Главное, Образование

Евгений Ямбург: «Не вешаем всё на один гвоздь»

robototehnikaИзвестный педагог о том, для чего нужны кружки и секции и каких ошибок избегать, выбирая их детям.

 

 

Начался учебный год – а значит, родительские хлопоты по сборам в школу сменились вопросом: чем ещё занять ребёнка? Нужно ли учить чадо музыке или фигурному катанию, если вы не планируете для него карьеру великого музыканта или спортсмена? Что такое занятия «в формате клуба» и зачем вообще нужны занятия, помимо школьных уроков?

 

Как устроена в стране система дополнительного образования, и чего можно было бы достичь с её помощью? Почему за кружки и секции родителям чаще всего приходится платить? «Правмир» беседует с руководителем одного из старейших образовательных комплексов Москвы членом-корреспондентом Российской Академии образования Евгением Александровичем Ямбургом. 

 

 

Смотреть на ребёнка. Попробовать всё

 

Евгений Ямбург. Фото pravmir.ru
Евгений Ямбург. Фото pravmir.ru

Я не Кашпировский и абстрактных советов по телевизору, по телефону, через статью давать не могу.  Безусловно, то, в какие кружки и секции отдавать, зависит в первую очередь от ребенка. Но один из принципов – надо попробовать все, для того, чтобы самоопределиться.

 

Иначе это будет, как в анекдоте: «Вам нравится играть на скрипке? Да, нравится, я просто никогда не пробовал».

 

В случае с маленьким ребёнком, дошкольником, вопрос, конечно, в родительской установке. Понятно, что если это будет как в детском стихотворении: «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота» – и английский, и фигурное катание, и еще что-то – обязательно будет истощение.

 

Но попробовать нужно все. То есть так: ты не ставишь перед собой задачу, чтобы твой ребенок был чемпионом Олимпийских игр по фигурному катанию (тогда это уже профессия), но поставить на коньки и дать почувствовать лёд ему надо. А параллельно попробовать и танцы, и так далее.

 

И постепенно, если ты ставишь задачу, извините за эту банальность, гармонического развития, ничего даром не бывает. В том смысле, что ничто не проходит бесследно. Поэтому вне зависимости от кошелька, надо пытаться попробовать и там, и здесь.

 

Но это требует еще и времени, а многие родители во времени ограничены. Но тут уже, извините, приоритет. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок был как дерево – ну, что же, занимайся своей работой и все. То есть здесь все-таки каждый выбирает для себя.

 

Ищем занятия, которые пригодятся в профессии?

Я не понимаю такой прагматизм родителей. Во-первых, никто не знает, какой будет профессия ребенка. Этого никто не знает. Он будет меняться еще тысячу раз. Это первое.

Во-вторых, правда, достаточно давно у меня был случай, когда выпускник – талантливейший парень – поступил на факультет актеров оперетты. Смешной парень, талантливый, в школе всё время в капустниках участвовал. Потом его призвали в армию, там перебили ногу – какие уж танцы в оперетте?

И тогда он стал замечательным хирургом – оперировал в Чечне. Но вот этот артистизм, это умение войти в палату и всех развеселить остался.

Понимаете в чем дело? Артистизм нужен не только артисту – он нужен и педагогу, и врачу, и менеджеру. А вот это искусственное прагматическое ограничение – «это пригодится, а это – нет»… Кто может об этом сказать заранее? «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

Бросать ли бальные танцы накануне ЕГЭ? 

Это, собственно говоря, я даже на личном опыте знаю. У меня сын – мастер международного класса по бальным танцам, а сейчас юрист и защищал диссертацию в России и в Англии.

Танцевал он довольно долго, это нужно было для его здоровья. У него были проблемы при рождении, а потом с хождением. И мы, папа и мама, начинали это не для чемпионства. А потом вдруг выяснилось, что со здоровьем все поправилось, и он пошел, пошел вперед; это тоже творческая вещь.

Я смотрел, как он готовится, а там огромная нагрузка – тренировки чуть ли не каждый день или через день. И он ехал в метро и параллельно делал уроки.

То есть дополнительная нагрузка мобилизует человека. Потому что можно вообще глядеть в окно, отвлекаться. Но потом, конечно, настал такой момент, когда пришлось выбирать.

Но тут тоже нет универсальных рецептов. Может быть, для кого-то это станет профессией, и он пойдет во ВГИК. То же самое со спортом.

И выдающийся спортсмен – это, конечно, замечательно, но представьте себе, как опасно вешать все в своей жизни на один гвоздь! Вот пианист, который переиграл руку. Его карьера оборвалась, а больше ничего нет. Или ты всю жизнь занимался художественной гимнастикой, а там какой-то перелом – и что? Ну, может быть, тренерство, но ведь тренер и спортсмен – это тоже разные профессии. И поэтому здесь, конечно, проблема.

Но и вся наша жизнь – такая проблема.

 

 

Основное дополнительное образование

 

Разнообразные кружки и секции в официальных документах именуются «дополнительное образование». Ровно столько, сколько существует этот термин, он вызывает у меня аллергическую реакцию. Потому что и основное и дополнительное образование – это сообщающиеся сосуды. А в слове «дополнительное» есть что-то такое второсортное.

