Красивый проект Суккозерской школы так и не был до конца воплощен в жизнь. Будет ли сделана работа над ошибками?
Поселок Суккозеро находится в Муезерском районе, почти в 300 километрах от Петрозаводска. Одноэтажные деревянные дома, покосившиеся заборчики, дороги без асфальта, пара колодцев с водой… На таком фоне трехэтажная современная школа кажется попавшей сюда из другой жизни. На селе многие дети живут в домах с печным отоплением и туалетом на улице, а здесь стеклопакеты, вымощенная плиткой дорожка, пандусы, лифт в самом здании, широкие коридоры, уютные классы, просторная библиотека, душевые кабины и санузлы. Не всё, однако, так сказочно.
Открытие пять лет назад новой школы, которую строили к 90-летию республики, стало настоящим праздником для всех. Тогда у суккозерцев появилась надежда, что в ближайшие годы к основному зданию пристроят еще два корпуса, в которых разместятся столовая, спортзал, мастерские и интернат. Таким был утвержденный проект архитектора Любови Хроминой. Власть обещала его реализовать, иначе проект терял свой первоначальный замысел и функциональность, о которой и школьники, и учителя вспоминают каждый день. Похоже, не ставился вопрос, насколько это оправданно – возводить в небольшом поселке три здания вместо одного, которое бы вмещало всё необходимое для небольшой сельской школы.
Любовь Тимофеевна Моисеева работает в школе 45 лет. Сейчас она занимается с детками в группе продленного дня, а до этого работала учителем начальных классов.
– Большую часть своей жизни я проработала учителем в школе, которая топилась печками, – вспоминает Любовь Тимофеевна. – Окошечки в здании начальной школы были маленькими, туалет на улице… Нынешняя школа — это практически идеальные условия для учеников и учителей, но не хватает спортивного зала и столовой. Детям негде поиграть в баскетбол, волейбол, а до столовой каждый день приходится идти 400 метров!
Новое здание стало памятником бездеятельности местных властей. Первый корпус давал надежду, что скоро жизнь в поселке пойдет на новый лад, будет школа полного дня для детей и социокультурный центр для жителей поселка. На деле вышло иначе.
– Детям даже разогнаться с мячом в этом зале нельзя – сразу окажешься в стене, – с сожалением говорит директор школы Любовь Владимировна Лакшевич.
Ее кабинет напомнил мне офис менеджера. На столе аккуратно разложены документы – видишь их и не возникает вопросов, чем нынче занят директор. Отчетность, соотнесение планов, обсуждение нагрузки и замен, расписание ЕГЭ и ГИА, а еще подготовка выступления на районном заседании по поводу строительства второй очереди школы. Между этими делами – замена уроков физики во всех классах, обед в столовой, до которой еще надо дойти, переживания за штрафы и предписания, которые выписывают разные инстанции за несоблюдение санитарных норм в таких условиях. В том числе и за то, что в школе нет столовой, которая по проекту быть должна! Ее обещали построить, но вот опять же — директор готовит выступление, чтобы донести до власти мысль о необходимости этого строительства.
Уже слышу, как воодушевленно мне начинают доказывать, что нет ничего страшного в том, что школьная столовая находится в другом здании. Действительно, дети и учителя вынуждены двигаться, полноценно питаться и вредные перекусы просто исключены.
Холод, метель, дождь, слякоть, пронизывающий ветер, снежные заносы, гололед – в любую погоду дети и взрослые должны идти в столовую, пересекать проезжую часть без зебры и должным образом оборудованного пешеходного перехода, быстро есть и возвращаться обратно. Большая перемена в школе длится 45 минут, большую часть из которых занимает дорога в столовую и обратно.
Раньше в этой столовой питались рабочие леспромхоза, а теперь дети. Судя по всем документам, выписанным штрафам и предписаниям, руководству школы только удается починить полы, как начинаются проблемы с проводкой, меняют проводку – протекает крыша. И так по кругу. Сказать, что постоянный вопрос со столовой отвлекает директора школы от работы – не сказать ничего! Столовая – это вечная головная боль, забыть о которой удается только на июль. Июнь – время лагерей, когда к питанию школьников предъявляют по-прежнему высокие требования и первое, что проверяет комиссия из Суоярви, – столовую. В августе школу готовят к учебному году и снова возобновляются проверки. После приезда комиссий опять приходится платить штрафы и устранять, латать, закупать…
Здание, в котором находится столовая, снаружи производит впечатление ветхого, но внутри царит идеальная чистота, на кухне новое оборудование, кастрюли празднично сияют. Завтрак и обед вкусные. Ребятишки, многие из которых живут в семьях со скромными доходами, с удовольствием едят кашу, не отказываются от супа и радуются сладкому чаю с пышными булочками. Но долго рассиживаться за столом им не приходится: учителя постоянно подгоняют, ведь впереди еще обратный путь в школу.
