Главное, Культура

Кижские колокола

Знаменитые кижские колокола

В деревнях кижской округи перед большими церковными праздниками колокольный звон начинался обычно в дальней деревне Обельщине. Приоритет этой деревни объяснялся тем, что здесь на богослужениях бывала инокиня Марфа Романова.

Далеко разносится по воде их звон, оглашая ближние и дальние селения. Архитектура Кижского ансамбля – словно живая музыка, подобна многоголосой кантате. Соединение архитектуры с колокольными звонами создает неземное волшебство.

Звонить в колокола  было  любимым занятием на Руси с давних пор. Широко известен обычай пускать в Пасхальную неделю на колокольню всех желающих. Звон в праздничные дни продолжался обычно весь день. Это был самый демократичный вид искусства.

Мастерство звонарей передавалось от учителя к ученику. В качестве одного из средств передачи ритмов звонари использовали «звонарские приговорки»,  например:

«Девки мимо,

Бабы к нам.

Девки мимо,

Бабы к нам!»

В деревнях кижской округи перед большими церковными праздниками колокольный звон начинался обычно в дальней деревне Обельщине. Приоритет этой деревни объяснялся тем, что здесь на богослужениях бывала инокиня Марфа Романова – мать будущего российского царя Михаила Романова, сосланная в 1601 году Борисом Годуновым  в Заонежье. Затем присоединялся звон колоколов Никольской церкви в Сенной Губе. В этот перезвон вступали колокола кижской колокольни, а за ними – колокола  церкви в деревне Леликово. В народе бытовали воспоминания о припевках, связанных с местным колокольным звоном. Так, например, жителям Обельщины в звоне своего колокола в дни праздничных  перезвонов слышалось:

«Блины,

Колобы,

Калитки.

Блины,

Колобы,

Калитки».

Колоколам Обельщины отвечал огромный колокол в Кижах, слышный по всей округе:

«Будем,

Будем

С толстым пузом.

Будем,

Будем

С толстым пузом!»

Известно, что кижане охотно ездили по праздникам в соседние деревни и любили обильные застолья («поесть от пуза»). Следом за кижскими звонарями в общий перезвон вступал колокол леликовской церкви с припевкой:

«Хоть бы были,

Хоть бы нет.

Хоть бы были,

Хоть бы нет».

Леликовцев было принято считать не слишком гостеприимными.

«Мелодии в прибаутках соединялись в своеобразную «колокольную поэму» кижских деревень», — вспоминал местный житель И.А. Костин.

По всей видимости, это звучало очень красочно, тем более что в Кижах отличным звонарем-виртуозом почитали Николая Акакиевича Воронцова. Особенно ему удавался праздничный или, как называли его местные прихожане, «воронцовский звон». Помнят кижане и других знатных звонарей.

Продолжают их традиции современные звонари Игорь Архипов, возродивший звоны в Кижах в 1989 году (один из первых на территории СССР) и Игорь Хуттер. Они стали первыми в России звонарями-лауреатами конкурса 2000 года в Москве, в котором приняли участие более 100 композиторов  и творческих коллективов. Третий кижский звонарь Алексей Нестеров осваивает это многосложное искусство, ему есть у кого учиться.

Кижские звонари  занялись обустройством звонниц и восстановлением колокольного искусства в возрожденной Петрозаводской и Олонецкой епархии (ныне Петрозаводской и Карельской).

Первый фестиваль колокольных звонов состоялся в Кижах  в 1998 году и был посвящен 10-летию возрождения колоколов на острове Кижи. Второй фестиваль, посвященный 290-летию церкви Преображения Господня, прошел в Кижах 7 — 9 августа 2004 года.

Старший звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Васильевич Коновалов с уважением отметил достоинства кижской звонницы: это самая большая в России деревянная колокольня в действующем состоянии, с отличными акустическими возможностями.

Мостиком, переброшенным через 10 лет, стал проект «Возрождение утраченных традиций Русского Севера. Колокольная партитура Кижской волости», получивший грант президента РФ. Проект создавался авторским коллективом  сотрудников музея «Кижи» — С. Воробьевой. С. Касьяновым, О. Титовой, И. Хуттером. Проект, словно своеобразный III Фестиваль  колокольных звонов, стал логичным продолжением цепочки мероприятий, направленных на восстановление духовной традиции заонежских деревень.

С 15 по 19 августа 2014 года на острове прошла творческая сессия звонарей – основной этап реализации проекта «Возрождение утраченных традиций Русского Севера. Колокольная партитура Кижской волости». На первом этапе произошло  также знаковое событие — свой голос обрели две часовни в Кижах. На средства гранта был отлит полный комплект из 7 колоколов для часовни Трех Святителей из деревни Кавгора, которая находится в северной части острова. Кроме того, по заказу музея был изготовлен благовестный колокол, который завершил комплект ранее отлитых колоколов, предназначенный для оснащения звонницы часовни Спаса Нерукотворного из деревни Вигово. Вес нового колокола – 40 кг. Он украшен памятной надписью: «Лит сей колокол в лето 2014 от Рождества Христова к 300-летию храма Преображения Господня на острове Кижи». Все колокола были изготовлены на заводе «Италмас» в Тутаеве Ярославской области известным мастером колокольного дела Николаем Шуваловым, чьи колокола звонят во многих храмах России. Когда над островом Кижи раздались первые звуки новых колоколов, многие островитяне не поверили своим ушам – настолько непривычно было слышать обретенные голоса часовен.

