Главное, Культура

Мы выздоравливаем?

Еще один отклик на  премьерный спектакль «Про мою маму и про меня» по пьесе Елены Исаевой в театре «Творческая мастерская»

 

Советские учителя однажды взмолились: отстаньте вы со своими двоечниками и хулиганами! На нормальных детей времени не остается!

 

И, правда, кого только ни «прикрепляли», как только ни тянули за уши бездельников, чтобы дать им образование, а на детей, которые хотели учиться, порой и времени не оставалось. Считалось, что они и сами в люди выйдут –  какие у них проблемы?

 

А, правда, какие? Если девочка-подросток не интересуется наркотиками, не ругается матом, не мечтает о карьере путаны, не распивает пиво в подворотне, у нее что, нет проблем?

 

В последние 20-25 лет наши театр, кино и телевидение, похоже, так и думали. Нормальные граждане перестали пользоваться вниманием драматургов и прозаиков, и на первый план вышли бандиты, проститутки, воры, убийцы и прочая «героическая» публика.

 

Почему? Или они в нашем обществе составляют большинство? Ничего подобного. Во все времена и при любом строе мир держится на честных тружениках, порядочных, моральных личностях, которые воспитывают себе подобных.

 

А может, отсутствие у писателей и режиссеров интереса к положительным героям объясняется другими причинами? Например, тем, что очень непросто рассказать захватывающую историю о благополучной семье. Где младшие уважают (и обожают!) старших, где родители не пьянствуют, не развращают малолетних и не возводят в абсолют счет в банке, поскольку для них важнее не отсутствие коттеджа и гаража с иномарками, а чистая совесть и душевное здоровье свое и детей.

 

Да, были у нас В. Розов и А. Арбузов, А. Вампилов и А. Володин, были и другие волшебники, умевшие простенькую бытовую историю рассказать так, что она становилась предметом бурных дискуссий и событием общественной жизни. Правда, и жизнь была другая. Дальше вроде бы должен последовать горький вздох: было, было…

 

Однако для вздохов оснований нет. Потому что, оказывается,  и в наше время пишутся добрые и живые пьесы для театра – с некоммерческими сюжетами и психически здоровыми персонажами. Например, «Про мою маму и про меня» Елены Исаевой, поставленная Театром драмы РК «Творческая мастерская». Четвертая премьера в этом, юбилейном для театра сезоне.

 

Простая история  обычных людей – не олигархов, но и не обитателей трущоб. Интеллигентная мама, дочка, их друзья и знакомые, их отношения, увиденные сочувственным взглядом автора и театра. Как же мы по всему этому соскучились!

 

Сюжет  состоит из нескольких школьных сочинений, которые пишет главная героиня Лена (Валерия Ломакина). И чем дальше, тем больше  ей завидуешь. Потому что  иметь такую маму мечтает каждый ребенок. Играет ее Людмила Баулина.

 

Мама Катя как будто не слишком занимается ребенком – вечно занята, вся в делах  (снимает документальное кино). Но! При этом всегда элегантна, красива, отлично причесана – никаких домашних халатов, никакой распущенности.  Катя каждую минуту помнит, что у нее растет дочь. Она не изводит девочку приказами в виде советов, не унижает сюсюканьем, ничего не навязывает, в разговоре мягко иронична.

 

Перед девочкой-подростком встают проблемы выбора пути, первая (конечно же, безответная) любовь. Мама предпочитает, чтобы дочь сама искала решения, но при этом чувствовала и ее, мамину поддержку. Мама говорит с ребенком  так, что у дочери моментально горы падают с плеч и тучи исчезают с горизонта. В трудный час дочь должна быть уверена: для мамы она – самая лучшая девочка на свете, самая талантливая! Хотя и «слоник», и «гусенок».

 

Работа Л. Баулиной в этом спектакле напоминает тонкие, нежные кружева, и следить за тем, как она их вывязывает – истинное наслаждение. Слава богу, после долгого отсутствия к нам вернулась Актриса. У нее  много лет не было новых ролей. В театре так случается. И вот  –  новая Баулина, хотя и в прежней, прекрасной форме: более глубокая, тонкая, более профессиональная.

 

Все эти годы она, конечно, не сидела и не ждала у моря погоды, а работала, искала, пробовала. И ей помогал в этом другой замечательный актер – ее муж Валерий Баулин. Уровень их взаимодействия поражает. Свой пронзительный дуэт в спектакле они ведут почти без слов –  зрителю и так все понятно.

 

Пьесу легко было превратить в слезливую мелодраму, но режиссер Вадим Мирошниченко и актеры этого не допустили. Теплота и нежность, честность и самоотверженность в жизни обычно не бросаются в глаза. Но для того и театр, чтобы показать нас такими, какие мы есть. А мы – такие!

