В Петрозаводске впервые прошел Съезд технократов. Он собрал более 200 учителей математики, физики и информатики, управленцев, представителей ПетрГУ, КИРО и других специалистов.
Ярким событием стало выступление на съезде с открытой лекцией известного российского математика Николая Андреева.
Давайте будем честными
По словам Николая Андреева, современные дети искренне не понимают, зачем учить логарифмы. Одна из задач преподавателя — показать, зачем в жизни нужна математика. Андреев показал несколько оригинальных задач. Одна из них: «Как поворачивают поезда метро?». На показанной им мультипликационной модели, выполненный с использованием компьютерной 3D-графики, видно, что колёсная пара у поезда — два одинаковых усечённых конуса, жёстко соединённых осью. Подробнее здесь: www.etudes.ru
По ходу объяснения Андреев едко заметил:
На съезде работали различные секции, Клуб директоров, семинар по вопросам руководства. Наводят на размышления данные, которые привела в своем докладе на открытии съезда замглавы администрации Петрозаводска Римма Ермоленко.
Средний возраст учителей математики, физики и информатики в школах Петрозаводска — 45 лет.
Средний балл ЕГЭ по профильной математике в этом году снизился — 48,6 в 2017-м против 53,3 в 2016-м. Меньше выпускников набрали высокие баллы от 81 до 100: 24 в 2017-м против 44 в 2016-м.
Римма Ермоленко заверила, что математической и физико-технической составляющей в образовании города будет уделяться повышенное внимание. Правда, осталось непонятным, в чем это будет проявляться.
Директор Университетского лицея Надежда Пекарчик уверена, что в Петрозаводске работает сильная команда учителей математики, они, как никогда много, занимаются самообразованием. Теперь и Съезд технократов привлек внимание власти и общества к точным наукам. Остается надеяться, что всё это скажется на результате.
В рамках Съезда технократов работала площадка «Развитие мышления детей средствами ОТСМ-ТРИЗ РТВ технологий». Ее провели для педагогов начальной школы сотрудники детсада №45 «Березка». Заведующая Оксана Скворцова рассказала, почему сад выбрал для инновационной деятельности эти технологии, что они дают воспитателям, детям и родителям, как выросла «Березка» в педагогическую площадку большого объединения педагогов-дошкольников «Волга-ТРИЗ».
Руководители сами хорошо владеют этими технологиями. Оксана Скворцова в 90-е годы прошла обучение, результативно применяла ТРИЗ-технологии, работая учителем начальных классов. Методист Елена Курочкина познакомила участников семинара с основными мыслительными моделями, разработанными в ОТСМ-ТРИЗ технологии. Эти модели позволяют учить детей описывать и исследовать окружающий мир, ставить вопросы, решать противоречия.
Работу с мыслительными моделями, их приложение к организации проектной деятельности наглядно показала педагог-психолог, заслуженный учитель России Инна Крохина. Участники семинара посмотрели видеозаписи презентаций детских проектов, чтобы убедиться, что проектная деятельность, организованная с помощью ТРИЗ-инструментов, — мощный стимул для развития детей разного уровня, от коррекционных до одаренных.
Участники семинара высоко оценили представленные им результаты работы и поинтересовались, как адаптируются выпускники сада к обычной школе. По словам Инны Крохиной, дети и в школе используют освоенные в саду инструменты, но этого, конечно, мало, тем более, что ОТСМ-ТРИЗ технологии для школы разработаны.
С точки зрения преемственности проекты, выполненные в начальной школе, прокомментировала ТРИЗ-специалист, кандидат педнаук Алла Нестеренко. По ее словам, сегодня есть площадки, где удается осуществить преемственность сад-школа в использовании ОТСМ-ТРИЗ технологии, но в Петрозаводске, к сожалению, таких учреждений нет. Однако основа для построения такой преемственности есть:
— Детсад «Березка» — место в нашем городе, где сегодня наиболее системно, качественно и продуктивно используются ТРИЗ-технологии. Они получают впечатляющие результаты, их знают и уважают в сообществе дошкольных ТРИЗ-педагогов России.
***