Реформы

ЕГЭ – и никаких гвоздей!

Фото Натальи Мешковой
Республиканский общественно-педагогический форум прошел в ПетрГУ

ЕГЭ становится главным критерием качества обучения, сельские школы ждут трудные времена, а профобразование кардинальные перемены.

 

 

Августовские педсоветы не оставили сомнений: в образовании грядет если не революция, то значительные изменения. Республиканский общественно-педагогический форум назвали пафосно: «Развитие региональной системы образования в контексте вызовов нового времени». Однако разговор был далеко не пафосным. Везде побывать не удалось – это было просто невозможно, поэтому делюсь некоторыми наблюдениями.

 

 

Бенефис Николая Левина

 

На городском августовском педсовете в этом году глава администрации Петрозаводска Николай Левин не ограничился кратким поздравлением с началом учебного года, а сделал целый доклад-презентацию под пафосным названием «Петрозаводск – город возможностей. Петрозаводск – город перемен. Петрозаводск – город будущего». Мэр поведал залу исключительно позитивные новости: о новых дорогах, программах по благоустройству дворов, подъездов и чистой воде, новых спортплощадках, возросшей в школах и детских садах средней зарплате, увеличении количества медалистов.  

 

Учителя внимали сдержанно, лишь засмеялись, когда Николай Левин упомянул о новом детсаде на улице Зеленой на 280 мест, в то время как на слайде значилось другое – 350 мест.  И, как уже стало привычно в последние годы, ни одного вопроса мэру не задали.

 

Если бенефис Николая Левина на городском педсовете объясним статусом мэра, то его выступлению на следующий день на республиканском педсовете – причем, раньше губернатора и министра образования! – разумного объяснения не нахожу. Партию первой скрипки никогда прежде на республиканском педсовете не играл глава городской администрации. Причина на поверхности – грядущие сентябрьские выборы.   Ну а учителям отвели роль статистов, задача которых – внимать и аплодировать.

 

 

Спасательный круг для сельской школы

 

Проблемную площадку по сельской школе никогда не пропускаю: там интересно всегда. Проводили ее в КГПА, точнее, после объединения вузов, – в ПетрГУ.  Хорошая новость: лабораторию сельской школы, созданную  Зинаидой Ефловой, сохранили.

 

Татьяна Танцева (слева) и Зинаида Ефлова

 

Впечатлял мозговой штурм, предпринятый сельскими учителями и директорами под руководством Зинаиды Борисовны Ефловой и Татьяны Ивановны Танцевой, руководителей  Ассоциации сельских малочисленных и малокомплектных школ Карелии. А в завершение устроили игру «Лента», в ходе которой педагоги превратились в учеников, на себе испытав элементы иной, не классно-урочной  системы обучения, которую успешно использует Пушнинская школа Татьяны Танцевой для обучения в разновозрастных группах. Этот путь для маленьких школ мог бы стать своего рода спасательным кругом, поскольку реально позволяет поднять уровень обучения. Как известно, низкое качество знаний  учеников – одна из претензий к сельским школам.

 

Всеми уважаемая руководитель отдела образования Пряжинского района Татьяна Сеппянен сделала комплимент созданной год назад Ассоциации сельских малочисленных и малокомплектных школ Карелии:

 

– Благодаря профессиональному сообществу теперь можно рассчитывать на помощь другу другу. Это одно из главных достижений этого года в образовании Карелии.

 

А помощь, возможно, скоро понадобится. Замминистра образования Татьяне Васильевой задали прямой вопрос – сохранятся ли малокомплектные школы? Ответ был тоже прямым:

 

– Плодить малокомплектные школы никто не собирается. Ситуация каждый год меняется, поэтому список будет пересматриваться.

 

Иначе говоря, сельские школы, пусть и не массово,  будут закрываться.  В Ассоциации понимают, что не все из них стоит сохранять, но ведь как у нас бывает: закрывается или реорганизуется далеко не худшее.

 

– Есть разные уровни обучения в маленьких сельских школах, в том числе и очень высокий – городу можно бы поучиться, – говорит Зинаида Ефлова.

 

До сих пор она не может спокойно вспоминать о закрытии несколько лет назад уникальной Верхнеолонецкой школы. Таких ошибок больше нельзя допускать.

