На прошлой неделе в Вологде прошла финальная часть конкурса пьес «Ремарка». Всё было здорово. Прием, организация, интерес прессы, отношение театров, уровень пьес и читок. Чувствовалось, что Вологда относится к этому мероприятию как к серьезному, значительному событию российского масштаба. Все было здорово. Только занозой мешала мысль: «Почему все то же самое мы не смогли провести в Петрозаводске – на родине этого конкурса?»
Нет пророка в своем Отечестве
Напомню, идея «Ремарки» принадлежала петрозаводскому режиссеру Олегу Липовецкому. Изначально проект задумывался как конкурс драматургов Северо-Запада, целью которого было стимулировать творческий потенциал авторов, проживающих в нашем регионе. В 2013 и в 2014 годах в нем, действительно, участвовал лишь Северо-Запад, но за это время конкурс сумел перерасти региональный уровень. Им всерьез заинтересовался театральный мир России, сайт «Золотой маски» включил его в восьмерку главных русскоязычных драматургических конкурсов, и в этом году «Ремарка» уже была заявлена как конкурс для всех драматургов мира, пишущих на русском языке. На суд жюри было представлено более 400 пьес из Москвы, Петербурга и Хельсинки, с Урала и из Израиля, из Эстонии и США. А чтобы менее опытные авторы не затерялись в толпе хлынувших на конкурс мастеров, помимо абсолютного победителя, жюри отдельно выявляло лучшие пьесы Северо-Запада.
Несколько месяцев 11 ридеров читали присланные на конкурс работы. Так из 400 пьес были отобраны 40 лучших. И затем основное жюри, в которое входили известные драматурги и театроведы трех стран (России, Украины и США), определяли призеров и победителей. В финале должна была состояться читка четырех лучших пьес. В общем, все было всерьез и по-настоящему. Вот только Карелия почему-то продолжила относиться к своему детищу как к чему-то не достойному серьезного внимания.
Если в прошлом и позапрошлом годах карельский минкульт находил для «Ремарки» хотя бы 70 тысяч рублей, то на этот раз в финансировании конкурсу было отказано полностью. Как явствовало из официального ответа, произошло это даже не из-за скудности бюджета, а «в связи с изменениями приоритетов культурной политики». Учитывая, что 2015 год назван годом литературы, а пьеса, как ни крути, является одним из литературных жанров, позиция наших чиновников от культуры выглядит довольно неожиданно. Впрочем, пути административной мысли неисповедимы и полны загадочных туннелей и тупиков.
Петрозаводские театры тоже не стали что-то менять в своем рабочем распорядке, и в итоге у себя дома конкурс оказался не только без денег, но также без сцены и без актеров, которые могли бы участвовать в читке. Помещение готова была предоставить Национальная библиотека, но без актеров в этом, увы, не было смысла. Вроде бы никто «Ремарке» специально не мешал. Ей просто не помогали, и Липовецкий был вынужден стучаться в двери других городов. На счастье, первая же дверь, к которой он подошел, оказалась открытой.
В Союзе театральных деятелей Вологодской области за идею провести у них финал международного конкурса ухватились двумя руками. Зампредседателя СТД Ирина Горожанова с радостью предоставила помещение, руководители театров выкроили артистам время для подготовки, журналисты брали интервью у организаторов и анонсировали грядущее событие.
На финал приехали председатель жюри, один из самых востребованных современных драматургов страны, руководитель фестиваля новой пьесы «Любимовка» Михаил Дурненков и театральный критик, педагог ГИТИСа, куратор программы «Маска плюс» фестиваля «Золотая маска» Кристина Матвиенко. Читки проходили в вологодском Доме актера, и, по словам Дурненкова, это были одни из лучших читок, которые он слышал.
От Алтая до Албании
Читалось четыре пьесы. Артисты Вологодского театра драмы читали пьесы Светланы Баженовой «В душе хороший человек» и Олега Михайлова «Клятвенные девы». А артисты ТЮЗа представляли «Три сестры» Инны Гридиной и «Гибнет хор» Аси Волошиной. Пьесы абсолютно разные, и этой своей разностью они словно демонстрировали, сколь неоднозначен и многолик мир современной российской драмы.
«В душе хороший человек» внешне легкая и милая, но, по сути, чудовищная зарисовка о поколении совсем еще юных людей, полностью лишенных основополагающих человеческих качеств. В них есть обаяние и симпатичность, но нет ни сострадания, ни доброты. Они вырвались из душного, серого и нищего мира русской провинции и на пути к тому, что они понимают под словом «счастье», им неведомы ни жалость, ни сомнение. Автор пьесы Светлана Баженова – представительница знаменитой екатеринбургской театральной школы, ученица Николая Коляды – изящно и точно обозначила нового «героя нашего времени».
«Клятвенные девы» жесткая, напряженная история… про Албанию. Про страшный албанский обычай, когда женщина в семье принимает на себя обряд безбрачия и начинает исполнять роль мужчины. Потому что «без мужчины в доме нельзя». В этой истории есть и война, и вендетта, и языческая жестокость, и пронзительная доброта, словно росток, пробивающаяся сквозь холодный камень традиций. Ненависть намертво переплетена в ней с любовью.
Пьеса очень грамотно выстроена и хорошо должна смотреться на сцене. Не совсем, правда, понятно, чем, кроме экзотичности, эта албанская притча может «зацепить» современного российского зрителя. Хотя, если постараться, то в ней можно увидеть тот ад, в который рискует провалиться любое общество, если оно будет слишком истово держаться за мифические духовные скрепы и цепляться за прошлое.
