Образование, Учитель, Школа и вуз

Загляните в коллективный договор. Учителям об их правах

Фото: gazeta-pedagogov.ru
Фото: gazeta-pedagogov.ru

#ПравовойЛикбез

Юрист в области образования Михаил Джикия отвечает на новые вопросы педагогов Карелии.

В этом блоке — вопросы о нехватке в школах денег на замену окон и на новое учебное оборудование, о стимулирующих выплатах, поощрении классных руководителей и законности включения льгот в среднюю зарплату педагога.

Денег нет, но вы держитесь!

«Состояние зданий школ не выдерживает критики. Скоро очередная зима. Здания постройки 70-х годов прошлого века очень холодные, денег на замену окон не выделяется. Детям элементарно холодно, какая же тут учеба! Директора выкручиваются как могут, работают со спонсорами, но этого недостаточно. Это ведь тоже нарушение прав – и учеников и учителей?» 

Всему виной хроническое недофинансирование сферы образования в нашей стране. В данном случае старые здания — это сфера ответственности региональных властей, которые обязаны прилагать максимум усилий для реализации ст. 43 Конституции РФ о праве на образование.

 

«Сейчас много говорят о цифровизации школ, а на самом деле не хватает даже средств на учебное оборудование кабинетов. Работать стало не с чем. Мой директор купила в этом году задачники, дидактические материалы, заказала на остаток денег немного оборудования, но этого совершенно недостаточно. Кто ответственен за это?»

 

Отсутствие оборудования, как и старые здания, — это сфера ответственности региональных властей, которые обязаны прилагать максимум усилий для реализации ст. 43 Конституции РФ.

Необходимо отметить также, что решение вопросов комплектования школ учебниками и пособиями упирается в отсутствие необходимых финансовых ресурсов в субъектах РФ.

 

Загляните в коллективный договор

«Стимулирующие выплаты осуществляются очень редко и в маленьком объеме. Получается, что учитель, который тратит уйму своего личного времени и активно проводит и организует различные мероприятия, участвует в конкурсах, конференциях и т.п, чаще всего не имеет разницы в зарплате с учителем, который просто отводит свои уроки. Законно ли это – платить стимулирующие от случая к случаю?»

В статье 129 ТК РФ заработная плата определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ система оплаты труда, включающая в себя размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективным договором или внутренними нормативными актами организации. Именно в коллективном договоре или ином локальном акте (положении о премировании) устанавливается система стимулирующих выплат, там же обычно указывается и их периодичность.

 

Дополнительных источников поощрения для классных руководителей закон не предусматривает


«Оплата за классное руководство очень маленькая. Лично у меня уходит очень много времени на это, как и денег на мобильную связь с родителями. А по факту выходит, что это практически бесплатный труд. Есть ли шанс добиться достойной оплаты за классное руководство или хотя бы возмещение связанных с ним расходов?»

Классное руководство по ТК РФ относится к дополнительным видам работ, на которые работник соглашается на добровольной основе.

Обсуждаемые доплаты имеют сложную систему расчета (исходя из требований нормативных актов конкретного региона). В большинстве субъектов федерации они действительно невелики, однако никаких дополнительных источников поощрения для классных руководителей закон не предусматривает

 

Льготы в среднюю зарплату не включаются


«Некорректно собирается статистика по средней зарплате. В нашей сельской школе в нее включают не только зарплату учителя (чаще это больше, чем на ставку), но и льготы за тепло и свет. Законно ли это?»

Включение в расчет заработных плат льгот по коммунальным услугам лишает такую статистику смысла. В то же время учет доплат и дополнительных ставок происходит в рамках закона.

 

Первый блок вопросов и ответов здесь

Второй блок вопросов и ответов здесь

 

Михаил Джикия — юрист в области образования, руководитель юридической фирмы EduLegal (Волгоград)

E-mail: dzhickiamd@yandex.ru