 

 

Заветы великого Пирогова признаны несовременными

 

Министр образования Карелии Ирина Кувшинова сосредоточилась в своем выступлении на республиканском августовском педсовете на негативных тенденциях в образовании Карелии (о позитивных переменах было рассказано перед тем в небольшом фильме).  После слов о дифференциации школ по качеству образования прозвучали жесткие слова:

 

– Содержание детей в сельских школах затратно, а качество образования в них оставляет желать лучшего.

 

Ирина Кувшинова. Фото Андрея Раева

 

Впервые на моей памяти публично были названы худшие школы республики (их названия были на слайде во время выступления министра), и среди них почти все сельские.  И хотя перед тем глава РК Александр Худидалйнен среди лучших школ назвал и несколько сельских, сомнений практически не осталось: готовятся непопулярные меры по секвестру сети сельских школ. В свете информации о возросшем госдолге Карелии, о проблемах в экономике в целом подобных мер следовало ожидать, но не отрежут ли от организма жизнеспособные органы? Знаю, что одну сельскую школу пока удалось отстоять – закрыть ее не дали местные жители. Но далеко не везде люди столь активны.

 

 

Из выступления Ирины Кувшиновой стало ясно: результаты ЕГЭ теперь становятся главным критерием качества образования. Вводится новый показатель качества: средний балл ЕГЭ по одному предмету 10 процентов школ с лучшим результатом в отношении 10 процентов школ с худшим результатом.

 

Не надо быть большим математиком, чтобы понять: чем ближе этот показатель к единице, тем выше качество обучения. Так вот, в Карелии, по словам министра, в  2013 году этот показатель равен 1,59. То есть разрыв в качестве знаний между лучшими и худшими школами очень велик. Особенно плохи дела в Прионежском, Медвежьегорском, Сегежском районах. И, напротив, в Пряжинском районе показатель почти идеальный – 1,08 при высоком среднем балле ЕГЭ в целом по району. Именно в этом районе много лет руководит системой образования уже упомянутая Татьяна Сеппянен, кстати, сама прекрасный учитель, лауреат российского учительского конкурса.

 

 

О ЕГЭ говорил и Александр Худилайнен, что неудивительно: губернаторов оценивают в том числе и по результатам этого экзамена в его регионе. Особенно волнует его математика: в этом году результат хуже прошлогоднего, когда начали бить тревогу,  – 14 процентов выпускников ЕГЭ не сдали.

 

Тревожно становится за наше образование, когда видишь, как в стране всем миром навалились на ЕГЭ. Любой учитель вам скажет, что натаскать на результат несложно, а смысл? Мы потеряем завоеванное прошлыми поколениями преимущество отечественного образования. Профессор Зильбер в интервью нашему журналу напомнил слова выдающегося педагога Пирогова: «не запоминать, а размышлять».  ЕГЭ же направлен на механическое зазубривание, на решение шаблонных задач, на тиражирование прописных истин.

 

Каждый раз недоумеваю, когда чиновники хвастают увеличением количества медалистов. Сами посудите, какова цена медалей, если количество их обладателей выросло в разы при том, что в 2005 году в Карелии было более 8 тысяч выпусников, а в 2013 всего 3620?

 

Эти данные привел президент ПетрГУ Виктор Васильев, правда, в ином контексте: вузы испытывают нехватку абитуриентов, к тому же Москва и Санкт-Петербург забирают у нас лучших. В ПетрГУ даже думают над тем, по его словам, чтобы в каждом городе республики открыть на базе лучшей школы Университетский лицей.

 

Касаясь объединения КГПА и ПетрГУ, Виктор Васильев рассказал, что эту идею он предлагал еще 40 лет назад. Считает, это пойдет во благо всем. Материально-техническую базу бывшего КГПА он назвал «из рук вон плохой», но заверил, что за два-три года ее приведут к тому состоянию, в котором находится ПетрГУ. Ремонт уже идет.

 

 

В ожидании перемен, но вопросов нет

 

Завершился республиканский педсовет круглыми столами. Я выбрала тот, который был посвящен  региональной системе профессионального образования.  Причин несколько, скажу об одной.

 

Потрясла новость, что в августе на международных соревнованиях среди рабочих профессий WorldSkills International (WSI) в Лейпциге Россия заняла 54-е место. Последнее! Если уж лучшие российские представители такую подготовку имеют, что говорить про Карелию.

