Афиша Петрозаводска

Театральный дом для Кошки

Режиссер Юлия Чудненко . Фото Музыкального театра РК
Режиссер Юлия Чудненко . Фото Музыкального театра РК

Очень скоро Кошка – героиня пьесы С.Я. Маршака – обретет новый дом в стенах Музыкального театра Карелии, и афиша пополнится любимой многими поколениями детей сказкой «Кошкин дом».

Детская литература высшей пробы в сочетании с замечательной музыкой П.П. Вальдгардта уже на этапе репетиций превратилась для труппы не столько в работу, сколько в удовольствие. Легкие, ловкие, складные стихи дороги артистам как одно из первых поэтических воспоминаний детства. Веселые и мелодичные песни уже несколько недель как перекочевали за пределы репетиционной комнаты. Теперь их распевают все: от актеров до монтировщиков сцены.

Незадолго до премьеры мы встретились с режиссером Юлией Чудненко, выпускницей ГИТИСа. Этот спектакль – ее дипломная работа.

 

— Юлия, что повлияло на выбор в пользу «Кошкиного дома»? Такая популярная сказка, идет повсюду, известна наизусть…

— Это было спонтанно и довольно неожиданно. Мне сказали, что есть такая возможность  — поставить «Кошкин дом» в Музыкальном театре. И я подумала: «Почему бы нет?». Начала работать над пьесой, слушать музыку Вальдгардта, искать ноты и изучать клавир. Музыка – удивительная, очень запоминающаяся, но при этом не примитивная. В ней интересные ходы, разная стилистика: есть и джаз, и оперетта, и опера, и музыка из советских кинофильмов. Композитор все это так интересно совместил.

Чем больше я читала литературный текст Маршака, тем больше всего в нем находила. Не секрет, что все режиссеры-выпускники, и я в том числе, хотят поставить в качестве дипломного спектакля «Царскую невесту» или «Франческу да Римини». Но всему свое время. А в музыкально-драматическом спектакле, тем более детском, все может быть не менее интересно, а подчас и сложно. В казалось бы, простой сказке открывается такое количество пластов, что она может по насыщенности смыслом спорить с серьезным произведением для взрослых. Поэтому я рада, что так сложилось. Для меня эта работа – подарок судьбы.

 

— О чем вам хотелось поговорить со зрителем в этом спектакле?

— В первую очередь о том, что материальное – не самое главное в жизни. Думаю, что эта тема актуальна сейчас как никогда. Очень хотелось бы, чтобы современные дети, имея все блага материального мира, понимали, что это преходящее. И только то, что у них внутри, то, как они общаются друг с другом, взаимодействуют с окружающими,  с семьей, то, какие они люди, что они привносят в этот мир на общее благо, – только это имеет значение. В «Кошкином доме» все это есть. Также очень важная мысль в сказке: что посеешь, то и пожнешь. Прогнала Кошка котят, и тут же случается пожар, из-за которого она все теряет и ей приходится просить милостыню. И открыли свой дом только котята, душа которых открыта к сопереживанию.

 

— Главная героиня – Кошка?

— Да, потому что именно она дана нам авторами в развитии. Кошка меняется, перерождается. Хор вначале восхваляет ее наряды, обстановку в доме, сам дом. Всех, и в том числе героиню, занимает, условно говоря, бахрома. А в конце тот же хор поет о том, что не сапожки-сережки хороши, а сама Кошка. Произошли события, в результате которых героиня становится другой. И вот этот переход от материальных к духовным ценностям, когда она смогла разглядеть рядом с собой тех, кто стал для нее потом так дорог, кто открыл ей двери дома и своей души, – важный момент, который делает сказку глубокой.

 

– Как идет работа над спектаклем?

– Замечательная атмосфера в театре! Как-то все просто и одновременно очень серьезно. Актеры заинтересованы, они стараются, пытаются что-то предложить. Возникает элемент сотворчества. Я считаю, что это важно, потому что когда режиссер просто говорит: «Ты поди сюда, здесь постой, потом сядь на стул» – кстати, при этом может получаться отличная картинка и в целом неплохой спектакль – это не то, что мне надо. Актеры должны понимать, что им играть. Все-таки способ донесения режиссерской мысли возможен только через актера. Если режиссер не может что-то менять «под актера», какие-то свои заготовки, мизансцены, некоторые действия, то это не совсем верно. Многое рождается в репетициях, и когда так происходит – это прекрасно! Тогда спектакль будет живым.  Актеры предлагают очень интересные вещи. Если это уместно, я соглашаюсь, потому что им потом это играть и именно им должно быть в первую очередь интересно.

Эскизы костюмов к спектаклю Кошкин дом. Фото Музыкального театра РК
Эскизы костюмов к спектаклю Кошкин дом. Фото Музыкального театра РК
Эскиз костюма Кошки. Фото Музыкального театра РК
Эскиз костюма Кошки. Фото Музыкального театра РК

 Какой аудитории вы адресуете спектакль?

 Музыка так хороша, что если родители приведут трехлетних детей, будет прекрасно. И уверена, что дети разного возраста будут видеть какую-то свою историю. Малыши заметят яркие декорации, красивые костюмы. Они поймут все, потому что история внятная, образы харизматичные, артисты играют заразительно. Для младших школьников, которые, придя в школу, оказываются в новом для себя, очень материальном мире, где все меряются гаджетами, важна история о том, что надо быть добрым, хорошим другом, сочувствовать окружающим, помогать тому, кто слаб и обижен. Взрослым тоже будет на что посмотреть: в спектакле много юмора и красивой, узнаваемой музыки.