Культура

Не просто зрелище

Фото Владимира Ларионова
Большой классический дивертисмент из балета «Пахита». Солисты Юки Окоти и Ильшат Умурзаков

О Рождественском гала-концерте в Музыкальном театре Карелии.

 

 

Концерт собрал людей, для которых это искусство является, судя по аплодисментам, не просто зрелищем, а чем-то большим. Искушенность зрителей проявлялась в реакции на хорошо сделанные пируэты, и не только знаменитые 32 фуэтэ, но и мужские «большие пируэты». А кричать «браво» и аплодировать было чему. Художественный руководитель труппы Кирилл Симонов сделал очередной замечательный подарок для почитателей балета в нашем городе.

 

Каждый уважающий себя балетный театр имеет в своем арсенале Большой классический дивертисмент из балета «Пахита» в хореографии великого Мариуса Петипа. И в нашем театре этот шедевр давно стоит в репертуаре, позволяя артистам на постановках такого рода творчески и технически расти, а зрителям приобщаться к великому наследию русского балета.

 

Начав концерт этим парадом классических шедевров, театр продемонстрировал наличие профессионально крепкого кордебалета, который порадовал чистым и синхронным исполнением всех фрагментов балета. Надо отметить выросший технический уровень женской части труппы, что, несомненно, является заслугой репетиторов. Появилось несколько технически сильных солисток, танцующих вариации (Татьяна Павлова, Екатерина Рыбчина, Юка Идзуми, Соноко Кадзимото, Анастасия Лодде), и талантливых, интересных балерин и танцовщиков.

 

Юки Окоти и Ильшат Умурзаков, исполнившие главные партии в «Пахите», продемонстрировали достаточно уверенное владение техникой классического танца. Когда каждый был на сцене один, вариации и коды не вызывали сомнений в их профессионализме. Что касается дуэтного танца, то здесь были досадные огрехи, неточные остановки после пируэтов, возможно, происходившие из-за некоторой нестанцованности артистов. Но у этих молодых, перспективных солистов есть  время для шлифовки своего мастерства.

 

Второе отделение концерта в основном тоже было составлено из фрагментов балетов Петипа. Центром этой части программы стало культовое па-де-де из «Спящей красавицы» в исполнении Альбины Казарян и Нарека Мартиросяна. Очень профессиональные артисты, они добросовестно исполнили все, что поставил Петипа, потому что все чаще видишь исправленную артистами под себя хореографию прошлого. Но помимо технической сложности этого шедевра огромную трудность составляет овладение стилем Петипа именно в этом балете. Когда Николай Николаевич Серебренников, великий знаток дуэтного танца, автор учебников,  хранитель традиций, ставил на нашей сцене в 1969 году «Спящую красавицу», он говорил, что техника здесь не главное, гораздо важнее передать стиль и дух хореографии великого балетмейстера. В этом па-де-де Аврора должна быть стеклянной статуэткой в бережных руках Принца. С таким внутренним ощущением и должны работать артисты. Вот этого как раз и не хватило талантливым, одаренным Альбине Казарян и Нареку Мартиросяну.

 

Порадовали и в некоторой степени приятно удивили танцовщики, которые по качеству исполнения встали в один ряд с балеринами. Мужской состав балета пополнился сильными артистами не только в области современной хореографии, но и в классике.

 

 

И здесь первым нужно назвать Тахакиро Цубо, японского танцовщика с феноменальным «баллоном» (зависание во время прыжка в воздухе), с открытым и каким-то наивным артистизмом. В па-де-де из балета «Эсмеральда» он продемонстрировал все свои способности как одаренного танцовщика, но над техникой дуэтного танца нужно еще много работать. Появление такого артиста в труппе – большое приобретение, и надо думать, что его талант будет проявляться во многих спектаклях нашего репертуара.

 

Несколько разрядил академическую программу концерта номер «Деревенский Дон Жуан», великолепно исполненный молодыми солистами театра Анастасией Лодде и Василием Сидоренко. Яркий артистизм артистов и точное понимание стиля вызвали у зрителей бурные аплодисменты.

 

Очень красивое адажио из «Раймонды» в концерте показалось несколько затянутым. Вот почему такие фрагменты, которые хорошо вписываются в канву спектакля, но теряют свое очарование в концертном исполнении, не часто видишь в подобных гала. Но Татьяна Павлова и Ильшат Умурзаков достойно пронесли образы своих героев на протяжении всего номера.

 

Еще один шедевр Петипа, «Панадерос» из этого же балета, был исполнен артистами очень пластично и темпераментно. А талантливым солистам Елене Головиной и Ивану Азанову хотелось бы пожелать уделить больше внимания работе над стилем. Все-таки это характерный танец, основными признаками которого являются не внешнее, а внутреннее чувство позы, совершенно определенная манера исполнения. Характерный танец является в балетном искусстве чисто русским явлением, нигде в мире в учебных заведениях нет такого предмета. В Кировском (Мариинском) театре яркими выразителями и апологетами этого стиля были Игорь Бельский, Нина Анисимова, Ирина Генслер.

 

И очень жаль, что несомненной приме балета Алевтине Мухортиковой не нашлось достойного яркого номера в этом концерте. Монолог Никии также хорошо смотрится в балете, а в концертном исполнении зрителю, может быть, не знающему сюжет, он не очень понятен.

 

Важной частью общего впечатления от действия является сценическое оформление, которое в данном случае было праздничным, можно сказать, пышно-имперским. Колонны, обрамляющие сцену, организовывали пространство, и то, что происходило внутри, смотрелось очень органично. Прекрасное  решение! Удачный свет, особенно в «Пахите», выгодно оттенял фигуры танцовщиц в ярких синих с серебром пачках.

 

Сильное впечатление оставил финал концерта, где все артисты показали самое лучшее, на что они способны. Калейдоскоп вращений и прыжков вызвал у зрителей взрыв восторгов и оваций. Дождь из блестящих конфетти и серпантина усилил радостное восторженное настроение. Новогодний праздник удался!

Адажио из балета «Раймонда». Татьяна Павлова и Ильшат Умурзаков

 

Монолог Никии из балета «Баядерка». Алевтина Мухортикова

 

Па-де-де из балета «Спящая красавица». Альбина Казарян и Нарек Мартиросян

 

Панадерос из балета «Раймонда». Солисты Елена Головина и Иван Азанов

 

Па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда», вариация. Такахиро Цубо

Фото Виталия Голубева