 

На самом деле республику ожидают в сфере профобразования масштабные перемены. Виктория Калева , начальник управления образования Карелии, сделала интересный доклад, слушали ее собравшиеся директора, мастера производственного обучения напряженно. Уже проходит масштабная реорганизация: колледжи объединяются, становятся средними, будут сокращать срок обучения, менять материальную базу, повышать квалификацию мастеров. К 2018 году будут созданы 3 многофункциональных центра прикладных квалификаций,  в которых смогут получать профессию и люди взрослые. К этому же году не менее 55 процентов выпускников должны трудоустраиваться по специальности.

 

Круглый стол по профобразованию проходил в колледже технологии и предпринимательства

 

Во время выступления Виктории Калевой, министра труда и занятости РК Ивана Скрыникова в зале то и дело возникал шум, люди что-то не понимали, с чем-то не соглашались. Но ни одного вопроса задано не было.  Чего боятся люди – непонятно. Впрочем у всех есть возможность высказать свои замечания  и предложения в программу развития образования Карелии на 2014 – 20120 годы, которая  в ближайшее время появится на сайте Минобразования РК.

 

Фото автора

 

  • Валентина Акуленко

    Прочла заметки неравнодушного и компетентного человека, позиция которого близка. Но вопрос Натальи: почему собравшиеся молчат, не задают вопросов выступавшим, почему нет полемики? — похоже, риторический. Это молчание, когда столько уже умного, справедливого, критичного, конструктивного,наболевшего за много лет высказано, но не услышано, не воспринято теми, кто за рулем, — от отчаяния. Что больше всего сегодня волнует рулевых (и это убедительно прозвучало в заметках)? Конечно же,- показатели, конечно же — итоги предстоящих выборов. И от этой тотальной показухи, подмен и неискренности умным людям, тем более настоящим педагогам, давно уже тошно. А жить и учить детей надо. И, слава богу, что пока ещё есть кому и есть чему. С наступающим Днем знаний, с днем настоящего Учителя и Ученика!

  • Зинаида Ефлова

    Наталья Николаевна,спасибо за Вашу статью — взгляд/оценку/позицию — об образовании в Карелии, в целом, о ситуации сельских (негородских) школ, в частности. Августовские педсоветы — республиканские, районные, школьные — важный момент в жизнедеятельности системы: многое здесь становится явным.Уроки этих педсоветов разные, осмыслить их нужно оперативно. Для себя,своих коллег из Ассоциации и из лаборатории сельской школы вывод тот же: образованию «за городской чертой» нужно более, чем прежде, стоять за себя, за сельского ребенка. Вот этим и будем продолжать заниматься.

  • Алла Нестеренко

    Спасибо за статью — как на педсовете побывала :-).
    Только я не поняла, почему отношеие балла 10 лучших школ и 10 худшим указывает на высокое качество. Оно, может быть, просто указывает на качество в зависимости от баллов за ЕГЭ. Если балл за ЕГЭ низкий, то отношение, близкое к 1, будет указывать на стабильно низкое качество. Если высокий — на стабильно высокое. А если отношение сильно больше единицы, будет указывать на неравенство в качестве. И чем то самое неравенство хуже стабильно низкого качества? Ну, и плюс к этому, отношение, близкое к 1, может косвенно указывать на высокий уровень списывания в слабых школах. Правда, у них есть статистические методы отслеживания уровня списывания.

  • Владимир Малегин

    Безусловно — масштабные перемены в профтехобразовании нужны. Приведу только один пример, который характеризует сегодняшний уровень. В марте текущего года Центр педагогических новинок РК, с согласования с министром образования РК, объявил конкурс на изготовление светофоров, необходимых для изготовления универсального тренажера по изучению ПДД в школах республики, который был рассмотрен и утвержден советом экспертов ЦПН РК. К сожалению, ни одно среднее учебное заведение по разным причинам участвовать в нашем конкурсе не смогло! Приходится обращаться к мастерам советской школы – пенсионерам.

  • Анна Сергеевна

    Как они все понять не могут: нет школы — нет деревни! И так все сельское хозяйство под нож пустили!(( Спасибо за четкую картину всего, что происходит в образовании Карелии.