Афиша Петрозаводска, Культура

Единство противоположностей

Наталия Гродницкая об одноактных операх «Джанни Скикки», «Сестра Анжелика» в Музыкальном театре Карелии: «С  отличной  премьерой!»

Резкий драматургический контраст, по принципу которого соединяются оперы, создает необходимый уравновешивающий сценический результат.

 

«Вся жизнь и все мое творчество могут служить сильнейшими доказательствами моей убежденной преданности Италии». Такими словами уже на склоне  своего творческого пути великий итальянец Джакомо Пуччини откликнулся в прессе на очередную претензию к нему.

Автор восьми опер, композитор в 1916-18 годах  создал три одноактных оперы – «Плащ», «Джанни Скикки» и «Сестра Анжелика», предназначавшихся для исполнения в один вечер. Сюжетно они не связаны, что и позволяет постановщикам не всегда ставить все три, а выбирать из триптиха желаемое.

В нашем Музыкальном театре авторы спектакля – режиссер Франк Маттус, дирижер Михаил Синькевич и художник Карел Шпанхак – выбрали вторую и третью. Каждая из них органично связана  с исторически сложившимися традициями итальянского музыкального театра. «Сестра Анжелика» — лирическая драма, у которой немало предшественниц. Вспомним хотя бы вердиевскую «Травиату» или пуччиниевских героинь в «Богеме» и «Чио-Чио-сан». Везде это женщины бесконечно любящие, ранимые, погибающие под ударами жестокой судьбы. 

«Джанни Скикки» — искрометная комедия чисто буффонного характера, даже с опасными приметами антиклерикальной направленности. Резкий драматургический контраст, по принципу которого соединяются оперы в данном случае, создает необходимый уравновешивающий сценический результат, когда единство противоположностей выявляет непреложный закон жизни, связующий добро и зло.

В постановке обеих опер выдержаны классические традиции итальянского оперного театра, что, безусловно, радует. Нет никаких «изобретений» современной оперной режиссуры, которая чаще раздражает своими бессмысленными придумками, чем работает на суть происходящего на сцене. Чувствуется, что создатели спектакля единомышленники. В программке спектакля  Франк Маттус высказал мысль, которая должна быть неколебимой заповедью каждого оперного режиссера: «Все мое мышление, работа и все вдохновение исходят от музыки, она уже есть в опере, а я могу создавать эмоции, ритм, напряжение».

Очень важной частью постановочного решения спектакля стала и работа художника по свету Евгения Ганзбурга. Она во многом определяет подсказанные сюжетом колорит и настроение каждой сцены. Сотрудничая со многими выдающимися российскими режиссерами в ведущих театрах страны, он помогал реализовать и постановки на сцене нашего театра. Верным поклонникам оперы наверняка запомнились постановки с его участием: «Скрипач на крыше», «Сельская честь» и «Волшебная флейта». 

«Сестра Анжелика». Фото из группы vk.com/mrteatr
«Сестра Анжелика». Фото из группы vk.com/mrteatr

Сюжет каждой оперы потребовал от композитора  характерных стилевых особенностей. События «Сестры Анжелики» происходят в монастыре,  где уже семь лет героиня томится неизвестностью о своем незаконнорожденном ребенке , оставленном на попечении богатых родственников. Когда, наконец, перед ней появляется ее тетка, Герцогиня, и требует отказа от права на наследство, заодно сообщая о смерти сына, Анжелика падает без чувств. Потеряно все. Безысходное отчаяние подсказывает ей единственный выход – самоубийство. Неистово молясь, взывая к Деве Марии, она принимает яд.

Вся эта большая и эмоционально очень сложная сцена требует от исполнительницы – на премьере это была Наталья Ландовская – чуткого вживания в образ героини, неординарного  актерского мастерства и предельного напряжения вокальных возможностей. Все, чего требует данная роль, певица сумела воплотить с неподдельной искренностью и силой воздействия на слушателей. С такой замечательной работой ее можно поздравить.  

В постановке  оперы очень важно выдержать общий образный строй. В создании строгого антуража  монастырской жизни с отдельными вкраплениями мелких бытовых моментов все гениально сделал композитор. А далее на сцене все зависит от постановщиков, насколько бережно они  в исполнительской подаче трактуют музыку. В этом плане отрадно отметить, что кроме солистов на соответствующей высоте понимания музыкального материала работают хор (в данной партитуре он женский, хормейстер Александр Зорин) и оркестр под управлением Михаила  Синькевича. Они почти безупречны.

"Джанни Скикки". Фото из группы vk.com/mrteatr
«Джанни Скикки». Фото из группы vk.com/mrteatr

Совсем в иную атмосферу попадают зрители во второй опере. Виновником главных событий, происходящих здесь, является старый проказник, богохульник и стяжатель Джанни Скикки. Его можно назвать наследником самого известного и любимого героя итальянской комической оперы  — Фигаро в россиниевском варианте. Но, пожалуй, в обстряпывании дел ему далеко до Джанни, по сравнению с ним он просто ребенок, к тому же весьма деликатный.

В  большой  состоятельной итальянской семье  умирает глава клана, завещавший все свое состояние церкви. Зная это, родственники, пока факт смерти не вышел за пределы дома,  разыскивают завещание и уговаривают сметливого Джанни Скикки помочь им: когда придет нотариус, зафиксировать якобы  изменившиеся последние указания умирающего. Тот соглашается. Умершего прячут в чулан, Джанни ложится в его постель и,  прикрывшись покрывалами, имитируя голос почившего диктует пришедшему нотариусу новые пункты ложного документа. Но, постепенно  входя в раж, распаляясь называет наследником по каждому пункту самого себя. 

В этом спектакле много суматохи, балаганности, сценической реализации которых надо было придумать режиссеру, что вызывает естественный смех и соответствующее настроение, собственно, это и требуется от комедии.

Здесь, так же, как и в «Анжелике», при наличии прочих персонажей, а их в данном  случае много, в центре внимания находится Джанни Скикки. Исполнитель этой партии Павел Назаров  успешно справляется с очень нелегкой и требующей голосовой и даже физической выносливости. Молодец!

Есть в этой опере один шлягерный эпизод, который наверняка знаком многим любителям музыки. Роскошный лирический мелодизм, которым обычно отличаются лучшие оперные арии, вложен в уста юной влюбленной — Лауретты. Ее партию с естественной простотой  и глубоким чувством провела солистка театра Дарья Батова.

В комической опере существенную драматургическую роль играют ансамбли. Видимо, рамки одноактности не позволили  композитору включить в партитуру развернутые построения данного типа. Но отдельные небольшие ансамблевые эпизоды, мастерски проработанные солистами под руководством дирижера-постановщика, напоминают об этом и звучат вполне достойно.

Свою преамбулу  к спектаклю, помещенную в программке, режиссер Франк Маттус завершил фразой: «…если нам удалось сделать так, что вы, дорогие зрители, к началу антракта всплакнете, а покидая театр, будете смеяться, то, значит, мы все сделали правильно!»