Приготовление еды осложняется тем, что в здании нет водопровода – его нет нигде в поселке, кроме школьного корпуса. Вода из ближнего колодца не соответствует санитарным нормам, поэтому в столовую из школы приносят воду из артезианской скважины. Для этого работнице столовой приходится не меньше восьми раз привезти на тележке 40-литровый бидон с водой. Получается, что женщина за один свой рабочий день проходит не меньше пяти километров только за водой.
Сейчас в школе учатся 100 детей. В этом учебном году в первый класс придут семь ребятишек, а выпустят восемь одиннадцатиклассников. В будущем году ситуация аналогичная. В 2017-м из школы уйдет самый многочисленный класс в 20 человек, на смену которому ожидается лишь восемь первоклассников. В 2018 году планируется 14 выпускников и всего семь первоклашек. Эти данные не были секретом, когда принималось решение о строительстве новой школы для Суккозеро. Приблизительные расчеты вперед на 10-15 лет ведутся и велись постоянно. Потому-то и непонятно, почему такой масштабный проект был принят к реализации. Один из его недостатков в том, что в просторном помещении нет спортзала и столовой. Принцип карельской избы, в которой все необходимое всегда находилось под одной крышей, увы, не учли на самом первом этапе утверждения проекта.
Несмотря на отсутствие спортзала дети умудряются не просто заниматься физкультурой, а побеждать на соревнованиях – в просторном холле на полках красуются кубки и грамоты. В здании нет столовой, но благодаря грамотной организации все ребята накормлены, занятия идут по расписанию. Нет школьных мастерских, но уроки технологии проходят, а в библиотеке и кабинетах всегда находится место для ребячьх поделок и творчества.
Школа работает вопреки всем существующим сложностям, но разве дети, живущие на Севере, в домах без удобств, не заслуживают школы со спортзалом и столовой? Разве учителя, многие из которых отдали школе 10-15-30 лет жизни, не должны трудиться в нормальных условиях и режиме? И почему необходимость строительства второго корпуса школы, который предусмотрен проектом(!), нужно доказывать, ссылаясь на обещания десятилетней давности? И когда же наконец за бездействие ответят не дети с учителями, которые вынуждены приспосабливаться к созданным для них условиям, а конкретные управленцы? Ведь это они не сумели оценить ситуацию и выбрать для сельской школы подходящий проект, реализацию которого не пришлось бы затягивать на десять лет.
В этом году Суккозерской малочисленной средней школе исполняется 60 лет. Станет ли эта дата по-настоящему радостной для жителей поселка, неясно. Но хочется верить, что все обязательства властей перед детьми, учителями и родителями будут выполнены.
Комментарий Зинаиды Ефловой, руководителя лаборатории теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, исполнительного директора Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия
– Большинство школьных зданий времен советской эпохи честно выполнили свое предназначение, отслужили положенную им службу, их реанимация где-то уже невозможна, где-то нецелесообразна, в том числе потому, что разъехались, состарились местные жители, сократилось количество детей. Очевидно, что проще всего закрыть – посадить детей в автобусы, отправить в интернаты и таким образом поставить последнюю точку на будущем поселения. Все чаще в последнее время звучит формально-чиновничья фраза: «Отомрут естественным путем». «Естественным», то есть путем неучастия, неоказания помощи, игнорирования потребностей.
Сейчас, накануне празднования следующей юбилейной даты Республики Карелия, появляются дополнительные возможности реальных улучшений в экономике, культуре и образовании региона. Где-то, как в Суккозеро, нужна работа над ошибками, сделанными предыдущими прожектерами. Полусовременность жизнедеятельности этой школы выглядит фарсом на фоне современных требований. Где-то как, например, в Спасской Губе, важно определиться: строить ли новое здание специально для школы или изначально создавать проект сельского центра, где под одной крышей объединятся небольшой детский сад, небольшая школа, начальная и основная, клуб, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт. Где-то придется и подлатать, и обновить. Планируя и разрабатывая новые проекты, архиважно, на мой взгляд, иметь и держать в голове: в каждом карельском селе должен быть культурно-образовательный центр адекватный конкретной ситуации – большая или малая школа (наконец, школа-квартира/кабинет, как у американцев), чтобы каждый сельский ребенок имел доступ к современному образованию в современных условиях без отрыва от родителей.
Фото автора