В читальном зале научной библиотеки Петрозаводской государственной консерватории состоялась творческая встреча с уникальным музыкантом Мари Мянтюля — известной финской исполнительницей на инструменте с необычным названием «декакорд».
Мари Мянтюля (Mari Mäntylä) активно гастролирует по европейским странам, её знают во Франции, Германии, Швеции, Норвегии, Китае. Она выступает как сольно, так и в ансамблях с известными музыкантами, исполняет музыку в том числе и российских композиторов. Встречу, организованную Союзом композиторов Республики Карелия, провела его председатель Анастасия Сало.
Я шла на эту встречу целенаправленно. Увидев афиши на сайте консерватории и в социальных сетях, точно решила, что отложу все свои дела и пойду в библиотеку. С декакордом я знакома давно, слежу за творчеством Марины Крупкиной, которая является исполнительницей на этом инструменте у нас в России. Как раз через нее я узнала про Мари Мянтюля, которую Марина называет своей decacorde mother. До встречи я прочитала статьи Крупкиной про этот инструмент, выдержки из «Школы игры на декакорде» (Methode Comléte Pour Le Décacorde) Фернандо Карулли, который совместно с Рене Лакотом в начале XIX столетия выпустил десятиструнную гитару и дал ей название: термин происходит от соединения dix (фр. «десять») и corde (фр. «струна»).
В Петрозаводске Мари Мянтюля выступала впервые. После краткого вступления, нескольких слов о себе, Мари сразу захотела познакомить нас, своих слушателей, со звучанием диковинного инструмента, который скромно держала в руках.
Первое произведение, которое сыграла гитаристка, — «Облако на ладони» Анастасии Сало. Оно было специально написано для гостьи в память о её подруге и коллеге. Звучала гитара, но другая.
Я взглянула на лица слушателей. Совершенно разная аудитория: студенты нашей консерватории, преподаватели с разных кафедр, дети — ученики музыкальной школы вместе со своим преподавателям, просто любители музыки. Все внимательно слушали. Некоторые улыбались, кто-то прикрывал глаза, школьники неотрывно смотрели на руки гитаристки.
С первых секунд исполнения поразил чистейший звук. На гитаре этого действительно всегда сложно добиться, музыканты, играющие на этом инструменте, я думаю, подтвердят. А тут еще и декакорд с десятью струнами, и ни одна не дала лишний призвук. Даже скольжение (прием «глиссандо»), как у контрабаса, было словно точно выверено. Каждая струна пела, звучание обертонов окутывало весь зал библиотеки. Гитара в руках Мари звучала объемнее, чем обычная шестиструнная. Звуки от басовых струн как будто проникали внутрь меня. Иногда казалось, что слышишь тишину, так аккуратно и завораживающе звучал инструмент. Финская гитаристка привлекала одновременно свободой и качеством исполнения, вниманием к абсолютно каждому звуку в произведении.
Любого музыканта, сидящего в зале библиотеки, не могло не привлечь внятное произношение сразу нескольких голосов (четко разграниченная полифония), что также особенно сложно для исполнения на гитаре.
После игры на декакорде Мари начала свой рассказ об этом инструменте. Как заметили все присутствующие в зале, декакорд — это измененная версия обычной гитары с добавлением четырех басовых струн, из-за чего значительно расширяется диапазон инструмента, обогащается его звучание. Для наглядности финская исполнительница подготовила презентацию о себе и своем творчестве на английском языке с яркими иллюстрациями.
Свой творческий путь Мари Мянтюля начала еще в детстве: стала обучаться на шестиструнной гитаре в 6-7 лет по настоянию дедушки. Он был исполнителем на банджо и научил Мари играть на гитаре только большим пальцем, что в дальнейшем сыграло огромную роль в техническом плане для игры на декакорде, где необходимо как раз большим пальцем дотягиваться до нижних басовых струн. Хоть на декакорде струны располагаются чуть ближе, чем на шестиструнной гитаре, но гриф тоньше — это затрудняет исполнение и, конечно, требуется особое мастерство играть чисто на всех десяти струнах. Свой выбор гитары Мари объяснила особой певучестью этого инструмента.
Профессиональное становление Мари начала в Тампере, затем в Академии имени Сибелиуса в Хельсинки, последней ступенью стал класс международного обучения у профессора Оскара Гильи в Базеле (Швейцария).
