ОТСМ-ТРИЗ педагогика, Ура! У нас проблемы!

Ура! У нас проблемы-5

В прошлых выпусках мы учились серьезному делу формулировать проблему таким образом, чтобы с ней можно было работать дальше. На этот раз предлагаем поиграть.

«Хорошо  плохо»  одна из самых «древних» тризовских игр. Сегодня уже трудно сказать, кто ее придумал. В том или ином виде эта игра встречается у зарубежных педагогов, авторов собственных концепций, например, у де Боно и Липмана. Умение находить плюсы и минусы в любом объекте, в любой ситуации, само по себе очень полезно. Попробуйте найти хорошее в том, что издавна кажется вам абсолютно скверным или, наоборот, обнаружить плохое в прекрасном и замечательном  и ваш взгляд на мир расширится вдвое!

 

Но в данный момент мы с вами заняты поиском проблем, и для нас наиболее полезной будет игра в следующем варианте:
Упражнение 5. ОНО ТАКОЕ  это и хорошо, и плохо.

•        Возьмем любой объект, например, забор.
•        Укажем любую его характеристику, например, он высокий.
•        Найдем в этой характеристике забора ПЛЮС и МИНУС (например, забор высокий  это хорошо, потому что за ним можно спрятать двор от посторонних глаз, но это плохо, так как со двора не видно, что происходит  на улице).

А нам надо, чтобы с улицы не было видно, что происходит во дворе и чтобы со двора на улицу смотреть было можно.

 

И ничего страшного в таком требовании на самом деле нет. Можно, например, сделать в заборе «окошко» и прикрыть его с внутренней стороны «шторкой». Захочешь глянуть на улицу  отодвинь шторку и посмотри. Посмотрел  закрой ее обратно. Снаружи открыть ее будет сложно.

 

Продолжаем двигаться вдоль забора. Забор деревянный это хорошо, потому что материал натуральный, экологичный  и плохо, потому что для его постройки пришлось срубить деревья. Возможно, проблему решили бы ряды плотно посаженного высокого кустарника  живой забор.

 

Забор некрашеный  это хорошо, потому что при его изготовлении сэкономили материалы и время. Но это плохо, потому что выглядит скучно. А надо, чтобы и нескучно было, и ресурсы сэкономить. Возможно, решение  пригласить художников-любителей. Пусть себе рисуют на заборе. Можно предварительно устроить конкурс за право оставить на заборе свой шедевр. Тогда и рисунки будут качественные, и тратиться на это не придется.

 

Заметим, по сути мы снова имеем дело со схемой ЕСЛИ…, ТО (+), НО (-). Только в условии в данном случае используем уже имеющийся признак, как будто это мы собираемся строить такой забор: высокий, деревянный, некрашеный. Как будто мы рассуждаем: «ЕСЛИ ПОСТРОИТЬ ВЫСОКИЙ ЗАБОР, ТО (+) ДВОР МОЖНО СПРЯТАТЬ ОТ ПОСТОРОННИХ ГЛАЗ, НО () СО ДВОРА НЕЛЬЗЯ ПОСМОТРЕТЬ НА УЛИЦУ. Схема знакомая, просто в данном случае мы показали еще один способ выявления проблем. Потренируйтесь… В следующий раз мы покажем другой путь от игры «хорошо  плохо» к формулированию проблемы.

Еще один способ «поймать» проблему выглядит более радикально. Он заключается в том, чтобы совместить в одном объекте два противоположных свойства: потребовать, чтобы он  один и тот же  был большим и вместе с тем маленьким, прозрачным и матовым, сплошным и дырявым, твердым и мягким… Список можно продолжить.

В таком требовании нет ничего страшного, и даже ничего необычного в нем нет. Оглянитесь  вокруг полно предметов с разделенными противоположностями. Ручка-указка длинная, когда с ее помощью нужно на что-то указать, а для письма она телескопически складывается и становится короткой. Кастрюли на плите вместительные, а в шкафчике или сушилке мы вкладываем их друг в друга и они становятся компактными и т.д.

Попробуем поставить проблему в описанной выше форме. Вернемся к нашему забору. Напомним, в прошлый раз мы начинали постановку проблемы с «хорошо  плохо».  Первый шаг будет таким же, но теперь мы посмотрим, что будет, если изменить обоснования.

Забор высокий 

                           это хорошо, 

                                   потому что ночью никто не проникнет за территорию, 

                          но это плохо, 

                                  потому что днем он портит вид (и вообще днем достаточно обозначить территорию, ограждать ее не требуется). 

В этом случае мы можем потребовать: забор должен быть высоким ночью, чтобы защитить территорию и низким днем, чтобы не портить вид, не мешать обзору. На этот раз мы поставили проблему в виде противоречия свойств (забор высокий  низкий). Осталось придумать конструкцию забора, который легко поднимается (или натягивается, или другим способом возникает) ночью,  а днем так же легко убирается (опускается, исчезает).

Итак, мы получили еще один способ поставить проблему.

 

Упражнение 6. Что-то должно быть таким и этаким.

 

Если в каком-то объекте, предмете вы обнаружили свойство, которое вам чем-то нравится, а чем-то  нет (и убрать совсем его нельзя, и оставить не годится), попробуйте найти способ совместить это свойство с противоположным. Потребовать, чтобы объект обладал парой противоположных свойств  еще один способ поставить задачу.

 

Если вы пытаетесь, пользуясь этим материалом, заниматься со своими детьми, вам, вероятно, не вполне понятно, где, когда и как  выполнять упражнения. Попробуем ответить. Сначала советуем вам попытаться самим сформулировать проблемы, поискать варианты решений и рассказать об этом ребенку. Ведь дети «сканируют» рассуждения взрослых и таким образом учатся рассуждать сами.

 

Искать противоречия увлекательно, а последние три занятия, начиная с «Хочу  нельзя!» мы только и делаем, что в разном виде обсуждаем противоречия. Формулируйте их сами, показывайте ребенку, как вы это делаете,  и вскоре вы заметите, что он пытается рассуждать аналогично.

  • Иван

    Умение находить в одном объекте «хорошее» и «плохое» одновременно очень актуально для 11-классников, сдающих ЕГЭ по истории. Как и в прошлом году, задание С5 требует анализа одного высказывания (мнения с двух противоположных сторон. Полезное задание, хоть и служит причиной «выноса мозга» для неподготовленных учеников.