На фестивале польского кино «Висла» в Петрозаводске показали семь фильмов последних трех лет — шесть художественных и один документальный. Первоначально программа была заявлена значительно шире, однако из-за карантина в кинотеатре «Премьер» фестиваль лишился одной из двух площадок — единственной остался Аgriculture Club.
Публикуем несколько отзывов о фестивальных фильмах.
В Аgriculture Club, в неформальной клубной атмосфере, прошли все показы. Больше всего зрителей, преимущественно молодых, собрал фильм «Тело Христово». Он едва не взял Оскара в этом году, немного уступив южнокорейской ленте «Паразиты». Но дело не в Оскаре.
История про нового мессию в облике молодого поляка Даниэля, только что покинувшего колонию, — грешного и вместе с тем полного сострадания и любви к ближним, снята жестко, без сантиментов. Даниэль, чувствующий чужую боль как свою, проповедует простыми словами, обращаясь и к народу, и к себе тоже. Ему удается смягчить ожесточившиеся души, недавние враги садятся в костеле рядом, преображается и он сам. Но Даниэля ждет Голгофа, и это его осознанный выбор.
На смену признанным мэтрам польского кино пришли молодые и дерзкие. Режиссеру «Тела Христова» Яну Комасы 38 лет, сценаристу Матеушу Пацевичу и исполнителю главной роли, потрясающему Бартошу Белене по 28, оператору Петру Собоциньски-мл. 36. Они не ищут легкой жизни, а снимают на пределе человеческих сил: говорят, после окончания съемок режиссер лечился от нервного истощения.
Фестивальные ленты подтолкнули зрителей к рефлексии.
Полина Крышень, композитор, член Союза композиторов России, преподаватель Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова: «Церковь в фильме «Тело Христово» — не просто место для молитвы»
— Интерес к теме религии не уменьшается. Вопросы веры — это не только пища для размышлений, это и материал для поиска новых сюжетов, художественных образов, хороший фон для выражения внерелигиозных мыслей и чувств.
Произведения, связанные с христианством, нередко находят отклик как у верующих, так и у атеистов, и даже у тех, кто к вере относится безразлично. Все это можно отнести и к фильму «Тело Христово», на показ которого я попала в первый день. Для тех, кто знаком с устройством церкви, с богослужением, интересны картины провинциальной приходской жизни, обрисованные и со своеобразным юмором. Но, на мой взгляд, содержание фильма несколько шире, чем проблемы веры и духовного поиска.
По мнению пастора, одного из действующих лиц, среди жителей маленького городка мало верующих. Но заметно, что церковь и приход для всех являются важной частью жизни, в том числе в социальном плане, и играет несомненно большую роль, нежели просто место для молитвы. Соответственно, и новый священник (пусть временный, и на самом деле даже ненастоящий) начинает влиять на жителей и их сложную противоречивую ситуацию.
Особо хочется отметить музыкальное сопровождение, созданное Евгением и Александром Гальпериными, которое прекрасно слушается как в фильме, так и отдельно как просто хорошая музыка.
Интересно, что саундтрек к другому фильму, «Железный мост», с которым мне удалось познакомиться во второй день, был написан также композитором русского происхождения — Андреем Дергачевым. Акцент сделан на звучание струнных инструментов, способных выразить самую глубину переживаний человека, которые и являются основной темой этого фильма.
Лилия Болотинская: «Польские фильмы всегда очень точно попадают мне в настроение и отвечают именно на сегодняшние мои вопросы»
Польский кинематограф люблю, люблю этот язык, где гадалка — это «врушка», вонять — это «смердеть» (из последней комедии «Налог на любовь»), где всегда приглушенная картинка (как Моне, но песочно-пепельный Моне), какая-то родная музыка и даже обсценная лексика мягкая и ласковая. Польские фильмы всегда очень точно попадают мне в настроение и отвечают именно на сегодняшние мои вопросы (приступ апофении?)
Люблю драмы, мои фильмы — это «Супернова», «Железный мост» и «Тело Христово». (Почему, кстати, названия «Железный мост» и «Супернова»? У меня несколько вариантов.
Очень не хватает на фестивале обсуждений сразу после фильма — таких холиваров, какие бывают на киноклубе Максима Иванова, и таких потрясающих лекций перед показом, как на немецких фестивалях с Ксенией Реутовой.
Кто-то сказал, что у каждого грешника есть будущее, а у каждого святого есть прошлое. Мне кажется, перефразируя, что польский кинематограф — это и грешник, и святой одновременно, у него есть прошлое, и есть будущее.