Каждая премьера в Театре кукол Карелии становится событием. И дело не только в фестивальных успехах — спектакли будоражат зрителей: они спорят о заложенных смыслах, художественных приемах, перечитывают произведения, ставшие основой для постановки. А это не так часто случается.
Подтверждение тому — очередная премьера. Публикуем два мнения о спектакле «Сирано де Бержерак» — Бориса Гущина и Виктории Никитиной.
Я остаюсь в XX веке
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана в Театре кукол Карелии. Режиссер — Александр Янушкевич. Сценография — Александр Янушкевич, Татьяна Нерсисян.
Художник-технолог сценической конструкции — Александра Клеветенко
Как театральный зритель я все-таки остаюсь в XX веке. Весь мой век главным на сцене был актер, доносивший до меня мысль автора в понимании постановщика. Режиссер умирал в актере, а сценография, музыка, свет и цвет помогали создавать сценический ансамбль.
Театр XXI века, в частности спектаклями А. Янушкевича «Сад» и «Сирано де Бержерак», ставит театр с ног на голову.
На сцене некая поражающая зрителя огромная трехуровневая инсталляция со множеством полиэкранов, где постоянно мелькают отдельные части тел актеров — они являются просто винтиками некого художественного произведения, задуманного постановщиками. На мой взгляд, точного названия у него пока нет. Я бы назвал это зрелище теаинсталляцией.
Авторский текст (точнее, смысл его, особенно в «Саде») иногда не очень обременяет постановщиков. Причем часть текста актеры говорят кверху ногами. Мне кажется, конструкция страшно неудобна для любого движения актеров. Тем не менее они ухитряются даже танцевать. Физическая и психологическая подготовка актеров театра кукол вызывает восхищение.
Не могу сказать, что спектакли Янушкевича мне были не интересны, но я постоянно ощущал пытку творчеством создателей мощных инсталляций.
Перед походом в театр я перечел пьесу. Наверное, сделал это зря. Потому что, плохо помня сюжет, я бы острее воспринимал сокращенный текст. Адаптирован текст совершенно справедливо: пьеса на редкость многословна. Мало того — она многолюдна: более 60 персонажей! Мы бы в них совершенно запутались. В спектакле действуют семь основных персонажей. Причем эти же семеро (точнее, шестеро — Роксану не считаем) создают целый полк гвардейцев. И сделано это талантливо. Этакие современные супермены с налетом мушкетерской ностальгии.
Не хочу выделять кого-то из актеров, поэтому называю всех: Олег Романов, Родион Михно, Дмитрий Будников, Владислав Тимонин, Антон Верещагин, Игорь Киселев.
Марина Збуржинская в роли Роксаны, на мой взгляд, лучшая в спектакле своей женской естественностью, кокетством, неожиданностью поступков, жаждой любви, причем с преобладанием платонической. Но зрителям обидно за актрису, когда режиссер заставляет ее взбираться по сложной конструкции с первого уровня на третий. К тому же это не совсем эстетично…
Несмотря на то что театр показал нам не спектакль, а некую художественную инсталляцию, здесь несомненно присутствует ансамбль. Его нарушают отдельные интернетно-гаджетные вставки, которые ничуть не осовременивают и так-то ультрафантастическую инсталляцию.
Возможно, если бы я не знал пьесу, мне было бы непонятно, что это Сирано, а не какой-то сумасшедший задерживает де Гиша перед венчанием Роксаны и Кристиана.
Показался смазанным финал спектакля с посмертным монологом Сирано. Если бы я не знал, кто такой исторический Сирано де Бержерак, мне не был бы понятен его бред насчет Луны. Может, просто дикторским текстом (или в программке) дать исторические сведения о Сирано и его трудах?
Спектакль, конечно, понравится многим. Он довольно интересен своим своеобразием, но это не мой театр.