В рамках реализации проекта была также осуществлена реконструкция передвижной музейной звонницы, на которой во время фестиваля все желающие могли попробовать себя в деле колокольного искусства. Мастер-классы проводили ведущие звонари и специалисты-кампанологи, которые приехали  со всей России, а также из Финляндии и Франции – всего около 30 участников и гостей проекта из Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Архангельска, Сергиева Посада,  Каргополя, Саратова, Тутаева, Хельсинки и Парижа. Со стороны музея участниками проекта стали Кирилл Гуреев, Алексей Нестеров и инициатор всего проекта Игорь Хуттер.

Программа мероприятий для участников творческой сессии была весьма насыщенной. Помимо знакомства с культурным наследием Заонежья она включала плотный график аудио- и видеозаписей совместных творческих сессий на различных звонницах острова Кижи, а также в деревне Воробьи. Замысел заключался не только в активном обмене творческим опытом, передаче своих знаний новым потенциальным звонарям, но и в сборе материала для создания аудио- и видеоряда совместной работы интернационального коллектива звонарей с целью воссоздания и фиксации музыкальной партитуры Заонежья для  сохранения и дальнейшего применения.

Открытие проекта по восстановлению партитуры звонов Заонежья и мастер-класс по искусству колокольного звона  для представителей местных сообществ прошли в деревне Воробьи  Кижской волости.  И это неслучайно: здесь усилиями местных жителей и энтузиастов был обустроен интерьер часовни Кирика и Иулитты, для звонницы которой были приобретены 8 старинных колоколов XIX — XX вв.

Как не было двух одинаковых часовен в Заонежье, так не было и одинаковых звонов. На Кижском погосте открылась выставка «Традиционные колокола Русского Севера» (авторы —  старший научный сотрудник музея Виола Гущина, дизайнер Ирина Панкова).

Во входной зоне музея «Кижи» состоялся концерт ансамбля народной музыки «Тойве» ПетрГУ. Художественный руководитель коллектива Игорь Архипов – легендарный звонарь, много лет проработавший в «Кижах» с Игорем Хуттером. Именно два Игоря стали инициаторами воссоздания колокольных звонов в музее «Кижи» в 1988 году, когда после долгих лет молчания вновь зазвучала звонница часовни Михаила Архангела из деревни Леликозеро.

Состоялся круглый стол с участием звонарей, на котором с докладами выступили гости фестиваля. Но главное, все фестивальные дни шли записи колокольных звонов на часовнях и колокольне острова Кижи.

Воссоздание колокольной партитуры возможно только на исконной местности, так как на нее воздействует много факторов. Музей-заповедник «Кижи» идеально подходит для этого, ибо является уникальным историко-культурным и природным комплексом. За последние 20 лет при участии звонарей музея «Кижи» в нескольких десятках храмах Петрозаводской и Карельской епархии были обустроены колокольни и звонницы. Музей «Кижи» стал одним из центров возрождения традиционного искусства русских православных звонов по всей Карелии.

Проект 2014 года завершился, но резонансом его стало  восстановление голосов заонежских часовен, в том числе в деревнях Воробьи,  Телятниково, Волкостров, жители которых также желают оснастить колоколами свои звонницы.

Партнерами музея по проекту были Ассоциация колокольного искусства России, Центр молодежных инициатив Myllarit, а также студенческий коллектив Петрозаводского  государственного университета Toive.

 

Виола Гущина,

Марина Ноженко,

Игорь Хуттер

Участники I фестиваля колокольных звонов в Кижах. 1998 год
Участники I фестиваля колокольных звонов в Кижах. 1998 год
Участники II Фестиваля колокольных звонов  на острове Кижи. 2004 год
Участники II Фестиваля колокольных звонов на острове Кижи. 2004 год
Колокольня Кижского погоста.  Выставка «Традиционные колокола Русского Севера»
Колокольня Кижского погоста. Выставка «Традиционные колокола Русского Севера»

Фото музея-заповедника «Кижи»

  • Владимир Малегин

    Было бы интересно, если бы появилась такая возможность записать и послушать «колокольную поэму» кижских деревень», как это происходило в старину : с участием 7 колоколов часовни Трех Святителей, из деревни Кавгора, благоверного, вновь отлитого колокола часовни Спаса Нерукотворного из деревни Вигово, вновь приобретенных 8 колоколов часовен Кирика и Иулитты, звонницы часовни Михаила Архангела из Леликова и других Заонежских часовен в деревнях Воробьи, Телятниково, Волкостров. Вот это было бы непревзойденное действо жемчужины Русского Севера музея заповедника Кижи! Желающих воочию послушать было бы много. Выражаю признательность за интересное сообщение очаровательной Виоле Гущиной и ее коллегам. Успехов!