Только один первый класс набран в Специализированную школу искусств в конце прошлой недели. Однако родители и педагоги продолжают отстаивать два первых класса, как и было все три десятилетия. Того же мнения придерживаются карельские парламентарии, о чем они написали в своем запросе главе республики.
На сайте Законодательного Собрания РК сообщается, что запрос депутатами «обсужден и поддержан». На самом деле обсуждения не было, и это как минимум странно: история с намерением Минобразования Карелии, о котором коллективу сообщили только в январе (!), прекратить набор в первые классы Специализированной школы искусств с тем, чтобы постепенно закрыть в ней начальную школу, получилась резонансной. «Лицей» писал о ней, как и другие СМИ республики.
Создается впечатление, что дело идет к тому, что всё спустят на тормозах, как уже не раз бывало: пошумели, сделали запрос – и занялись другими проблемами.
Накануне заседания Законодательного Собрания РК Александру Худилайнену было передано обращение родителей учеников СШИ с 53 подписями. Обращение заканчивается словами: «… просим Вас принять срочные меры и оказать содействие в сохранении школы в целом и полноценного набора в два первых класса».
Речь сейчас и правда идет о сохранении этой уникальной школы, о чем намеревался рассказать депутатам Сергей Веселов, руководитель отделения «Инструменты симфонического оркестра» СШИ. Однако Сергею Васильевичу возможности выступить не дали. У нас есть возможность опубликовать несостоявшееся выступление заслуженного педагога перед слугами народа:
«Уважаемые депутаты!
Вопрос о нашей школе уже рассматривался в этом зале в 2011 году. Тогда с вашей помощью удалось избежать откровенного демонтажа учебного заведения и перевести его на попечение республики. Сегодня ситуация носит не менее острый характер. Несмотря на то что вопрос о закрытии школы никем прямо не ставится, приказ Министерства образования о прекращении набора детей в первые классы неизбежно приведёт к разрушению идеи и содержания её работы, как это видится педагогическому коллективу.
Основываясь на формальном поводе – республиканском статусе учебного заведения, министерство очертило нашему коллективу рамки учебной деятельности исключительно территорией районов Карелии. Коллектив школы всегда с большим вниманием относился к талантливым детям из республики и предоставлял им приоритетные возможности обучения профессиям в области искусств.
Из 30 лет со дня своего образования, школа большую часть времени – 17 лет – существовала в городском статусе, но работала не только на город. Яркие талантливые дети из республики в те времена получили в ней отличное образование и успешно строят свою творческую карьеру: Ксения Ахмедова (Кемь), сёстры Гречишниковы и Максим Тубальцев (Костомукша), сёстры Калиничевы (Ледмозеро), Виктор Акулов (Вяртсиля), Анастасия Кузнецова (Бесовец). Этот список можно продолжать. И сейчас нам представляется, что наш республиканский статус – не огороженная забором территория, за которую ни ногой, но, в первую очередь, представительский статус в регионе, в России и вытекающая отсюда ответственность.
Нами обозначено не менее десяти серьёзных причин, по которым нельзя закрывать начальное звено в Специализированной школе искусств. Эти причины понятны специалистам, к которым министерство, очевидно, не обращалось до принятия решения. Я здесь упомяну лишь три важнейшие:
* Потеря необходимой творческой и квалификационно-уровневой среды для обучения и воспитания талантливых детей из республики.
* Учебные программы повышенного уровня в школе станет невозможно осуществлять. Эти программы рассчитаны на работу с одарёнными детьми по интенсивной схеме на 11 – летний срок непрерывного обучения, после чего дети могут поступать в вуз. Именно наличие таких программ, опыта и квалификации кадров может оправдать нацеленность образовательного учреждения на работу с одарёнными детьми.
* С 1.07.16 в РФ вводятся профстандарты. Программы ФГТ в учреждениях дополнительного образования можно будет реализовывать только преподавателям с высшим образованием. Поскольку комплектованием квалифицированных кадров в ДМШ и ДШИ никто не занимается (распределения после вузов отменены), то выпускник консерватории в районной ДМШ может оказаться лишь случайным образом. Таким образом, нужно ожидать обрушения той работы, которая сейчас ещё ведётся в карельских городах и сёлах энтузиастами со средним специальным или высшим непрофильным образованием. Дети в СШИ будут поступать с ещё более худшей подготовкой и с весьма узким выбором специальностей. Большей частью это будет эстрадный вокал, гитара, танцы (за исключением классической хореографии), в редких случаях – фортепиано, баян, скрипка. Полностью будут отсутствовать духовые инструменты. СШИ неизбежно приобретёт провинциальный уклон в образовании и совершенно не устроит своими результатами вуз и требования учредителя.
Уважаемые депутаты! Сегодня от вас зависит будущее уникальной школы. Для того, чтобы таких прецедентов не возникало в будущем, нужно задуматься об обязательности процедуры экспертных заключений перед принятием важных решений чиновниками. Ведь очевидно, что такая процедура нужна тем, кто хочет построить что-то хорошее и надёжное, и мешает тем, кто преследует иные цели. Спасибо за внимание».
Решение Министерства образования выглядит особенно непродуманным в ситуации, когда в Петрозаводске первоклассников больше, чем мест для них, когда открываются дополнительные классы и уже заговорили о второй смене. А в это время в СШИ сокращают один первый класс, а поначалу и оба хотели закрыть! В комментарии у нас на сайте Александр Матюшкин написал: «Представляю, как должен выглядеть приказ министра образования Карелии: «В связи с увеличением в городе Петрозаводске количества впервые поступающих в школу приказываю прекратить набор в первый класс» и т.д. В общем, если логика существует, то не в головах чиновников от образования».
Нелогичен и любимый чиновничий аргумент, что в школе с республиканским статусом петрозаводские дети могут учиться чуть ли не из милости: Петрозаводск разве не на территории Карелии находится? А как вам спущенные планы в процентах по соотношению детей — при том, что школе давно не выделяются деньги на командировки для отбора потенциальных учеников, что в районах из-за бесконечной оптимизации становится все меньше детей, готовых к обучению в специализированной школе искусств? Тут уже не о нелогичности аргументации надо говорить, а о цинизме власть предержащих…
Фото с сайта school-art.onego.ru