Дом актёра, Культура

Искусство любить

Сцена из балета Музыкального театра Карелии «Чайка. Искусство  любить» в постановке Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова
Сцена из балета Музыкального театра Карелии «Чайка. Искусство  любить» в постановке Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова

О Международном фестивале современной хореографии Nord Dance

Огромным событием для Петрозаводска стал фестиваль Nord Dance, который проходит с 8 по 16 июня благодаря инициативе Музыкального театра, поддержанной министерством культуры Карелии. У тех, кто сумел побывать на его спектаклях, надолго останутся очень яркие, незабываемые впечатления. Нечасто нас балуют выступлениями такого высокого профессионального уровня.

Открыла программу фестиваля премьера балета Музыкального театра Карелии «Чайка. Искусство  любить» в постановке художественного руководителя балетной труппы Кирилла Симонова.

Впечатление от спектакля коллоссальное! Балетмейстер сумел хореографическим языком создать на сцене трагичную, необыкновенно воздушную атмосферу чеховской драматургии. Вплетение в канву балета проекций и, главное, драматический текст Аркадиной, подняло всю постановку на высокий уровень сценической правды (хотя балет – сугубо условный жанр).

И все оформление сценического пространства способствовало этому. Критически покатый планшет сцены, казалось, не предполагал делать те движения, которые поставил балетмейстер, но мы почти не замечаем этой трудности. Минимализм декораций тоже играет на общий строй спектакля. Ничего лишнего! Это ли не высший уровень творческого подхода к созданию произведения.

Сцена из балета Музыкального театра Карелии «Чайка. Искусство  любить» в постановке Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова
Сцена из балета Музыкального театра Карелии «Чайка. Искусство  любить» в постановке Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова

И высокохудожественное и технически сильное исполнение буквально всех персонажей, от солистов до кордебалета, поддерживает общее благоприятное впечатление от балета. А приглашение на роль Аркадиной актрису театра Ad Liberum Елену Сапегину стало беспроигрышным. Ведь мы знаем ее как разносторонне одаренную и талантливую драматическую актрису, создавшую много разнохарактерных и очень успешных ролей на карельской сцене. Но здесь хореограф в полной мере использовал необыкновенную пластическую податливость и выразительность  Сапегиной. С первой минуты появления Аркадиной на сцене не покидает ощущение трагичности ее положения, и это в большей степени идет от игры актрисы. Представляется, что успех постановки зависел от этого выбора, и хореограф не ошибся.

Выбор балетных артистов на главные партии пал на солистов Московского музыкального театра им. Н.И. Сац. Нина в исполнении Анны Марковой, современная девушка, романтичная и в дуэтах с Треплевым, и в сценах  с Тригориным. Сильная технически, с необыкновенно красивыми, пластичными руками, балерина создает поистине чеховский образ.

Мужским персонажам хореограф оставил второе место, но они составляют важную часть взаимоотношений героев и оттеняют характеры обеих женщин. Дуэты с Треплевым кажутся более хореографически богатыми, с неожиданными поддержками и переходами. Здесь балетмейстер расширил свою пластическую палитру, появилось много новых хореографических идей, которые он развивал на протяжении действия.

Впечатляет несколько раз повторенное движение Тригорина, как бы отрывающего мать от сына, и тот же мотив с Треплевым, отрывающего Нину от Тригорина. Сцена на корте с множеством летающих как пули из ружья мячей дает полное ощущение надвигающейся трагедии. Этот режиссерский прием сделан очень точно хореографически, а дополняют этот накал действия отрывистые, отчаянные выкрики Сапегиной — Аркадиной.  Сильная сцена!

Законы современного балетного театра давно вышли за пределы отанцовывания сюжета, творцов интересует внутренний мир героев, их чувства, взаимоотношения. Хореограф не идет буквально за событиями пьесы, он показывает квинтэссенцию переживаний чеховских героев. Необыкновенная музыкальность хореографии Симонова является одной из важных черт творческого воплощения во всех его балетах, всегда приводящих к успеху постановок. И «Чайка» не явилась исключением.

Сцена из балета Музыкального театра Карелии «Чайка. Искусство  любить» в постановке Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова
Сцена из балета Музыкального театра Карелии «Чайка. Искусство  любить» в постановке Кирилла Симонова. Фото Владимира Ларионова

Карельская балетная труппа в последние годы превратилась в хорошо слаженный единый организм, которому подвластны сложные, масштабные и разнообразные постановки. Все артисты, воспитанные на академической школе классического танца, успешно осваивают различные стили и формы. И заслуга в этом принадлежит художественному руководителю Кириллу Симонову, на протяжении многих лет сохраняющего уровень и качество исполнения артистов, конечно, не без помощи репетиторов Алексея Зарицкого, Елены Сагындыковой, Вадима Харитонова.

Кирилл Симонов и Анна Маркова . Фото Владимира Ларионова
Кирилл Симонов и Анна Маркова . Фото Владимира Ларионова

 

Почти ни одна постановка пошедшего фестиваля не оставила простых зрителей и профессионалов равнодушными. Хотя простыми наших петрозаводских зрителей давно уже не назвать, потому что очень заметен необыкновенно возросший уровень понимания и интереса к театральному искусству. Полные залы говорят об этом.

Одним из сильнейших впечатлений фестиваля был спектакль артистов одной из самых успешных независимых групп Норвегии «Йо Стрёмгрен Компани» — «Вирус».

