Финский русскоязычный блогер YuraPaPu посвятил очередной выпуск теме «Почему в Финляндии закрывают школы. Где дети вынуждены учиться?»
Мы посмотрели видеосюжет о закрытии школ в сельской Финляндии, который сейчас активно обсуждается и у нас, и попросили прокомментировать его известного специалиста по российской сельской школе, кандидата педагогических наук Зинаиду Ефлову. Она считает, что всё не так однозначно, как показано в фильме.
В Финляндии сейчас работают примерно 2300 школ, рассказывает блогер. С середины 1990-х годов в стране ежегодно закрываются порядка 100 школ, причем 93% в сельской местности.
YuraPaPu показывает, не выходя из машины, школу недалеко от границы с Россией, которую закрыли, несмотря на протесты местных жителей. Те и митинги устраивали, и даже дети с плакатами выходили.
Затем в сюжете мы видим новую централизованную школу с детсадом, только что отстроенную, современно оснащенную, куда привозят детей из близлежащих мест. Она рассчитана на 350 детей. Ее бюджет известен — 12 миллионов евро в год. Откроют школу после Нового года.
YuraPaPu едет на своей машине по великолепным финским дорогам и рассказыват, что по законам Финляндии дорога в школу и обратно не должна превышать 2,5 часов.
В Финляндии идут споры, где лучше учить ребенка, — рядом с домом в маленькой школе или отправить в крупную. Сам блогер два года учился в школе на 50 человек, в разновозрастном классе, друзей у него не было. По его словам, «там было слишком лайтово». Он рад был перейти в большую школу, где у него появилась девчонка, где он обзавелся друзьями, где хватало скандалов — прошел, так сказать, жизненную школу, чему очень рад. Исходя из собственного опыта, YuraPaPu — сторонник новых крупных школ: там у детей хорошая коммуникация, а также инновации и последние технологии в обучении.
Комментарий Зинаиды Ефловой, кандидата педагогических наук, исполнительного директора Ассоциации сельских школ Республики Карелия:
— Вот что категорически отличает финскую оптимизацию от нашей: во-первых, строятся новые школы, а не собирают детей в старые, порой в худшие здания и условия, во-вторых, дорожные нормы у финнов также есть, и они точно будут соблюдаться не формально, в-третьих, полтора часа по финской дороге — это не 30 минут по российской… Большая финская школа на 350 учеников — это не наша на полторы тысячи. Это отдельные и изолированные пространства, оборудованные под потребности возраста, без пересечения в опасных зонах — туалетах и прочих местах.
Однако, у финнов так же, как и у нас, есть протестное движение. Есть работы Esko Kalaoja и его последователей из университета Оулу. Есть книга Е. Korpinen «Eläköön kyläkoulu! («Да здравствует сельская школа!»). В общем, всё не так однозначно, как подано в фильме.
От редакции «Лицея».
В Карелии более половины школ Карелии — сельские: 100 из 199. С начала века 86 сельских школ закрыты. Это данные к февралю 2020 года, сейчас, вероятно, все еще печальнее.
Проблема сельских школе общая для всех стран. К слову, в датском сериале «Правительство» один из поворотов сюжета связан с тем, что надо сокращать малокомплектные школы — нет на них денег, а народ против, и политики ломают голову, что делать.
Однако не факт, что в большой, даже прекрасно оснащенной школе обучение качественнее, чем в малокомплектной с печным отоплением. Несколько лет назад журналисты «Лицея» проехали по многим сельским школам Карелии и сделали о них репортажи. Сколько чудесных маленьких школ мы повидали! Возвращаясь, говорили друг другу: «Будто родниковой воды напились!» А порой в крупной школе такая мертвечина…
И все же проблема есть. Есть ли ее решение! Да, есть! Лаборатория сельской школы ПетрГУ, которую создала и которой долгое время руководила Зинаида Ефлова, разработала 21 модель сохранения сельской школы! В «Лицее» мы опубликовали 13 моделей. Вот, например, агрошкола, которая «позволяет школьнику попробовать себя в сельскохозяйственных профессиях, примерить на себя сельский образ жизни как перспективную и успешную жизненную стратегию». Но увы, в Карелии модели сохранения сельской школы не востребованы.