Главное, Культурный променад с Зоей Арнаутовой

Сделано с любовью. В СССР

Выставка «Сделано в СССР» в Доме куклы, Петрозаводск

Ностальгически о выставке  «Сделано в СССР»

Помните, как участница первого советско-американского телемоста сказала историческую фразу о том, что в   СССР секса  нет? А другая  наша землячка  ее поправила: секс у нас есть, у нас нет рекламы.

Вот я прямо представляю, как у этих милых строгих женщин спросили: а дизайн  у вас есть? Ответ был бы скорей всего примерно такой: ну, что вы, тьфу-тьфу! Ничего такого у нас нет, баловство это.

Почитала в интернете о дизайне и дизайнерах. Оказывается, если следовать дословному переводу этого слова с английского, то легендарного создателя автомата Калашникова вполне можно назвать дизайнером. И вообще дизайнером можно назвать любого человека, который занимается проектированием. В СССР же дизайнером считался художник-оформитель, а проектированием различных вещей  занимались инженеры.

В общем, получается, что дизайнеры в Советском Союзе были, хоть и именовались по-разному, а с начала 60-х годов эта профессия была легализирована, в вузах даже появились кафедры, которые готовили специалистов по дизайну.

Из моей советской жизни запомнились однотипная скучная мебель, серые немаркие пальто, как у взрослых, так и у детей, незатейливые бытовые предметы. Но  в то же  время вспоминаются, например, фотоаппарат ФЭД, необычное бра из детства с переливающимися на свету видами Ленинграда, детская игрушка, купленная для дочери, – шикарный луноход с открывающимся люком и вылетающим из него  дискообразным неопознанным предметом. И много еще чего, да в конце концов те же подстаканники,  которые до сих пор используют  в наших поездах.

Это я все написала в связи с походом  на  выставку  «Сделано в СССР», которая открылась в Петрозаводске в Доме куклы. Тема выставки  — ленинградский  дизайн 1940-х — 1990-х годов.

 

afisha

 

На первый взгляд, ничего особо интересного в черно-белых фотографиях не привлекло. А стала рассматривать и несколько раз возвращалась к каждому  изображению. Вот, например, работа  ведущего дизайнера «широкого профиля» НИО-52 из отдела аппаратуры воспроизведения звука Геннадия Бакастова — проигрыватель пластинок и колонки. Ах, эти пластинки! В детстве был очень похожий проигрыватель и коллекция пластинок на 33 оборота (если не путаю).  Помню звучащие с  пластинок танго Оскара Строка, выступления Тарапуньки и Штепселя,  песни  Лидии Руслановой.

Выставка "Сделано в СССР"

 

Выставка "Сделано в СССР"

 

Встретился в экспозиции и симпатичный отечественный видеомагнитофон «Электроника–Позитрон ВФ 301» от Юрия Ходькова, у которого, к слову, внедрено в промышленное производство более 100 (!) проектов. А еще посетителям показан  маленький портативный  радиоприемник «Репортаж».  Такие  были очень популярны среди молодежи, иметь их считалось круто.

Мне понравилось выполненное дизайнером лаконичное и изящное кресло под названием «Интегрированное рабочее место командира корабля». А вот конструктор промышленных изделий Анна Санжарова создала знакомые нам всем потолочные  элементы пожарно-охранной сигнализации. Встретились знакомые микрокалькуляторы «Электроника МК-33», заказчиком, между прочим, выступил завод «Светлана», филиал которого был и в Петрозаводске.

 

Выставка "Сделано в СССР"

 

А вот непонятный, но красивый прибор «Автомат для наплавки гильз автомобильного двигателя путем индуционного нагрева» от дизайнера Василия Черменина, или, например, прибор в изящной изогнутой рамочке оказался сверхлегкой поисково-прицельной системой для малых вертолетов.

