«Если молодые кадры не будут вливаться в нашу экономику, социальную сферу, то как же Карелия будет жить?». По словам начальника отдела профориентационной работы ПетрГУ Нины Винокуровой, будущих студентов для себя вуз ищет не только среди старшеклассников, а уже в 6-7 классах.
— Нина Михайловна, каким образом университет работает с абитуриентами?
— Я люблю эту горячую пору в университете: всюду новые лица, и, кажется, даже в воздухе разлиты волнение, ожидание, любопытство. И у нас, сотрудников профориентационной службы, тревога: и даже не столько по поводу количества абитуриентов, поскольку желающих стать студентами ПетрГУ обычно довольно много, а больше – каким же оно будет, это «племя младое, незнакомое»?
Наша работа с потенциальными абитуриентами выстраивается по нескольким основным линиям: массовая (профориентационная и информационная), популяризация науки и достижений наших учёных и повышение привлекательности университета для наиболее подготовленных и мотивированных выпускников школы. Все три задачи важны, формы их решения тесно переплетены, но, на мой взгляд, на первый план всё больше выходит практически индивидуальная работа со школьниками и их наставниками.
Высшая школа сейчас находится в процессе постоянного оценивания. Так развернулось общественное сознание: у людей появилась возможность выбирать не то, что есть, а то, что лучше. Долгое время такой возможности не было. Узнать, что лучше, помогает официальная шкала рейтингов университетов. Показателей в ней немало. Самый первый, формальный, – средний балл ЕГЭ поступивших абитуриентов. В прошлом году средний балл поступивших в Петрозаводский университет составил 67,3 (за год поднялся на целых пять баллов, а раньше этот показатель рос всего лишь на доли). Значит, уровень тех ребят, что пришли учиться, тоже вырос, что не может не радовать.
Но нам важно знать, каков вклад нашей службы в рост этого показателя. Поэтому, начиная с 2012 года, силами социологической лаборатории ПетрГУ мы проводим мониторинг, определяющий мотивы абитуриентов, их настроение, самооценку, социальный статус. Всё для того, чтобы знать, как строить абитуриентскую политику. Что будет в нынешнем году, пока неясно: ужесточена процедура сдачи ЕГЭ, в стране упали показатели практически по всем предметам…
— А как вы думаете, чем при выборе вуза руководствуется школьник?
— Абитуриенту нужно знать, насколько вуз популярен, верить, что именно в этом университете он получит качественное образование. Но подготовленного абитуриента и учить легко, есть надежда, что в итоге получится хороший специалист. Последний показатель в рейтинговых измерителях – устройство выпускников на работу по профессии. Выходит, круг замыкается. Но начинается-то он со школы, с того, как человек выбирает профессию, – мотивированно или нет, какими общеуниверсальными умениями он уже владеет, чтобы быстро адаптироваться в вузе.
— Помочь сделать верный шаг задача отдела профориентации?
— Да. Получается, наше управление довузовской и профориентационной работы стоит на стартовой позиции в общем сложнейшем процессе подготовки качественных специалистов с хорошей нравственной позицией. Надо преодолевать полосу, когда выпускники вуза, получив образование, не считают зазорным работу в любой другой сфере, где побольше платят, а кто-то не хочет работать совсем. И причины не только внешние – в слабой экономике, но и во внутренних нравственных позициях. Дальше – позиция гражданская. Я никогда не брошу камень в ребят, которые, получив образование у нас, уезжают работать в Москву и Питер. Но большее уважение вызывают те, кто остаются работать в Карелии. Если молодые кадры не будут вливаться в нашу экономику, в социальную сферу, то как же Карелия будет жить? Наш отдел должен выстроить процесс, который бы позволял подготовленным школьникам выбирать именно ПетрГУ. Как в жизни: мы выбираем через систему ЕГЭ – поднимаем планку, но ведь и нас выбирают. Не секрет, что многие ребята со знаниями, с сильной, в хорошем смысле честолюбивой жилкой смело подают документы в несколько вузов страны, и ПетрГУ лишь один из них. Многие вообще выбирают исключительно столичные вузы. Очень хотелось бы, чтобы эти ребята поступали к нам.
— Что делать в такой ситуации?
— Необходимо заранее дать возможность сильным, интересным ребятам прикипеть к университету, позволить узнать, что внутри. Для этого два года назад был создан научно-педагогический центр «Открытие». Ребята могут прикоснуться к научной, студенческой, университетской жизни еще будучи школьниками. В центре уже работает 17 открытых образовательных проектов для школьников. «Открытый» в педагогической литературе воспринимается как дело, которое человек выбирает открыто для всех – если хочешь, приходи. У этого понятия есть еще одна грань – «open» (в мире «open education» понимается как бесплатное образование). Для школьника оно действительно бесплатное – за финансовую сторону отвечает непосредственно университет. «Образовательный» же значит то, что школьник приходит сюда поднять уровень своих образовательных возможностей.
Один из самых ярких примеров – Клуб творчества программистов. Работа строится так: желающий может прийти и освоить основы олимпиадного программирования. С 2013-2014 учебного года в этой программе даже понижена возрастная планка. Николай Горинов, преподаватель кафедры прикладной математики и кибернетики, пришел в клуб еще школьником. Теперь он разработал и успешно реализовал курс под названием «Решение математических задач с помощью компьютера». Около тридцати ребят 6-7 классов уже прозанимались целый год.
— Об этом клубе в Карелии знают многие. Кроме математического, какие еще направления есть в центре «Открытие»?
