрятать двор от посторонних глаз, но это плохо, так как со двора не видно, что происходит на улице).
А нам надо, чтобы с улицы не было видно, что происходит во дворе и чтобы со двора на улицу смотреть было можно.
И ничего страшного в таком требовании на самом деле нет. Можно, например, сделать в заборе «окошко» и прикрыть его с внутренней стороны «шторкой». Захочешь глянуть на улицу – отодвинь шторку и посмотри. Посмотрел – закрой ее обратно. Снаружи открыть ее будет сложно.
Продолжаем двигаться вдоль забора. Забор деревянный – это хорошо, потому что материал натуральный, экологичный – и плохо, потому что для его постройки пришлось срубить деревья. Возможно, проблему решили бы ряды плотно посаженного высокого кустарника – живой забор.
Забор некрашеный – это хорошо, потому что при его изготовлении сэкономили материалы и время. Но это плохо, потому что выглядит скучно. А надо, чтобы и нескучно было, и ресурсы сэкономить. Возможно, решение – пригласить художников-любителей. Пусть себе рисуют на заборе. Можно предварительно устроить конкурс за право оставить на заборе свой шедевр. Тогда и рисунки будут качественные, и тратиться на это не придется.
Заметим, по сути мы снова имеем дело со схемой ЕСЛИ…, ТО (+), НО (-). Только в условии в данном случае используем уже имеющийся признак, как будто это мы собираемся строить такой забор: высокий, деревянный, некрашеный. Как будто мы рассуждаем: «ЕСЛИ ПОСТРОИТЬ ВЫСОКИЙ ЗАБОР, ТО (+) ДВОР МОЖНО СПРЯТАТЬ ОТ ПОСТОРОННИХ ГЛАЗ, НО (–) СО ДВОРА НЕЛЬЗЯ ПОСМОТРЕТЬ НА УЛИЦУ. Схема знакомая, просто в данном случае мы показали еще один способ выявления проблем. Потренируйтесь… В следующий раз мы покажем другой путь от игры «хорошо – плохо» к формулированию проблемы.
Еще один способ «поймать» проблему выглядит более радикально. Он заключается в том, чтобы совместить в одном объекте два противоположных свойства: потребовать, чтобы он – один и тот же – был большим и вместе с тем маленьким, прозрачным и матовым, сплошным и дырявым, твердым и мягким… Список можно продолжить.
В таком требовании нет ничего страшного, и даже ничего необычного в нем нет. Оглянитесь – вокруг полно предметов с разделенными противоположностями. Ручка-указка длинная, когда с ее помощью нужно на что-то указать, а для письма она телескопически складывается и становится короткой. Кастрюли на плите вместительные, а в шкафчике или сушилке мы вкладываем их друг в друга и они становятся компактными и т.д.
Попробуем поставить проблему в описанной выше форме. Вернемся к нашему забору. Напомним, в прошлый раз мы начинали постановку проблемы с «хорошо – плохо». Первый шаг будет таким же, но теперь мы посмотрим, что будет, если изменить обоснования.
Забор высокий –
это хорошо,
потому что ночью никто не проникнет за территорию,
но это плохо,
потому что днем он портит вид (и вообще днем достаточно обозначить территорию, ограждать ее не требуется).
В этом случае мы можем потребовать: забор должен быть высоким ночью, чтобы защитить территорию и низким днем, чтобы не портить вид, не мешать обзору. На этот раз мы поставили проблему в виде противоречия свойств (забор высокий – низкий). Осталось придумать конструкцию забора, который легко поднимается (или натягивается, или другим способом возникает) ночью, а днем так же легко убирается (опускается, исчезает).
Итак, мы получили еще один способ поставить проблему.
Упражнение 6. Что-то должно быть таким и этаким.
Если в каком-то объекте, предмете вы обнаружили свойство, которое вам чем-то нравится, а чем-то – нет (и убрать совсем его нельзя, и оставить не годится), попробуйте найти способ совместить это свойство с противоположным. Потребовать, чтобы объект обладал парой противоположных свойств – еще один способ поставить задачу.
Если вы пытаетесь, пользуясь этим материалом, заниматься со своими детьми, вам, вероятно, не вполне понятно, где, когда и как выполнять упражнения. Попробуем ответить. Сначала советуем вам попытаться самим сформулировать проблемы, поискать варианты решений и рассказать об этом ребенку. Ведь дети «сканируют» рассуждения взрослых и таким образом учатся рассуждать сами.
Искать противоречия увлекательно, а последние три занятия, начиная с «Хочу – нельзя!» мы только и делаем, что в разном виде обсуждаем противоречия. Формулируйте их сами, показывайте ребенку, как вы это делаете, – и вскоре вы заметите, что он пытается рассуждать аналогично.