 

Мы, как Катин друг детства Игоряшка (Валерий Баулин), способны на спокойное, будничное мужество и любовь длиною в жизнь. Мы, как мудрая баба Рая (Галина Москалева), «рядовой Красной армии», пережившая войну, горе и несправедливость, способны на милосердие и благородство. Все это никуда не девалось и продолжает жить в народе, кто бы и как бы ни пытался убедить нас в обратном. И вот теперь, похоже, мы об этом вспомнили. Может, мы выздоравливаем?..

 

Персонажей в спектакле гораздо больше, чем исполнителей – у большинства актеров по нескольку ролей. Особенно виртуозно со сменой лиц и характеров  справляется Ольга Саханова (учительница, жена кинооператора Соня, Зинка в 20 и в 80 лет, музыкантша). Актриса преображается настолько, что ее не всегда узнаёшь.

 

Отдельного разговора заслуживают  молодые, начинающие актеры. Прежде всего это Валерия Ломакина (дочка Лена). По возрасту она не так уж далеко ушла от своей героини, что, казалось бы, облегчает задачу, но только на первый взгляд. Играть подростка с его переменчивостью, разнообразными комплексами, неуверенностью в себе, достаточно сложно, и актриса с этой задачей не просто справляется. Она находит такие пластические решения, такие детали поведения и интонации, что мы верим: перед нами подросток. Она привычно повторяет сентенции взрослых, внутренне им возражая. Не очень еще понимает себя и постоянно впадает в противоречия.

 

Получилась девочка порывистая, немножко неуклюжая, часто смешная, но при этом чрезвычайно милая. С мамой у них – одна душа на двоих. Когда на Катю, рано потерявшую мужа, обрушивается жестокая депрессия, ребенок бросается на помощь и даже пытается выдать маму замуж. И победный эмоциональный взрыв, венчающий спектакль подобно фейерверку, – это награда им обеим за веру и любовь. Это награда и зрителю, которому так хочется счастливого конца!

 

Разнообразные таланты демонстрируют в этом спектакле Евгения Верещагина (гимнастка Юлька, молодая баба Рая, куратор из министерства), Николай Белошицкий (Сережа  Пригорев), Александр Галиев, профессионально исполняющий соло на флейте (Игоряшка в молодости, шофер Лёха и Женя), Сергей Яковлев (кинооператор Филя, командарм).

 

В том, что все они – талантливые драматические актеры и прекрасные танцоры, нас убедило когда-то «Ultimo cafe», а здесь молодежь показывает еще и нешуточное владение акробатикой. В финале же Валерия Ломакина наповал сражает зрителей незаурядными вокальными данными. Остается только пожалеть, что молодым актерам нечасто удается показать все это зрителю. Занятость в спектаклях явно не дотягивает до их возможностей.

 

Так и хочется воскликнуть: «Даёшь малую сцену!»,  где молодежь могла бы показать все, на что способна. Но у театра и с главной-то сценой проблемы. Смешно сказать, но она помещается в бывшем малом лекционном зале советского дома политпросвета, да и весь русский драматический театр Карелии по-прежнему существует «из милости на кухне» у филармонии, и соседство это никого не радует.

 

Однако и в тесноте, и в обиде театр не опускает руки, даря зрителям живые, умные, профессиональные работы. Последняя премьера – несомненно, из этого ряда. Посмотреть ее надо обязательно, и лучше всей семьей.                                                                                           

 

Фото Игоря Подгорного

  • Соня

    Спектакль хороший. Но вот что огорчает: любому спектаклю полезна критика. Конструктивная и профессиональная. Она помогает театру и спектаклю расти. У нас же в городе, что не рецензия, то облизывание с ног до головы. Это не значит, что не надо хвалить. Надо замечать и хорошее и неудачное. Но, к сожалению, реакция на критику бывает столь неадекватна, что, видимо, скоро у нас будет только «всё хорошо». Как, в принципе, и во всей стране.

    • птичка

      Соня, почему бы вам не нарушить традицию и не выпустить критический залп? Кто знает, может, у вас найдутся сторонники. Вот мне, например, костюмы не понравились — кроме тех, что на маме. Остальные какие-то безликие. Не видно стараний художника, не то, что в «Настасье Филипповне» или «Гранатовом браслете».

  • Анна

    Что-то я не замечаю, что мы выздоравливаем — наоборот… Но после этого спектакля, соглашусь, хочется жить, что случается редко в театре. Другой вопрос, это ли задача театра? Мне резанул глаз и слух финальный хэппи-энд. Валерия Ломакина в хорошем смысле поразила вокалом, но уж очень вторичен такой конец — всё у героини сложилось да еще принц впридачу. Ну только белого коня не хватает