«Королю здравого смысла прислуживают гномы фантазии и эльфы абсурда».
Георгий Кружков
Я решил начать рассказ о книге сказок «Каракуча» (изд. «Кирья», 2014 г.), заглянув в ее конец. И увидел строфы моей любимой песни Андрея Пантелеева о путешествии на воздушном шаре в сказочный городок под названием Снегопад, Листопад, Звездопад. Благодаря знакомой мелодии зазвучали страницы уже прочитанной книги, и город с таким прекрасным триединым поэтическим названием заполнился вздохами, скрипами, шагами, язычками зари, отраженными в окнах причудливых домов, расцвеченных искорками детского смеха. После того как я перевернул последнюю страницу, снова вошел в Сказки маленького городка, придуманные много лет назад Андреем Пантелеевым и Николаем Храмовчуком, чтобы поселиться в сказочном городе уже навсегда…
Завидую вам, новым жителям «Каракучи», что вы впервые откроете городские ворота, помещенные в цветные рамы, обрамляющие каждую раскрытую страницу (художник О. Растатурин), погрузитесь в мир сказочных историй, пройдете по причудливо изогнутым улицам мимо старинных домов и башен с остроконечными крышами и парадными подъездами, украшенными цветниками.
Вы узнаете, что в этом городе обитают необычные люди и оживают обычные вещи. Стойкий фонарный столб борется с ветром и противостоит самой темноте. То тут, то там высовывается из подворотни или дворницкой ворчливый Комунадо. Манят к себе загадочные чердаки, на которых скрываются не менее загадочные зеленые огоньки, периодически издавая странные мяукающие звуки (чересчур серьезных взрослых людей прошу не беспокоиться, детские книги пишутся для детей и детям решать, что это за звуки и что за огоньки).
Дети в сказочном городке могут запросто играть со снегом, наметенным из холодильника, кружиться с ним по комнатам в компании с Белым медведем. Они верят, что уставшие автобусы могут преспокойно полакомиться клубникой, и в то, что противные скрипы селятся в квартирах только противных людей (об этом автор книги Андрей Пантелеев знает не понаслышке – он ремонтирует двери). И в своих взрослых неожиданных и остроумных стихах Пантелеев не чурается подкупающей детской непосредственности, что помогает ему говорить с детьми на их языке, продолжая умную обнаженную абсурдность Даниила Хармса.
Да кто же такой Каракуча, спросите вы? Каракуча – это оживший благодаря детскости взрослого дяди и любознательной разумности ребенка, карандашный рисунок. В детстве это было и моим любимым занятием. И сегодня, играя с внучкой, я рисую в тетрадке какую-нибудь калямбу, а потом из этой чепухи делаю умильное клоунское лицо, кошку или нечто фруктово-овощное.
Нарисовать сказку несложно: несколько штрихов – веселый чубчик и светофорный нос – и человечек готов! Сложнее изложить сказку на бумаге, рассказать ее так, чтобы маленький человек почувствовал себя в чудесной сказке, как у себя дома, а взрослый взглянул на сказочный город глазами ребенка. У вас появилась возможность прочесть эту замечательную книгу, стать горожанами маленького веселого городка и благодаря этим счастливым обстоятельствам снеги, черешни, звезды станут и вашими добрыми друзьями.