Более половины школ Карелии — сельские: 100 из 199. С начала века 86 сельских школ закрыто.
День сельской школы в восьмой раз провели в Карелии. Учителя и директора вновь собрались для обсуждения острых проблем и обмена опытом.
День сельской школы инициировала Ассоциация сельских школ Карелии.
— По документам школа средняя, но открыть десятый класс для двух-трех человек не позволяют.
Ученики, имеющие такую возможность, переезжают в города для поступления в колледжи. А ребята, которые остаются в поселках и деревнях, из-за сокращения количества учеников не могут продолжить обучение в школе.
— Не исключаю, что и в нашей школе спустя пару лет не будет 10-11-х классов, – поделилась опасениями Екатерина Евсеева, директор средней школы села Ведлозеро. Несмотря на то что школа располагается в добротном кирпичном здании, что есть учителя, второй год вопрос комплектования старших классов здесь стоит достаточно остро.
Вызывает беспокойство у образовательного сообщества республики ситуация в средней школе №1 поселка Шуи. По информации педагогов, директора Андрея Анастасьева в устной форме предупредили об увольнении из-за скандала, разразившегося после того, как учитель школы выступила с критикой организации детских соревнований в районе. Местные жители и коллектив школы активно выступили против этого управленческого решения, но учредитель имеет право уволить руководителя школы по второму пункту статьи 278 Трудового кодекса РФ. Ситуацию взяли на контроль в Ассоциации сельских школ Карелии.
Обеспокоенность коллег вызывает положение в поселке Луусалсми Калевальского района, где в ноябре 2019 года сгорела школа. В поселке подготовлены новые помещения для школы и детского сада, но разрешение на ведение образовательного процесса пока не получено. Дети четвертый месяц обучаются на дому.
– Это должны быть не обогреваемые коробки типа фельдшерско-акушерских пунктов, а современные сооружения, ориентирование на воспитание и обучение детей, со всеми условиями на уровне лучших городских – отоплением, канализацией, за исключением, может быть, только бассейна, – убежден Сергей Сенькин.
По его мнению, строить школы за городом можно из дерева по специальным проектам, профессиональными бригадами, работниками которых должны быть жители сельских районов, прошедшие профильное обучение.
Осенью 2018 года в Карелии построили новую школу на 330 человек в поселке Ледмозеро Муезерского района. Ее директор Алла Фалькова рассказала, что есть проблемы, например, высокие коммунальные платежи и отсутствие воды. Вода в поселке не соответствует требованием надзорных служб. У школы до сих пор нет собственного автобуса, на котором ученики могли бы выехать на соревнования, культурные события и экскурсии. Транспорт необходим и для подвоза школьников из соседнего поселка Тикша.
Эмоционально обсуждая трудности, участники искали возможности для их решения. Знакомясь с опытом сетевого взаимодействия, педагоги узнали о ресурсах Школьной лиги РОСНАНО, которая помогает развивать естественнонаучное образование. Школа №2 Петрозаводска «Источник» представила целый кейс технологий, связанных с развитием читательских компетенций. Информация доступна на сайте школы всем, кто готов уделить внимание этой теме и присоединиться в формате вебинаров и дистанционного сотрудничества.
В Ассоциации сельских школ Карелии считают, что такого рода встречи помогают учителям и директорам решать проблемы и искать ресурсы самостоятельно, находя поддержку в сотрудничестве и совместной работе с коллегами. Важно, что здесь не уклоняются от обсуждения трудностей.
— Проблемы решаются только тогда, когда облекаются в слова, – уверена Татьяна Танцева, председатель Совета Ассоциации сельских школ Карелии.
Рекомендации участников Круглого стола будут выложены после их доработки рабочей группой.
А ведь лаборатория сельской школы ПетрГУ во главе с Зинаидой Ефловой разработала 21 модель сохранения сельской школы! В «Лицее» мы опубликовали 13 моделей. Вот, например, агрошкола, которая «позволяет школьнику попробовать себя в сельскохозяйственных профессиях, примерить на себя сельский образ жизни как перспективную и успешную жизненную стратегию. В Карелии нет ни одной такой школы».
Складывается впечатление, что педагогическая сельская общественность и власть, исполнительная и законодательная, все дальше расходятся друг от друга. Пустые бессодержательные выступления их представителей на Дне сельской школы — лишнее тому подтверждение.