Мой театр был и здесь. Я с радостью и уважением вспоминаю кукольные спектакли для взрослых: «Золоченые лбы», «По Шекспиру», «Железо». Там были куклы, которых мы все так любим. Здесь их нет.
Верните нам кукол!
Борис Гущин
В начале было слово
И слово было… важнее. Или нет?
«Мне страшен тот язык, которым говорят
И пишут здесь теперь. Что я? Простой солдат..» (реплика Кристиана)
Сетевой этикет, копирайтеры, блогеры, влогеры, смм-щики… Все эти термины — наше бытие. Порой мы смешиваем виртуальную и настоящую реальность, принимая картинку за действительность. И если раньше красивому лицу достаточно было просто многозначительно молчать, чтобы сойти за умного, то в соцсетях нужно что-то писать, а во влогах и говорить. Для популярности, для влияния существуют свои хитрости и платные услуги, но можно ли долго обманывать подписчиков?
Как удачно драматическая история Ростана о талантливом носатом Сирано, красивом простаке Кристиане и умнейшей красавице Роксане накладывается на современность.
И здесь вопрос «Что нас заставляет остановиться, заметить пост, не пролистать мимо ленту?» превращается в вопрос выбора: картинка или слово? Что зацепит тебя? Что заставит жадно искать новые посты, а что нажать безжалостное «скрыть новости источника»?
«Ты ум ее затронул, без сомненья;
Ты поразил ее; а от ума, поверь,
До сердца близок путь!»
И то, как легко спрятаться в соцсети за чужим образом/ником, тоже актуально. Поэтому для меня интерпретация «Сирано» в Театре кукол Карелии, искусно собранная режиссером Александром Янушкевичем, так органично современна.
Сленг не мешал наслаждаться слогом Ростана, актеры без кукол были обнажены в таланте, причудливая декорация завораживала — не оторваться. Это было хайповое представление! Что за канал? Где подписаться?
Умно и остроумно, талантливо, сильно. Калейдоскоп лиц, образов с их желаниями, статусами, словами. Клип потрясающей пародии «Я несу тирамису», если бы он был в сети, взлетел бы в рейтинге моментом. Миллионы просмотров.
Гвардейцы — вдв-шники, а кто кроме них?
Так бы вполне могли настоящие солдаты-контрактники синхронно отжиматься в Тик-Токе.
И за всей этой пестрой лентой человеческие страсти. Настоящая любовь и ложные чувства, ревность и месть, отвага и талант. Статусы, рейтинги человеческие и во ВКонтакте. А вместо смерти — виртуальная жизнь в остатках чужих слов, в аккаунте, который ведет кто-то другой.
Век 17-й и век 21-й, разницы никакой.
У Ростана и кулинарный рецепт в пьесе (миндальные пирожки) и близкое мне определение «друзей» ВК, данное Сирано:
«А что же? Всех, как вы, друзьями называть
И, профанируя те чувства дорогие,
Считать десятками иль сотнями друзей?»
Ох, как не хочется спойлерить…
Словом, это захватывающее зрелище. Смотреть обязательно. А выводы? Выводы пусть делает каждый самостоятельно. Здесь и картинка, и контент увлекательны, выбирать не придется, наслаждайтесь комплексно.
Отдельно хочется сказать о смелости директора театра Любови Васильевой. В который раз она вышагивает из стереотипных рамок театра кукол на тропинку над обрывом зрительского приятия и снова выходит победителем! Спасибо грантовой поддержке, которая дала такие возможности театру кукол.
Любовалась актерскими работами, для меня открылись новыми гранями таланта Марина Збуржинская и (невероятно!) Олег Романов!
Работа художника спектакля Татьяны Нерсесян, конструктора декорации Александра Клеветенко, виртуозная хореография Александра Козина на головоломном сценическом пространстве — это выше всяческих похвал!
Потрясающе! Лайков, лайков, перепостов, аншлагов вам, дорогие! Долгой жизни спектаклю!
Виктория Никитина