Ностальгически о выставке «Сделано в СССР»
Помните, как участница первого советско-американского телемоста сказала историческую фразу о том, что в СССР секса нет? А другая наша землячка ее поправила: секс у нас есть, у нас нет рекламы.
Вот я прямо представляю, как у этих милых строгих женщин спросили: а дизайн у вас есть? Ответ был бы скорей всего примерно такой: ну, что вы, тьфу-тьфу! Ничего такого у нас нет, баловство это.
Почитала в интернете о дизайне и дизайнерах. Оказывается, если следовать дословному переводу этого слова с английского, то легендарного создателя автомата Калашникова вполне можно назвать дизайнером. И вообще дизайнером можно назвать любого человека, который занимается проектированием. В СССР же дизайнером считался художник-оформитель, а проектированием различных вещей занимались инженеры.
В общем, получается, что дизайнеры в Советском Союзе были, хоть и именовались по-разному, а с начала 60-х годов эта профессия была легализирована, в вузах даже появились кафедры, которые готовили специалистов по дизайну.
Из моей советской жизни запомнились однотипная скучная мебель, серые немаркие пальто, как у взрослых, так и у детей, незатейливые бытовые предметы. Но в то же время вспоминаются, например, фотоаппарат ФЭД, необычное бра из детства с переливающимися на свету видами Ленинграда, детская игрушка, купленная для дочери, – шикарный луноход с открывающимся люком и вылетающим из него дискообразным неопознанным предметом. И много еще чего, да в конце концов те же подстаканники, которые до сих пор используют в наших поездах.
Это я все написала в связи с походом на выставку «Сделано в СССР», которая открылась в Петрозаводске в Доме куклы. Тема выставки — ленинградский дизайн 1940-х — 1990-х годов.
На первый взгляд, ничего особо интересного в черно-белых фотографиях не привлекло. А стала рассматривать и несколько раз возвращалась к каждому изображению. Вот, например, работа ведущего дизайнера «широкого профиля» НИО-52 из отдела аппаратуры воспроизведения звука Геннадия Бакастова — проигрыватель пластинок и колонки. Ах, эти пластинки! В детстве был очень похожий проигрыватель и коллекция пластинок на 33 оборота (если не путаю). Помню звучащие с пластинок танго Оскара Строка, выступления Тарапуньки и Штепселя, песни Лидии Руслановой.
Встретился в экспозиции и симпатичный отечественный видеомагнитофон «Электроника–Позитрон ВФ 301» от Юрия Ходькова, у которого, к слову, внедрено в промышленное производство более 100 (!) проектов. А еще посетителям показан маленький портативный радиоприемник «Репортаж». Такие были очень популярны среди молодежи, иметь их считалось круто.
Мне понравилось выполненное дизайнером лаконичное и изящное кресло под названием «Интегрированное рабочее место командира корабля». А вот конструктор промышленных изделий Анна Санжарова создала знакомые нам всем потолочные элементы пожарно-охранной сигнализации. Встретились знакомые микрокалькуляторы «Электроника МК-33», заказчиком, между прочим, выступил завод «Светлана», филиал которого был и в Петрозаводске.
А вот непонятный, но красивый прибор «Автомат для наплавки гильз автомобильного двигателя путем индуционного нагрева» от дизайнера Василия Черменина, или, например, прибор в изящной изогнутой рамочке оказался сверхлегкой поисково-прицельной системой для малых вертолетов.
Особый женский интерес, конечно же, вызвали предметы для кухни: сделанная под старину ручная мельница для перца, сковородка для приготовления цыпленка-табака со специальным прессом, а еще маникюрный набор, необыкновенной «космической» формы электронные часики и электронный брелок. Даже не верится, что это сделано во времена застоя. Дизайн театрального бинокля, что нам выдают до сих пор перед спектаклем, признан одним из лучших в мире.
На выставке показаны работы дизайнера-живописца Георгия Иванова, который родился в нашем городе, был главным художником экспозиций Республики Карелия на ВДНХ, на Лейпцигской ярмарке, в городах Умео и Оулу. Знаменитые красивые изогнутые мостики через реку Лососинку — его работа.
И наконец очередь дошла до работ конструктора женских нарядов Надежды Гринько. Эти экспонаты заприметила с самого начала выставки, но оставила «на сладкое». В информации сказано, что модели покупались известными фабриками и экспериментальными пошивочными цехами. Честно говоря, таких нарядов в продаже в советское время не помню, но в некоторых из них и сейчас прогулялась бы с удовольствием.
Впечатление от выставки осталось гордо-ностальгическое. Вот если бы не рухнула в одночасье наша легкая и тяжелая промышленность, если бы развивали мы наш российский дизайн так, как это удивительным образом удалось, например, модельерам Вячеславу Зайцеву и Валентину Юдашкину, где бы мы были сейчас, и какие красивые вещи нас бы окружали — и дома, и на производстве.
Потому что ничем мы не хуже заграницы: ни лицом, ни одеждой, ни сексом, ни дизайном.
Фото Зои Арнаутовой