Выставка "Сделано в СССР"

Выставка "Сделано в СССР"

Выставка "Сделано в СССР"

 

Особый женский интерес, конечно же, вызвали предметы для кухни: сделанная под старину ручная мельница для перца, сковородка для приготовления цыпленка-табака со специальным  прессом, а еще  маникюрный набор, необыкновенной «космической» формы электронные часики и электронный брелок.  Даже не верится, что это сделано во времена застоя.  Дизайн театрального бинокля, что нам выдают до сих  пор перед спектаклем, признан одним из лучших  в мире.

Выставка "Сделано в СССР"

 

Выставка "Сделано в СССР"

 

 

На выставке  показаны работы дизайнера-живописца Георгия Иванова, который родился в нашем городе, был главным художником экспозиций Республики Карелия на ВДНХ,  на  Лейпцигской ярмарке,  в городах Умео и Оулу.  Знаменитые красивые изогнутые  мостики через реку Лососинку  — его работа.

 

Выставка "Сделано в СССР"

 

И наконец  очередь дошла до  работ конструктора женских нарядов Надежды Гринько. Эти экспонаты заприметила с  самого начала выставки, но оставила «на сладкое».  В информации сказано, что модели  покупались известными фабриками и  экспериментальными пошивочными  цехами. Честно говоря, таких нарядов в продаже  в советское время не помню,  но в  некоторых из них и сейчас прогулялась  бы с удовольствием.

Выставка "Сделано в СССР"

 

Выставка "Сделано в СССР"

 

Впечатление от выставки осталось гордо-ностальгическое.  Вот если бы не рухнула в одночасье  наша  легкая и тяжелая промышленность, если бы развивали  мы  наш российский дизайн так, как это удивительным образом удалось, например,  модельерам  Вячеславу Зайцеву  и Валентину Юдашкину,  где бы мы были сейчас, и какие красивые вещи нас бы окружали — и дома, и на производстве.

Потому что ничем мы не хуже  заграницы: ни лицом, ни одеждой, ни сексом, ни дизайном.

Фото Зои Арнаутовой

  • Сделано с любовью. В СССР.

  • Эко

    Обратно не хочу, не ностальгирую, но ценю то хорошее, что там, безусловно, было. Категорически против идеализирования того времени перед молодёжью, это нечестно. От одних конспектирования материалов съездов под портретами партийных старцев, от вранья, от разборок их семейной жизни на парткомах взвыли бы.

    Но мастера своего дела, люди творческие, новаторы, люди со вкусом были и тогда, как и сейчас. А вот чиновники, как и сейчас, тогда тоже давили, блокировали, обесценивали, лицемерили, губили. Кажется, они не меняются, а только кочуют из эпохи в эпоху.

  • Skywalker

    Как же надоела эта ностальгия по советскому! Автор пишет: «Вот если бы не рухнула в одночасье наша легкая и тяжелая промышленность» — вот только и при «нерухнувшей» лёгкой промышленности серость и убогая вторичность были чертами советской повседневности. «Ни лицом, ни одеждой, ни сексом, ни дизайном», говорите? Дизайнерские идеи втихую срисовывались с заграницы (благо при фактической культурной изоляции шансы быть пойманным за руку на этом оказывались нулевыми), косметика — обнять и плакать. А «доставание дефицита по блату»? А знаменитое советское ханжество, которое высмеивали даже современники? — «В начале 1960-х годов уже позволяла себе подшучивать над ханжескими
    взглядами на отношения мужчин и женщин советская сатира. Особенно
    доставалось учителям, в среде которых традиционно много консерваторов. В
    журнале «Крокодил» за 1962 год, например, была размещена изошутка Л.
    Самойлова. На первом рисунке изображалось заседание педсовета. Директор
    сообщал коллегам: «Завтра десятиклассники идут в театр. Примем меры
    предосторожности!» На втором рисунке учителя в афишах спешно меняли
    слово «любовь» на слово «дружба», «уважение»: «Коварство и любовь»
    («Коварство и уважение»), «Любовь Яровая» («Друг Яровая»), «Любовь к
    трем апельсинам» («Уважение к трем апельсинам»), «Любовь с первого
    взгляда» («Дружба с первого взгляда»)» (из последней