— Два года очень неплохо отработала наша Школьная академия естественных наук. Первоначально академия сложилась из трех составляющих: отделение химии, биологии и физики. На сегодня самым эффективным оказалось отделение биологии (руководитель – Н.А. Сидорова, доцент кафедры фармакологии медицинского факультета). В этом году было выдано 17 сертификатов петрозаводским школьникам, которые два года еженедельно приходили в университет на занятия, выполняли лабораторные работы, готовили научные доклады, выступали на конференциях. На подведении итогов практически все изъявили желание подавать документы в ПетрГУ на соответствующее направление. Нельзя не назвать и астрономический кружок, и СИТ – школу секретов инженерного творчества, и соревнования конструкторов роботов, и гран-при по игре го. Есть, конечно, в наших программах и небольшой отсев, но это тоже результат, это проба. И хорошо, если человек понял ошибку еще в школе. Это миссия университета: он просто обязан быть центром культуры, центром продвижения научных знаний. Попутная, но важная миссия! Мы видим, как стремительно падает интерес к знанию в широком смысле и стремимся поставить этому заслон.
— То есть городские школьники могут заниматься в течение года практически на всех факультетах. А как быть с теми, кто в Петрозаводске не живет?
— Организация работы со школьниками из районов — наша большая задача. Ведь больше половины абитуриентов именно оттуда. В 2012 году был первый опыт проведения Дней науки на базе ПетрГУ. И в ноябре, на осенних каникулах снова планируется проведение Дней науки с участием фонда «Династия». «Династия» – это замечательный благотворительный фонд в Москве, задача которого – содействие популяризации науки. Конкурсная комиссия отметила, что многие преподаватели нашего университета сами участвуют в популяризации науки среди детей и молодёжи.
— Да, часто личность преподавателя — ключ к успеху…
— Это точно. Можно обратиться к филологическому факультету. Евгений Михайлович Неёлов и его лекции просто завораживают людей, собирают полные аудитории в Открытом университете. Вячеслава Васильевича Яковлева однажды пригласили в кадетский корпус, где одни мальчишки. Удивительно: они попросили его прийти еще раз. Значит, это нужно! После встречи Ирины Александровны Спиридоновой со школьниками-лицеистами, я услышала такой отзыв: «Если в этом университете такие профессора, то я буду туда поступать». Мы надеемся, что в следующем учебном году программы Школьной гуманитарной академии будут очень востребованы.
«Сократовский клуб» приглашает школьников помыслить философскими категориями, поразмышлять о религии и вере, о сознательном и бессознательном, о смысле жизни. Клуб «Мифы среди нас» начнёт новые программы. Исследователей родного слова приглашаем на конкурс. Есть в этом чисто прикладной интерес: ЕГЭ постепенно меняет свою структуру, устные экзамены, сочинение вскоре вернутся. Соответственно, школьник должен быть готов. Вузу тоже важно, чтобы абитуриент пришел уже обладая не только частными, но и общими компетенциями. Поэтому один из блоков нашей работы мы определили как «Универсарий» (от лат. Universalis – общий). Университету нужен абитуриент, который умеет думать, говорить, анализировать, делать выводы.
— Существует ли какой-то отбор? Или прийти на занятия может каждый?
— К отбору здесь прибегают редко. Второй год проводится Летняя МатФакШкола. Программа вызывает большой интерес прежде всего у школьников из районов. Так вот, в нынешнем году на 25 мест подали заявки около 60 человек. Тогда пришлось провести маленькую олимпиаду: в первую очередь приглашали первых 25 ребят по рейтингу. Во всех остальных случаях программы открыты (отсюда название «Открытие»). Образная идея такая: открывайте нас, а мы откроем вас. Когда приглашаем всех, понимаем, что далеко не каждый человек готов сразу достигать вершин, побеждать в соревнованиях высокого уровня – это не совсем наша задача. Помочь каждому желающему овладеть умением учиться, почувствовать любовь к самому процессу научного знания – это для нас очень важно.
— А как легко сориентироваться в различных программах? Ребята могут самостоятельно это сделать?
— Разработана «Дорожная карта абитуриента», где показано, как, предприняв пять простых шагов («Ориентир», «Выбор», «Проект», «Универсарий», «Перспектива»), ты становишься успешнее сегодня и, надеемся, завтра. Подробнее о предлагаемых программах можно узнать на сайте ПетрГУ в рубрике «Школьникам, учителям и родителям». Петрозаводский университет позиционируется как вуз, доброжелательный к студенту. Работа центра «Открытие» как раз на это и направлена – на внимательное отношение к нашим абитуриентам уже на стадии выбора.
Много внимания уделяем и нашим партнёрам – учителям, нам очень важна их позиция в формировании мотивации школьников и позитивного отношения к ПетрГУ. Время выбора пути – трудное время в жизни любой семьи, когда помощь нужна не только ребенку, но и родителям. За два года работы лекторий «Пора взросления» (преподаватели – популярные в городе психотерапевт Е.Н. Базарова и психолог Ю.П. Бокачёва) собрал большую родительскую аудиторию и, я уверена, был полезен. Возможно, со временем он перерастет в родительскую школу при университете. Эта линия работы обязательно будет продолжена.
Есть на нашем сайте и новый электронный ресурс – Калькулятор абитуриента, посмотрите – очень полезно, введя свои результаты, увидеть возможные направления дальнейшей учёбы. Вот и нам по итогам нового приёма предстоит поиск новых направлений и современных форм. Профориентационная служба ПетрГУ готова поддержать интересные идеи. Приглашаем к партнёрскому сотрудничеству!