Во время обучения в Базеле Мари Мянтюля познакомилась со многими опытными исполнителями, там же произошла ее знаковая встреча с Андерсом Миолином, который также обучался в классе О. Гильи и играл на десятиструнной гитаре — декакорде. Этот инструмент оказался именно таким, какой искала уже давно Мари. Ей хотелось исполнять старинную музыку эпохи барокко и ренессанса более приближено к оригиналу, в тех октавах, в которых написано изначально. Именно декакорд давал эту возможность, резонируя глубокими тонами, добавляя объем звучанию.
Вернувшись в Финляндию, Мари нашла только одного исполнителя на декакорде в своей стране. Хуан Антонио Муро не коренной финн, родом из Каталонии, после знакомства с Мари он по-дружески одолжил ей свой декакорд на пару месяцев. С тех пор Мари Мянтюля является второй исполнительницей на этом инструменте в Финляндии и первой коренной финкой.
Мари познакомила с родственниками декакорда, показала различия и сходства с современным инструментом, мастерами их изготовления. Подробно остановилась на описании первого методического пособия игры на десятиструнной гитаре Ф. Карулли. Еще Мари рассказала о строе гитары, причем отличающегося в разных странах.
Много интересного узнали слушатели об особенностях игры на декакорде. Басовые «добавленные» четыре струны чаще всего используются открытыми, то есть не прижимая тона на грифе. Есть два варианта исполнения: первые пять струн являются мелодическими (то есть прижимаются), другие пять — басы, или же на семи струнах исполняется мелодия, три остаются на аккомпанирующие басы.
Примечательно то, что на декакорде можно исполнять все произведения, написанные для шестиструнной гитары и в дополнение использовать нижние струны, добавляя новые краски звучания. Конечно, создается новая музыка именно для декакорда. Мари Мянтюля сотрудничает со многими современными композиторами, в том числе с российскими. Один из них Никита Кошкин, который делает как переложения с музыки для лютни, так и пишет непосредственно для декакорда.
Особый акцент финская гитаристка сделала на очень важном аспекте в творчестве любого музыканта — посадке во время игры на инструменте. Сидеть часами в одном и том же положении с напряженными мышцами спины, рук тяжело, потому каждый музыкант должен обратить особое внимание на соблюдение правильной посадки. В Финляндии проводятся даже курсы по эргономике, где учат музыкантов, как правильно сидеть. Для гитаристов Мари показала наглядно удобную посадку, отметила отличие от обычной гитары в расположении декакорда во время исполнения — так как гриф тяжелый из-за большего количества струн, чем у классической гитары, то этот инструмент удобнее будет держать более вертикально. Наиболее важна незажатость любой группы мышц во время исполнения. В Финляндии гитаристы играют без подставки для ноги, так как физиологи выясняли, что это вызывает сколиоз, музыканты используют суппорт (специальная подставка между гитарой и ногой).
В исполнении Мари Мянтюля прозвучало произведение Хуана Антонио Муро «Время, звучащее внутри», подтверждающее особую певучесть декакорда.
Мари выступает не только сольно, но и в ансамблях с камерными музыкантами. Например, в дуэтах с вокалом (сопрано, контртенор), флейтой. Особенный ансамбль у гитаристки с Кристиной Куусисто, играющей на бандонеоне (язычковый музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник). Кристина живет во Франции, что не мешает творческому союзу.
Помимо исполнительской деятельности финская гитаристка преподаёт в музыкальной школе в Кухмо.
Важной частью диалога с Мари для многих оказалась возможность задать вопросы музыканту. Мари Мянтюля дала советы начинающим про занятия музыкой, отметив систематичность и обязательное условие «игры в радость».
В конце встречи Мари исполнила произведение финского композитора Пекки Ялканена «Ноктюрн».
Для меня, да как и для каждого слушателя, встреча оказалась очень информативной и интересной. Вдохновляющей лично для меня оказалась возможность услышать вживую декакорд. Произведения, тонко подобранные ко встрече Мари Мянтюля, хочется послушать заново. Финскую речь не зря называют музыкальной, она добавила к изысканному исполнению на необычном инструменте особый нюанс.
Публика восторженно и благодарно приняла финскую гостью. Будем ждать её вновь.
Надежда Лукьянчук,
студентка I курса ПГК им. А.К. Глазунова