Валентина Калачёва. Впечатления

Всё просто. Но совсем не так…

 

На вернисаже выставки "Простые вещи" Виктории Зориной и Ирины Ларионовой

Впечатления о выставке «Простые вещи» Виктории Зориной и Ирины Ларионовой 

«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», — говаривал преподобный Амвросий Оптинский. В стране, где ученики первого класса читают тексты, разъясняющие термин «капитель», эта мудрость, похоже, утрачена безвозвратно. Однако нет-нет да и мелькнёт ангельское перо в суетных буднях — в стихотворении, случайно попавшемся в интернете, в разговоре с водителем такси, в проповеди старенького священника или… Да чего далеко ходить? Вот вчера я побывала на вернисаже выставки «Простые вещи» двух любимейших художниц Ирины Ларионовой и Виктории Зориной в любимейшем Музее изобразительных искусств Республики Карелия.


Любовь моя к обеим проверена временем — возникла в детстве и не оставляет до сих пор. Да и передана она мне в наследство предками, которые украсили наше скромное жилище их работами, в окружении которых живу и радуюсь. Брожу по квартире: с одной стороны, ларионовские одухотворенные люди, с другой, — зоринские сказочные коты. Попытка внести изменения в интерьер рассматривается мною как культурная революция, а я придерживаюсь консервативных мирных взглядов на жизнь.

 

В зале с работами Виктории Зориной
В зале с работами Виктории Зориной
В зале с работами Ирины Ларионовой
В зале с работами Ирины Ларионовой

 

 

На выставке были представлены фотополотна Ирины Ларионовой и графические листы Виктории Зориной, которые, как нам пояснили на вернисаже, были призваны обратить внимание на вещи, которые в череде дней практически незаметны, но глобально — незаменимы. Они прочно вплетены в ткань бытия как основная нить. Искусствоведы говорили о философском наполнении, художницы о поэзии заурядности. Но слова скорее путали, чем проясняли, потому что каким образом можно объяснить простоту как не через намеренное её усложнение?

Тема выставки почти что хрестоматийная. Наверное, со времен «Дориана Грея» просвещенное человечество видит в простых вещах «последнее прибежище для сложных натур». А если копнуть глубже, то простотой были очарованы многие — от Конфуция до Брюса Ли, который в свободное от поединков время размышлял над тем, что именно в ней — высшая степень искусства.

На выставке буквально яблоку некуда было упасть. Шли сплошным потоком, ловя очарование от приземленного и обаятельного «Ангела-хранителя» Виктории Зориной, поддерживающего женщину — одну из многих, или ряда работ Ирины Ларионовой с бутылками, вазами, цветами, коими тоже навороченного современника не удивишь. Но тем не менее удивляешься! Волшебной светописи, солнечным лучам, необычным ракурсам, вдохнувшим в тривиальные предметы жизнь. Комод, в дверце которого отражался вид из окна, просто потрясающий. Он свидетельствует о мастерстве художника — без его помощи мы бы этого не увидели никогда.

Переходя от одной радости к другой — а это неотъемлемое качество каждой работы, ловишь себя на мысли великого Эйнштейна: «Вы думаете, всё так просто? Да, всё просто. Но совсем не так…» За пирогами, котами, крокусами, тарелками, тканями, стульями, подоконниками стоит благодарность художниц за каждый день, шаг и вещь, им отпущенные. Идея, в которую можно вглядываться бесконечно долго, пока не увидишь… ангельское перо.

 

Виктория Зорина (слева) и Ирина Ларионова на вернисаже
Виктория Зорина (слева) и Ирина Ларионова на вернисаже

Фото Владимира Ларионова