Очень скоро Кошка – героиня пьесы С.Я. Маршака – обретет новый дом в стенах Музыкального театра Карелии, и афиша пополнится любимой многими поколениями детей сказкой «Кошкин дом».
Детская литература высшей пробы в сочетании с замечательной музыкой П.П. Вальдгардта уже на этапе репетиций превратилась для труппы не столько в работу, сколько в удовольствие. Легкие, ловкие, складные стихи дороги артистам как одно из первых поэтических воспоминаний детства. Веселые и мелодичные песни уже несколько недель как перекочевали за пределы репетиционной комнаты. Теперь их распевают все: от актеров до монтировщиков сцены.
Незадолго до премьеры мы встретились с режиссером Юлией Чудненко, выпускницей ГИТИСа. Этот спектакль – ее дипломная работа.
— Юлия, что повлияло на выбор в пользу «Кошкиного дома»? Такая популярная сказка, идет повсюду, известна наизусть…
— Это было спонтанно и довольно неожиданно. Мне сказали, что есть такая возможность — поставить «Кошкин дом» в Музыкальном театре. И я подумала: «Почему бы нет?». Начала работать над пьесой, слушать музыку Вальдгардта, искать ноты и изучать клавир. Музыка – удивительная, очень запоминающаяся, но при этом не примитивная. В ней интересные ходы, разная стилистика: есть и джаз, и оперетта, и опера, и музыка из советских кинофильмов. Композитор все это так интересно совместил.
Чем больше я читала литературный текст Маршака, тем больше всего в нем находила. Не секрет, что все режиссеры-выпускники, и я в том числе, хотят поставить в качестве дипломного спектакля «Царскую невесту» или «Франческу да Римини». Но всему свое время. А в музыкально-драматическом спектакле, тем более детском, все может быть не менее интересно, а подчас и сложно. В казалось бы, простой сказке открывается такое количество пластов, что она может по насыщенности смыслом спорить с серьезным произведением для взрослых. Поэтому я рада, что так сложилось. Для меня эта работа – подарок судьбы.
— О чем вам хотелось поговорить со зрителем в этом спектакле?
— В первую очередь о том, что материальное – не самое главное в жизни. Думаю, что эта тема актуальна сейчас как никогда. Очень хотелось бы, чтобы современные дети, имея все блага материального мира, понимали, что это преходящее. И только то, что у них внутри, то, как они общаются друг с другом, взаимодействуют с окружающими, с семьей, то, какие они люди, что они привносят в этот мир на общее благо, – только это имеет значение. В «Кошкином доме» все это есть. Также очень важная мысль в сказке: что посеешь, то и пожнешь. Прогнала Кошка котят, и тут же случается пожар, из-за которого она все теряет и ей приходится просить милостыню. И открыли свой дом только котята, душа которых открыта к сопереживанию.
— Главная героиня – Кошка?
— Да, потому что именно она дана нам авторами в развитии. Кошка меняется, перерождается. Хор вначале восхваляет ее наряды, обстановку в доме, сам дом. Всех, и в том числе героиню, занимает, условно говоря, бахрома. А в конце тот же хор поет о том, что не сапожки-сережки хороши, а сама Кошка. Произошли события, в результате которых героиня становится другой. И вот этот переход от материальных к духовным ценностям, когда она смогла разглядеть рядом с собой тех, кто стал для нее потом так дорог, кто открыл ей двери дома и своей души, – важный момент, который делает сказку глубокой.
– Как идет работа над спектаклем?
– Замечательная атмосфера в театре! Как-то все просто и одновременно очень серьезно. Актеры заинтересованы, они стараются, пытаются что-то предложить. Возникает элемент сотворчества. Я считаю, что это важно, потому что когда режиссер просто говорит: «Ты поди сюда, здесь постой, потом сядь на стул» – кстати, при этом может получаться отличная картинка и в целом неплохой спектакль – это не то, что мне надо. Актеры должны понимать, что им играть. Все-таки способ донесения режиссерской мысли возможен только через актера. Если режиссер не может что-то менять «под актера», какие-то свои заготовки, мизансцены, некоторые действия, то это не совсем верно. Многое рождается в репетициях, и когда так происходит – это прекрасно! Тогда спектакль будет живым. Актеры предлагают очень интересные вещи. Если это уместно, я соглашаюсь, потому что им потом это играть и именно им должно быть в первую очередь интересно.
– Какой аудитории вы адресуете спектакль?
– Музыка так хороша, что если родители приведут трехлетних детей, будет прекрасно. И уверена, что дети разного возраста будут видеть какую-то свою историю. Малыши заметят яркие декорации, красивые костюмы. Они поймут все, потому что история внятная, образы харизматичные, артисты играют заразительно. Для младших школьников, которые, придя в школу, оказываются в новом для себя, очень материальном мире, где все меряются гаджетами, важна история о том, что надо быть добрым, хорошим другом, сочувствовать окружающим, помогать тому, кто слаб и обижен. Взрослым тоже будет на что посмотреть: в спектакле много юмора и красивой, узнаваемой музыки.