Жизнь фестиваля «Белые ночи Карелии» продолжается
Лирика, воплощаемая автором в музыке, – искренняя, естественная, всегда понятная и мелодически привлекательная – важнейшее достоинство мышления композитора Баруха Берлинера.
Наступившая пандемия коронавируса настолько стремительно изменила нашу жизнь, что очень многие до сих пор не в состоянии осознать опасности сложившейся ситуации, по закоренелой российской особенности возлагая надежды на «авось». И никакие уже проверенные разумные доводы не могут радикально сдвинуть с места все ухудшающуюся картину с ростом количества заболевающих и печальных исходов.
В этой обстановке люди искусства, особенно остро почувствовали вошедшие в практику многочисленные издержки существования вплоть до лишения работы. И напрашивается естественный вопрос – доколе терпеть и должны ли музы смолкнуть?.. Что касается муз, ответ безусловен: категорическое НЕТ! Без этого живой человек просто не может существовать. Как известно, любой народ слагал свои легенды, стихи и песни даже в самых страшных условиях бытия, даже умирая, ибо эмоции, какими бы они ни были, это тот бесценный и постоянно пополняющийся кладезь, который несет в себе человек с момента рождения.
Думаю, что над всем этим размышляет уже третий десяток лет и создатель нашего музыкального фестиваля «Белые ночи Карелии», заслуженный деятель искусств Республики Карелия Виктор Михайлович Горин, внесший в музыкальную жизнь края за годы фестивальной работы поистине бесценный вклад. Практически все приглашенные им исполнители давали фестивалю очень высокие оценки и приезжали, как правило, неоднократно.
Данный факт подтверждается и открывшимся 20 октября в Музыкальном театре очередным, шестнадцатым по счету фестивалем. В программе концерта «Библейские истории» звучала музыка израильского композитора Баруха Берлинера, с которым мы познакомились в предыдущем фестивале. Тогда, три года назад он приезжал в Карелию, а нынче новой встрече с композитором помешал коронавирус. Но музыка обошла кордоны и зазвучала, как и планировалось.
Мы рады были познакомиться и с неизвестными произведениями, и с их создателем, человеком уже весьма почтенных лет, оказавшимся личностью разносторонне одаренной и очень интересной. Знакомство с Карелией, обстановка на фестивале, прием слушателей произвели на Берлинера столь сильное впечатление, что композитор выразил желание посетить нашу гостеприимную землю еще раз. Этому не было никаких преград, но мы ошиблись, обстоятельства оказались сильнее – фестиваль, проводившийся раньше ежегодно, вынужден был приостановиться. Но Горин сделал невозможное, и фестиваль опять зазвучал.
Напомню некоторые биографические данные композитора. Нам он открылся в своих творениях не только как музыкант, но и как поэт и драматург, создатель сценарной основы замыслов. Однако на Западе его имя известно не только этим. Поступив в Цюрихский университет и окончив его как математик и физик, Берлинер на многие годы погрузился в науку, написав более семидесяти работ и выступая с лекциями в ведущих университетах мира.
Музыкой он начал заниматься в детстве, поступив в Академию Тель-Авива в класс скрипки. Но в 18 лет, увлекшись наукой, отдал ей многие годы. Музыка внешне на время как будто отошла, но продолжала жить в его сознании и интересах, обогащая и развивая эмоциональный потенциал, и только ждала своего выхода.
В нынешнем концерте автор предложил для исполнения два произведения, причем одно из них – симфоническая поэма для чтеца, баритона и оркестра «Сон Иакова» — мы слышали в 2018 году. Содержание сочинения в принципе не изменилось, ибо основано оно на известном ветхозаветном предании об Иакове – родоначальнике двух ветвей народа Израиля. (Во сне ему привиделась лестница со снующими по ней ангелами, которых Иаков воспринял как символ пути к Богу). Но повторное исполнение не стало просто прихотью автора. Дело в том, что композитор нередко продолжает размышлять над произведением после премьеры и тем самым длит процесс творения, что и произошло с услышанной поэмой, то есть родилась новая редакция. Вообще, подобная работа автора на практике вполне обычна, но на удивление исполнителей процесс совершенствования продолжался и во время репетиций в Петрозаводске. Современная электронная связь творит чудеса и дает возможность композитору наблюдать даже над репетициями издалека и вносить дополнительные поправки. В итоге всей проделанной работы в определенной мере усложнилась драматургия и детали оркестрового звучания.
Исполнение симфонической поэмы на сей раз осуществил другой коллектив – оркестр Музыкального театра Карелии под управлением дирижера Михаила Синькевича, очень достойно осуществивший свою творческую миссию. Это особенно приятно отметить, ведь как исполнитель коллектив проводит жизнь в оркестровой яме и лишь изредка появляется на сцене, а это совсем иной исполнительский посыл. Но благодаря художественному руководителю музыканты показали себя в наилучшем творческом качестве. Партию баритона исполнил солист Музыкального театра Игорь Макаров.
Свою роль чтеца из первого исполнительского варианта сохранил лишь актер и режиссер Национального театра республики Андрей Дежонов. В этом амплуа он неоднократно выступал в программах фестиваля, всегда глубоко вникая в текст, артистически ярко и убедительно подавая его. К сожалению, в этом выходе он оказался без микрофона, отчего текст в плане слышимости очень пострадал. К счастью, во втором отделении, где литературная основа также была очень важной смысловой «партией», раскрывая содержание, спасительный микрофон реабилитировал недоразумение.
Во втором отделении исполнялась оратория «Авраам» для чтеца, мужского хора и оркестра. Правоверный иудей, человек глубоко религиозный, Берлинер не мыслит себя без творческого общения с библейскими сюжетами. Вот и в этом сочинении герой – не просто один из персонажей Ветхого Завета, но одна из сложнейших трагических фигур великого повествования. И музыка, родившаяся как чуткий эмоциональный отклик на первоисточник, дает возможность адекватного восприятия событий сюжета. В ней есть все: и мудрое размышление рассказчика, и острая напряженность драматических моментов и, конечно, лирика, которая в творчестве композитора вообще занимает очень большое место, это мы поняли еще при первой встрече. Нередко она несет в себе пейзажное начало, но в основном воплощает мир любви. О ней Барух Берлинер часто говорит в стихах, обращенных к любимой жене, и нередко предваряет ими создаваемую музыку. Кстати, в прошлом приезде она была рядом с мужем.
Судя по тому, что мы услышали, лирика, воплощаемая автором в музыке, – искренняя, естественная, всегда понятная и мелодически привлекательная – важнейшее достоинство мышления композитора.
В партитуре оратории очень значительна роль хора. Мужской камерный коллектив Карельской филармонии под руководством Алексея Умнова, уже не раз убедительно демонстрировавший немалые возможности, и в музыке Берлинера раскрыл требуемые сюжетом многоликие образы – от благоговейной тишины до устрашающей мощи божественного гласа. Браво!
Первый концерт фестиваля прошел на большом подъеме. Далее в программе два камерных концерта с участием посланцев Санкт-Петербургского Дома музыки. Но информация об этом впереди.