"Вирус". Фото Музыкального театра РК
«Вирус». Фото Музыкального театра РК

С первых мгновений зрителя погружают в необыкновенный, фантастичный мир перформанса, оглушая децибелами из динамиков и воплями двух здоровенных, с огромными гривами «сапиенсов». Но постепенно шок проходит, и начинаешь понимать (или даже не понимать, а чувствовать), что все это не просто так… Артисты мастерски завлекают в свое пространство, в свой мир, и зритель уже не может остаться вне всего этого действия, которое затягивает и затягивает.

Магическое воздействие! Текст на «бессмысленном исландском» языке не мешает, но и не добавляет смысла действию. Смысл возникает тогда, когда появляется хореография, когда танцовщики начинают пластически действовать. Суперпрофессиональная работа артистов поражает своей отточенностью, фантазией, они проживают свою историю на сцене с полной отдачей.

Центром всего спектакля становится женщина «андроид», прилетевшая (или прикатившаяся в серебряном шаре в этот фантастичный мир). Трудно понять каким образом человек может поместиться в этот шар. Пластическая безграничность Вонии Доутель Ваз (португалки по национальности) поражает воображение! Классическая по форме, артистка каждой клеткой своего тела чувствует каждое движение, а они в большей мере далеко не классические. Тонкость подачи хореографии, понятной даже в мельчайших деталях. Чего только стоит пальчик артистки, появившийся из под половинки шара! Даже трудно сказать, в каком стиле поставлен «Вирус», но это и отличает один спектакль от другого в этом фестивале.

 

Екатеринбургский «ТанцТеатр», в этом сезоне отмечающий свое тридцатилетие, в рамках фестиваля показал Данс-спектакль на музыку П.И. Чайковского, названный очень необычно. В названии слово «ПИЧ» играет роль акронима Петр Ильич Чайковский.

"ПИЧ". Фото Фото Музыкального театра РК
«ПИЧ». Фото Фото Музыкального театра РК

Всем известно, что Чайковский над своими балетами работал с Петипа, по всей видимости французский постановщик Мартен Арьяг видел себя в роли Петипа XXI века, воплощающий свою хореографию под музыку великого композитора,  и позиционировал это как диалог веков. Но, к сожалению, Петр Ильич уже не сможет ничего сказать в ответ. Артисты добросовестно выполняют задачи хореографа, достаточно профессионально создают мир, который создал постановщик, но общее впечатление от спектакля уходит вместе с закрывающимся занавесом. Браво хорошим артистам!

И поистине культурный шок испытывают зрители на театрально-танцевальном представлении «Убить Кармен».

"Убить Кармен". Фото Музыкального театра РК
«Убить Кармен». Фото Музыкального театра РК

Компания «Каари и Рони Мартин» — интернациональная труппа, известная в мире и активно гастролирующая. Ее стиль – это современное искусство, основанное на формах и ритмах фламенко. Живой оркестр, состоящий из музыкантов суперпрофессионального уровня, не только исполняет музыку, а еще является участником драматического действия. Скрипач первым убивает Кармен, проведя смычком по ее горлу, затем трубач стреляет ей в затылок, и, наконец, тореро всаживает ей нож. Но она снова встает и продолжает свою жизнь в танце. Кармен бессмертна!

Хореограф спектакля Каари Мартин, известна в мире как новатор современного фламенко. Для финской женщины, с их сдержанностью и стремлением к порядку во всем, странно обращение к этому стилю испанского танца с бешеной экспрессией и энергетикой исполнения. Конечно, для образов Кармен и Тореро нужны настоящие испанцы. И хореограф нашла известных, маститых танцовщиков. Марианна Кольядо, хрупкая на вид, небольшого роста женщина, никак не предполагала сумасшедшего темперамента, который показала актриса на протяжении всего спектакля. А техника исполнения «сапатеадо» (выстукивание каблуками) кажется фантастической. Тореро в исполнении Карлоса Чаморро ничем не уступает партнерше в экспрессии и понимании классического стиля фламенко. Словами не описать потрясения от спектакля. Это надо видеть!

 

И завершал это многоцветье и богатство современного танца спектакль труппы Сусанны Лейнонен из Финляндии.  «Касание гравитации» — так называется постановка, в которой  прослеживается очень индивидуальный, собственный хореографический почерк руководителя труппы, сочетающий в себе современный и классический танец.

"Касание гравитации". Фото Музыкального театра РК
«Касание гравитации». Фото Музыкального театра РК

Состав исполнительниц, очень ровный и слаженный, продемонстрировал сильную классическую выучку, преломляющуюся в затейливых и разнообразных комбинациях модерн-танца. Чувствовалась и хорошая школа современного танца. Общая атмосфера спектакля создавалась из многих составляющих. Это и проекция на экране, и покатые площадки, на которых действовали персонажи, и пластика на ремнях, создающая чувство невесомости. Но, самое главное новшество – это музыка, специально созданная для этой постановки. Все это «образует на сцене свою вселенную, синтезируя в спектакле символичные, суровые и сюрреалистические видения».

К сожалению, не удалось посмотреть спектакль Московского детского театра им. Н.И.Сац «Шерлок Холмс», но, по отзывам зрителей, и этот детектив-балет вписался в общую картину всего фестиваля.

Это хорошее начало новой традиции, которая, будем надеяться, не ограничится одним фестивалем.