«Три сестры» — пьеса о жизни трех молодых женщин в глухой алтайской деревне после войны. За три действия, между которыми проходит всего несколько лет, героини из молоденьких, беззаботных девочек превращаются в замученных жизнью, истерзанных трудом и бытом баб. Лошадиная работа, пьющие и изменяющие мужья, дети, снова работа. Ребенок одной из них утонет в болоте, любовника другой зарежет муж, а муж третьей умрет от рака. В сравнении с ними чеховские сестры — это мающиеся с жиру, изнеженные барыньки.
При чтении невозможно поверить, что такую жесткую и колоритную пьесу написала совсем молодая девушка – выпускница драматургического отделения театральной академии Петербурга Инна Гридина. Но не менее удивительно, как поставивший читку этой пьесы Липовецкий смог мрачный и жесткий текст о тяжкой женской доле превратить в яркую и изящную трагикомедию. Ключ, который он подобрал к этой пьесе, удивительным образом подошел к ней, и артисты Вологодского ТЮЗа просто идеально попали в предложенные им характеры. За несколько репетиционных часов режиссеру и актерам удалось подготовить настоящий «спектакль на стульях».
И, наконец, последнюю читку с артистами того же ТЮЗа поставил сам худрук этого театра Борис Гранатов. Пьеса Аси Волошиной «Гибнет хор» — холодный, бесстрастный и оттого леденящий душу рассказ о первой мировой войне. Текст пьесы изысканно литературен. В нем отчетливо слышны отголоски прозы Леонида Андреева и Булгакова, чуть-чуть Достоевского и чуть больше Чехова. Военный доктор, сломленный мясорубкой войны, раздавленный не прекращающимся потоком проходящих через его руки смертей, и Хор, состоящий из голосов тех, кто умер под его ножом. «В настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор» – эта фраза рефреном пронизывает тело пьесы.
Ася Волошина – сокурсница Инны Гридиной. Несмотря на молодость, она состоявшийся драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом. Только в этом году к постановкам готовятся сразу 9 ее пьес. Именно Волошина победила в номинации «Северо-Западный федеральный округ», и она же стала второй в номинации «Весь мир».
Лучшей же в мире была признана пьеса Олега Михайлова про албанских дев. Третье место заняла Светлана Баженова и ее «В душе хороший человек». По Северу-Западу второе и третье место заняли соответственно «Три сестры» Инны Гридиной и «Острова гениальности» Маши Эшкинд.
После каждой читки минимум полчаса собравшиеся в Доме Актера люди обсуждали прочитанное. А на следующий день Кристина Матвиенко и Михаил Дурненков провели семинар, в котором обсуждали суть и пути развития современной российской драматургии… И все это действо вполне могло проходить в нашем с вами городе. Но не прошло.
Послесловие к Третьему конкурсу новой драматургии «Ремарка»
Михаил Дурненков, председатель жюри: «Вчера закончилась третья «Ремарка», которая проходила на этот раз в Вологде. Был там с Кристиной Матвиенко. Очень порадовали и пьесы этого года, и то, как прошли читки. Прекрасные актеры вологодского ТЮЗа и драмтеатра провели читки так, будто всю жизнь имели дело с современными текстами – точно, энергично в то же время очень деликатно. А то сказать, Вологда в этом смысле совсем не провинция: в театрах идут пьесы Сигарева, Пулинович, здесь проводился известный фестиваль «Голоса Истории». Все были очень доброжелательно настроены, я на эти два дня совсем забыл о раздорах и конфликтах последних лет, перепахавших театральное сообщество. Говорили про театр, про смыслы, про потребность общества в современных текстах, говорили про вновь назревшую актуальность «согревания кровью космоса». Время отражается в современных пьесах, как в зеркале и как же его интересно наблюдать! Спасибо всем организаторам, ридерам и победителям «Ремарки» за подаренную обществу возможность вновь сделать это».
Инна Гридина, лауреат конкурса: «Текст, который прошёл в финальную тройку «Ремарки», это моя личная история. Я в последний момент отправила его на «Ремарку». Текст очень спорный — он кому-то либо резко нравится, либо резко не нравится. То, что он вошёл в финальную тройку, и то, что я увидела в читках, меня очень порадовало. Значит, мне стоит продолжать этим заниматься. Это подкрепит мою творческую самооценку. Мне это нравится, но это не основной мой род деятельности. Сейчас я стою на некоей точке самоопределения — стоит ли заниматься этим, более внимательно относиться к этому».
Ася Волошина, лауреат конкурса: «Хотела подождать с откликом о «Ремарке» хоть день, чтобы восторженность как-то всё-таки улеглась и отстоялась словом. Бесполезно. Потому что всё это какой-то просто концентрат чудесного. Бывают гостеприимные театры, но здесь – целый город гостеприимный, кажется. Прекрасно оказаться в такой компании. Я и про авторов в списках победителей, и про тех людей, с которыми мы провели эти два дня. Прекрасные читки. Горячие, включенные, пытливые артисты. И очень важно было во время круглого стола услышать из первых рук об истории «Новой драмы», то, что выуживаешь из статей и авторефератов. Энергия ответственности – вот чем всё это проникнуто. Я прежде так остро этого не чувствовала. Прекрасно, что у Олега Липовецкого столько энергии отеческой: действительно хватит не только на Северо-Запад, но и на номинацию «Мир». И то, что Кристина Матвиенко – да – так талантливо умна, как всегда казалось, но – нет – не так строга. И чуть-чуть ироничный взгляд Бориса Александровича Гранатова, гревший нас всё это время, – прекрасен. И то, что Михаил Дурненков – человек так неброско, но так ясно устремленный к правде; и несмотря на интеллектуальную искушенность, разительно чистый человек. Простите за, может быть, неприлично голые слова, но всё было так фантастически дружески… Очень хочется скорее писать».
Фото Владимира Пешкова, Вологда