В Городском выставочном зале открыта выставка молодых художников под лаконичным названием «Мы».
Я вошла в ГВЗ через пять минут после его открытия, а он уже был полон молодежи. Оказалось, это старшеклассники школы искусств пришли посмотреть новую выставку. Предложила им поделиться своими впечатлениями. Сначала они не решались, но потом все же согласились.
Выяснилось, что большинство из них планируют стать художниками или дизайнерами. С гордостью рассказали, что среди авторов выставки двое – Игорь Котуков и Катри Аусмеес – их преподаватели. Ребятам понравились разные произведения и среди них, почти в один голос, назвали картину Ольги Ерохиной «Космос мой». Кому-то она напомнила фильм «Титаник». Будущих художников заинтересовало, что многие работы выполнены в смешанных техниках. Школьники отметили также красочный триптих Николая Палоселова «Другая реальность». Для них возможность посетить такую выставку — своего рода творческий семинар: многому можно поучиться, ведь некоторые из представленных на выставке авторов молоды так же, как и они.
Выставка «Мы» собрала 83 автора, представлено 134 произведения. Экспозиция привлекает разнообразием, хотя очевидно, что уровень работ в экспозиции очень неровный. Мои ощущения подтвердила куратор выставки, молодой медиахудожник Наталья Егорова.
– Комиссия отбирала произведения по заранее обдуманному принципу, – рассказывает она, – который заключался в том, чтобы показать актуальный срез той ситуации, той общей картины, что существует в данный момент в творчестве молодых. Это необходимо, чтобы понять вектор движения развития современного искусства в Карелии. Мы могли бы собрать сливки и показать лучшее, тем более что художники принесли довольно большое количество работ, около 500. И тогда экспозиция выставки была бы неуязвимой с точки зрения критика или зрителя. Но мы взяли лучшее у каждого автора.
В последнее время часто говорили, что молодых художников в Карелии просто нет. А выставка показала – есть молодая поросль. Отрадно, что почти готовые профессионалы, оканчивающие художественные вузы Санкт-Петербурга, произведения которых мы уже имели радость видеть в нашем выставочном зале ранее, осознают себя не иначе как карельскими художниками и готовы выставляться на наших площадках. Среди их работ запоминаются скульптуры и малая пластика Павла Калтыгина, живопись Надежды Белой, графика Клавдии Расторгуевой. Некоторые молодые авторы представили свои работы на выставку впервые. Для новичков, которые, возможно, сами до конца еще не осознали себя художниками, очень важно увидеть свои произведения рядом с другими в общем выставочном пространстве.
Приятно, когда неожиданно появляются новые имена.
– Для меня открытие этой выставки Антон Филатов, – Наталья Егорова подводит меня к небольшому экрану с наушниками. – Это его концептульная и интерактивная медиаскульптура «Созидание. Космос. Замыкание». Уникальные звуковые волны в этом медиапроекте художник представляет в виде трехмерной скульптуры.
В экспозиции есть еще одна инсталляция, мимо которой точно не пройдешь. Это видеоработа самой Натальи Егоровой «Говори! Не молчи!». Показывать язык публично не принято, а тут он выставлен на всеобщее рассмотрение. Эта инсталляция недавно была представлена и отмечена на выставке в Норвегии. Любители видеоарта также найдут в экспозиции новые для себя работы Александры Сухановой, Дарьи Сеничевой и Светланы Томберг.
К сожалению, мне не удалось побывать на открытии выставки, а, может, и к счастью, так как, по словам одной почитательницы искусства, не пропускающей ни один вернисаж, в зале людей было как в метро в час пик. Авторы пришли со своими друзьями и родственниками, и этот поток пока не прекращается.
Любопытно было увидеть работы уже полюбившихся мне авторов, за творчеством которых слежу – Анны Грязновой, Юлии Коросовой, Майи Савчук, Ивана Смирнова, Игоря Котукова, Анны Лебедевой, Александры Гордеевой. Стоит отметить и графические листы Николая Рыбина. Вообще, выставка показала, что активная работа петрозаводской графической мастерской под руководством Аркадия Морозова и Артема Стародубцева дает хорошие результаты. Графики на этой выставки явно выделяются.
Интересно проанализировать, как меняется ситуация с творчеством молодых в республике. Лучше всех с ней знакома Мария Юфа, искусствовед, директор Городского выставочного зала, поэтому за комментарием обратилась именно к ней.
– Трудно провести анализ, так как последняя молодежная выставка «Продолжение следует…» проходила пять лет назад и отбиралась совсем по другому принципу, – рассказывает Мария Михайловна. – В ней участвовали 37 авторов и посвящалась она юбилею Союза художников. Отбирались самые лучшие и сильные вещи. Нынешняя выставка кардинально отличается своей концепцией. Мы пытались показать ситуацию такой, какая она есть, не приукрашивая.
Мария Юфа считает, что большинство участников нуждается в профессиональном развитии и прежде всего в художественном образовании. Многим, по ее мнению, не хватает школы, профессиональных навыков и элементарного вкуса. Особенно это касается авторов из районов. В то же время в Петрозаводске прикладываются немалые усилия для того, чтобы искусство продолжало жить, а у талантливой молодежи была возможность научиться навыкам ремесла.
– На выставке довольно сильно выступили молодые графики, – таково мнение искусствоведа. – Их много, и по количеству и по качеству работ видно, что в Петрозаводске этому уделяется большое внимание.
Одно из достоинств выставки, по мнению Марии Юфа, количество представленных авторов и произведений, хотя организаторы вынуждены были пойти на компромисс с определенными профессиональными требованиями. Такой подход был вызван ухудшением условий в республике для молодых: в смысле перспектив творческой карьеры и получения художественного образования, а также в отсутствии арт-рынка. И действительно, известно, что филиал Международного Славянского института закрылся, непонятна судьба художественно-графического отделения педколледжа. Даже в советское время поговаривали об открытии в Петрозаводске художественного училища, единственного на Северо-Западе, но идея так и не реализовалась. Выставка «Мы» показала, что художественные образовательные учреждения сейчас нужны и могут быть востребованы.
Выставка стала своего рода поддержкой для тех молодых, кто собирается избрать путь художника, который в советское время считался престижным, а сейчас становится почти подвигом. С другой стороны, Наталья Егорова считает, что молодым в настоящий момент не хватает инициативы. Они разобщены и было бы хорошо, если бы они объединялись в группы, придумывали новые идеи для выставок и сами предлагали их для осуществления, а не ждали, пока Союз художников или выставочный зал соберутся провести для них очередную выставку.
Фото автора