Острые углы на республиканской августовской педагогической конференции обошли стороной
Точкой кипения последних месяцев в образовании Карелии стала оптимизация школ в Заонежье, длящиеся там уже несколько месяцев протесты родителей, их безответные обращения к властям всех уровней.
Перед республиканской августовской педагогической конференцией теплилась слабая надежда услышать на ней комментарий профильного министерства о том, как исправить ситуацию. Тем более после резкой оценки происходящего в республике от Владимира Бурматова, первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию. Увы, пленарные доклады прозвучали в духе «Всё хорошо, а будет еще лучше!»
Глава РК Александр Худилайнен подчеркнул: ни в одном населенном пункте республики, где он побывал, претензий у людей к системе образования не возникало, разве что кое-где к состоянию зданий. Он призвал «не снижать достигнутую планку, а поднимать ее как можно выше». Министр образования РК Александр Морозов начал со слов, что ситуация лишь на первый взгляд меняется медленно, но на самом деле перестройка идет.
Зал железнодорожного колледжа, в котором собрались в основном руководители учреждений образования, внимал молча. А если у кого и возникали вопросы, то люди были лишены возможности задать их или высказать свое мнение. Как и в прошлом году — см. нашу публикацию «Свободный микрофон? Забудьте!». Августовские педсоветы, по крайней мере в пленарной части, всё более превращаются в парадную витрину отрасли «Образование». В интервью для ТВ директора школ рассказывали, как у них всё хорошо, как они развиваются. Осталось поблагодарить «партию и правительство и лично…», ну и разве что в пояс поклониться.
Об отдельных недостатках упоминалось. В конце своего выступления глава Карелии назвал одну проблему: треть школьников не совсем здорова — ситуацию надо исправить. Министр образования РК Александр Морозов более всего озабочен внедрением федеральных государственных образовательных стандартов — осталось менее двух лет.
А что же до точки кипения? Ни слова впрямую на августовском педсовете не сказали о ситуации с оптимизацией школ, не ответили на обращения родителей, не проинформировали, какой ответ дан депутату Госдумы Владимиру Бурматову. Александр Морозов лишь осторожно, не называя никого конкретно, упомянул о тревожной тенденции потери управляемости в некоторых районах, в том числе в Медвежьегорском. Сказал,что оптимизация не самоцель, а создание условий для качественного образования, что все действия должны быть понятны родителям, что не должны принимать решения в последний момент, что там, где учитель литературы ведет химию и физику, ребенок не будет получать качественного образования.
Всё вроде бы правильно, однако в тот же день — уже не в иной реальности, в которой существует министерство, а в реальной, — в Великой Губе с родителями «работали» Глава района Н. Тихонов, четверо полицейских и трое людей в штатском. Родителям запретили проводить собрание в школе, в Доме культуры, тогда они собрались в частном доме. Решение собрания мы опубликовали сегодня.
Люди требуют соблюдения законов об образовании РФ и РК, Конституции РФ, они переживают за качество образования детей, их судьбу. Никакого экстремизма, в котором их обвиняют, здесь и в помине нет, однако тех, кто был на собрании, начали запугивать. Сигналы поступают со среды, когда плотно «поработали» с привлечением полиции и людей в штатском с депутатом Медвежьегорского районного совета Валентиной Евсеевой. Теперь взялись за родителей, за общественницу Валентину Сукотову.
Сегодня ночью руководитель комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи ЗС РК Андрей Рогалевич выступил с открытым обращением к прокурору РК Габриеляну, уполномоченному про правам человека в Карелии Шарапову, министру внутренних дел РК Кукушкину и главе республики Худилайнену, считая, что они должны срочно вмешаться в ситуацию, которая складывается на территории Медвежьегорского муниципального района.
Вот что думают об оптимизации по-карельски авторитетные в образовании, далекие от политики люди.
Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук: — Прежде чем принимать какие-либо властные решения относительно школ и детских садов в наших деревнях и поселках, нужно вспомнить о безвозвратно утраченном. Примеров, увы, немало: Верхнеолонецкая школа, Куйтежская школа… За последние десятилетия более 6 десятков реорганизованных и оптимизированных… Спросите сельских жителей этих поселков: изменилась ли их жизнь к лучшему? Стало ли образование тех немногих оставшихся в деревне ребятишек действительно качественным и эффективным? Вот и медвежьегорские селяне не хотят подобных изменений. И имеют право на свой протест.
А маленькой школе, хочет она или не хочет, нужно меняться, то есть расти.
Светлана Артемьева, бывший директор 45-й петрозаводской школы, которую в 2010 году «оптимизировали»: — Мне не нравится то, как легковесно чиновники отнеслись к судьбам семей, не нравится, что родителей вынуждают бунтовать. Не может лежать вопрос разрешения ситуации в плоскости уничтожения школ как структурных единиц. Может быть, создать лабораторию в ПетрГУ, которая бы подготовила мобильные кадры для обслуживания маленьких школ? Это как один из вариантов. На самом деле стоит только задаться целью сохранения целостности семьи, села, и идеи придут, и люди найдутся, и средства.
Даже из этих двух ответов очевидно, что идеи у специалистов имеются. Есть в Карелии и другие светлые головы. Конструктивные идеи, которые часто рождаются при помощи мозгового штурма, и надо обсуждать на республиканской педагогической конференции перед началом нового учебного года. А не имитировать иную реальность, в которой все хорошо, и убаюкивать сказками.
Фото автора