 

На самом деле, бывает, и довольно часто, что усилия одного кружковода стоят больше, чем всего педагогического коллектива. И тогда личность ученика раскрывается. Но в слове «дополнительное» есть скрытая коннотация, что это что-то такое приватное, необязательное, и она влияет на мозги людям.

 

Даже в сознании родителей есть такая типичная реакция: «Если ты получил двойку по математике, на хор не пойдешь». Причем тут двойка по математике и хор?

 

Это же в отношении внутри педагогов. Вот есть, скажем, голубая кровь – это педагоги-предметники, а есть что-то такое неважное. Это полная ерунда! Потому что на самом деле, действительно, основное и дополнительное образование – это два рукава одной реки. Это надо понимать.

 

Тем не менее это действительно очень важная вещь, потому что одна из важнейших задач – социализация детей – решается именно в дополнительном образовании.

 

Почему оно чрезвычайно важное? Оно важно по многим причинам. Во-первых, оно добровольное. В психологии это называется «в сфере клуба». Здесь нет принудиловки. И в этой ситуации как раз и раскрываются творческие потенции ребенка, который может быть неуспешен в математике или других «основных» предметах. Но в клубе он вдруг находит себя, и за счет этого вытягиваются вся остальные личностные моменты.

 

А ещё кружки важны с точки зрения будущей судьбы – профориентации человека. Если вы посмотрите биографии наших великих авиационных конструкторов или замечательных артистов – они все начинали в кружках. И Василий Лановой, и Татьяна Шмыга.

 

И это очень серьезная штука, тем более, если мы владеем тем, что в психологии называется «деятельностный подход». Это же не просто болтовня – детей, особенно пацанов надо реально занимать. Понимаете?

 

И вот я знаю, есть в Подмосковье один лагерь – туда просто невозможно устроиться. Туда очереди стоят, хотя он дорогой безумно, стоит бешеных денег. Там обучают мальчиков водить машину и всему вообще – вплоть до вертолетовождения. Ещё очень модное сейчас направление – авиационное моделирование. Но не где моторчики на резиночках, которые были у нас, а то, что управляется электроникой.

 

И такая форма обучения очень важна: дети заняты делом и параллельно учатся.

 

 

Стандарты, кадры, деньги

Если вы возьмете содержание наших новых государственных стандартов, там есть новый подход: наряду с предметными знаниями и умениями ученики  должны владеть метапредметными компетенциями, универсально-учебными действиями. Где они у вас этим овладеют? Опять в школьных кабинетах, что ли? И в этом смысле это у меня очень больная тема.

Потому что, например, у нас здесь довольно давно существует свой клуб «Зюйд-Вест» – это шлюпки, пароходы и так далее. И наши ученики изучают экологию, историю, шлюповождение, ландшафтную географию. Они выходят в экспедиции на Волгу и берут там интервью у бабушек, ставят на месте разрушенных церквей кресты, изготовленные ими же самими в мастерских. Вот вам метапредметная деятельность.

Этот проект называется «Живая школа». Я не хочу сказать, что школа мертвая, но это специальное такое название. Дело в том, что как раз в процессе такого образования человек понимает, зачем эти знания нужны, они не мертвые, то есть, он сразу начинает ими пользоваться. Это действительно практические очень серьезные компетенции.

С другой стороны, такой подход требует больших ресурсов – и материальных, и кадровых ресурсов. Это все требует, извините, финансирования. Вот, где проблема. И, конечно, она требует очень серьезного отношения.

Я вспоминаю, в годы советской власти во многих педагогических институтах была даже специальность – «педагог дополнительного образования». Сегодня этого ничего нет. Кто придет сюда?

Это необязательно должны быть педагоги, это может быть просто одаренный человек, который почувствовал в себе педагогическую жилку. Хотя по жизни он замечательный конструктор или ремесленник. И это тоже прекрасно.

Значит, надо помочь этим людям войти в профессию, в том смысле, что по квалификации они должны иметь какое-то образование – без этого нельзя с точки зрения закона.

Но что особенно опасно, – вторичное отношение к дополнительному образованию отразилось на финансировании,. Потому что у нас, условно говоря,  школа получает деньги по количеству детских душ.

В разных регионах финансирование разное. Берем московское, оно хорошее, там один ребенок «стоит» сто десять тысяч – это в основном образовании. Но, простите меня, за него же в дополнительном выделяют всего девятьсот рублей. То есть,  педагогов дополнительного образования мы фактически опустили на самую нижнюю планку. А ведь там же должны быть асы, потому что там харизма нужна.

И вот в этой ситуации такие центры, как школа Сергея Казарновского, где очень много кружков, и мы с нашим дополнительным подразделением – школа ремесел, шлюпки и так далее, – вынуждены отрезать от учебных планов, чтобы прокормить и не погубить дополнительное образование.

Тут огромный пласт проблем, к которому наши власти относятся пока легкомысленно.

Полностью здесь

На снимке: Соревнования по робототехнике для школьников в ПетрГУ. Фото petrsu.ru