Дом актёра, Культура

Вячеслав Хавренок: «Мне нравится петь Онегина»

 «Евгений Онегин». Татьяна – Ольга Маслова, Онегин – Вячеслав Хавренок. Фото Виталия Голубева
«Евгений Онегин». Татьяна – Ольга Маслова, Онегин – Вячеслав Хавренок. Фото Виталия Голубева

#МолодойТеатрКарелии

В нашем проекте мы представляем молодых актеров пяти профессиональных театров республики.

«У меня два любимых композитора: Чайковский и Верди. Все мои мечты связаны с творчеством этих композиторов».

 

Вячеслав Хавренок. Фото: Игорь Герасименко
Вячеслав Хавренок. Фото: Игорь Герасименко

Солист Музыкального театра Карелии Вячеслав Хавренок из тех людей, которых музыка сопровождает с рождения. Его родители – профессиональные музыканты: дирижер-хормейстер мама, баянист и хормейстер отец. «Евгения Онегина» и «Травиату» он увидел в Одесском оперном театре еще в четыре года. Вячеслав говорит, что в памяти от тех спектаклей осталось мало. Однако соприкосновение с шедеврами оперного искусства не прошло бесследно: в числе любимых и самых значимых для него композиторов артист называет имена авторов этих опер – Чайковского и Верди.

– Вячеслав, когда вы начали петь?

С тех пор как себя помню, с самого раннего возраста. Пел дома, в родительских фольклорных ансамблях, в музыкальной школе, в разнообразных хорах.

– Но в музыкальном колледже специальным инструментом была скрипка…

Да, но я быстро осознал, что играть классику на скрипке мне неинтересно. Гораздо больше меня привлекает исполнение фольклорной музыки, блюза. И именно в колледже я всерьез увлекся академическим вокалом, понял, что петь в опере – главная цель моей жизни. Поэтому скрипка, которую я нежно люблю по сей день, все-таки стала хобби. Когда появляется возможность, я с удовольствием исполняю на ней в концертах народную или эстрадную музыку.

– Легко ли было со скрипки переключиться на вокал?

Легко и органично. Недаром же голос скрипки сравнивают с человеческим голосом. Это единственный инструмент, который по богатству красок может приблизиться к голосу. Но не соперничать с ним. Совершеннее человеческого голоса нет инструмента.

– Где и у кого вы учились?

В Одесской консерватории, моими педагогами были народный артист Украины, профессор Анатолий Иванович Дуда и замечательный преподаватель Любовь Петровна Самохлеб.

– А как оказались в Петрозаводске?

После окончания консерватории я полгода жил и работал в Южной Корее. Надо было возвращаться, разослал резюме, приехал на прослушивание в Музыкальный театр Карелии и остался.

– Как вам дался переезд из тепла в холод? Такой стресс для организма…  И потом, юг и север – это же два разных мира.

У меня была возможность работать в Краснодаре, но я предпочел, несмотря на то что здесь север, высокий уровень нашего Музыкального театра. Мне было понятно, что чем севернее, тем люди более дисциплинированны. На сегодняшний день я осознаю: ни жаркий климат, ни южный темперамент мне не подходят. Из-за акклиматизации было тяжело только первые полгода. Со временем я полюбил мороз, он мне дает бодрость и энергию, в том числе творческую.

Когда я ехал, не знал о Карелии ничего, кроме того, что это одна из самых красивых республик страны. Теперь убедился в этом своими глазами.

– Кроме природы, что вас вдохновляет и дает импульс к творчеству?

Музыка, причем самая разная. Я меломан. Сколь странным это ни покажется, но есть масса случаев, когда музыканты, работающие в очень хороших оркестрах, не знают ничего, кроме классической музыки. Вы не представляете, сколько десятков килограммов пластинок, кассет, а потом дисков с разнообразными записями я переслушал. И это не просто бессознательное получение удовольствия, я обдумываю, изучаю услышанное: композиторы, жанры, составы.

– А применительно к профессии какая оперная музыка вам ближе?

У меня два любимых композитора: Чайковский и Верди. Все мои мечты связаны с творчеством этих композиторов. И по голосу, и по внутреннему состоянию мне нравится петь Онегина, Елецкого, Роберта в «Иоланте», Жермона в «Травиате», графа Ди Луна в «Трубадуре».

 Жермон («Травиата»). Фото Виталия Голубева
Жермон («Травиата»). Фото Виталия Голубева

– Когда вы на сцене, какой партнер для вас идеален?

Конечно, есть какие-то предпочтения, есть симпатии, когда просто приятно с кем-то находиться на сцене. Если есть взаимоотношения, есть контакт, то легко работается. Очень важно, чтобы артисты, что называется, по фактуре подходили друг другу. Особенно это актуально, когда мужчина и женщина играют влюбленную пару. Они должны гармонично не только звучать, но и смотреться. Вообще, когда окружают приятные и профессиональные люди, как в нашем театре, то всегда легко. Идеально, если партнер еще и добрый в душе человек. Наша труппа сильная, и хочется, чтобы уровень только повышался.

–  Что вы делаете, если попадается роль, которая не дается?

Вот яркий пример: Каменский из «Карельского пленника». Более далекого от меня персонажа трудно найти. Он по характеру слишком уж неуравновешенный, а я спокойный по темпераменту, где-то даже задумчивый. Интересная по музыкальному материалу, партия сразу мне была удобна, хорошо подошла по голосу. Но когда начались репетиции с режиссером, почему-то перестало получаться. Я искал причину, сделал мощный анализ, вдумывался в содержание, много работал в вокальном классе.

Мне очень помогла наш концертмейстер Елена Николаевна Леонтьева в поиске образа, каких-то реакций, актерских оценок. Помогло и пластическое решение: движения моего Каменского – это сплошные ломаные линии, если танец, то резкий и даже несколько развязный. И уже когда пошли финальные репетиции перед премьерой, образ сложился, в голове как-то все встало на место. Кропотливая работа – вот мой способ преодоления сопротивления материала.

 Каменский («Карельский пленник»). Фото Виталия Голубева
Каменский («Карельский пленник»). Фото Виталия Голубева

– Вы всегда придерживаетесь аналитического подхода в работе над ролью?

Когда готовится партия – да. А потом, когда все выучено и я выхожу на сцену, начинается импровизация. Я эмоционально отдаюсь процессу и получаю от этого огромное удовольствие.

– Приходится оперному певцу идти на какие-то жертвы ради профессии?

Не только певцу приходится идти на жертвы, но и его окружению. Очень важно, чтобы близкие люди понимали, что такое оперное искусство. Много особенностей, много традиций. Начиная от режима работы и отдыха, заканчивая питанием. Надо высыпаться, заниматься спортом, потому что организм должен быть сильным. Я заметил, что мои успехи в пении тесно связаны с общей физической подготовкой организма. Необходимо быть в тонусе. Вокалисты в чем-то как спортсмены: не должны пропускать тренировок ни при каких обстоятельствах.

– Бывает, что люди откладывают визит в оперу, боясь чего-то не понять. С какой оперы из репертуара нашего Музыкального театра вы посоветовали бы зрителю-неофиту начать знакомство с этим жанром?

Думаю, можно смело идти на «Травиату»  в ней удивительная музыка от первой до последней ноты. Или «Любовный напиток» блеск, радость, красота. А также предложил бы посетить «Карельского пленника». Даже те из моих знакомых, кто далек от оперного искусства, побывав на этом спектакле, остались под сильным впечатлением и от музыки, и от сценического воплощения. Не знаю, в каком еще театре есть специально для него написанная опера, созданная на национальном материале. Это наш местный эксклюзив, с которым должен ознакомиться каждый житель Петрозаводска, а желательно, и всей Карелии.

«Любовный напиток». Адина – Анна Луканова, Белькоре – Вячеслав Хавренок. Фото Виталия Голубева
«Любовный напиток». Адина – Анна Луканова, Белькоре – Вячеслав Хавренок. Фото Виталия Голубева