Главное, Образование, Школа и вуз

«Если логика существует, то не в головах чиновников от образования»

СШИ

Только один первый класс набран в Специализированную школу искусств в конце прошлой недели. Однако родители и педагоги продолжают отстаивать два первых класса, как и было все три десятилетия. Того же мнения придерживаются карельские парламентарии, о чем они написали в своем запросе главе республики.


На сайте Законодательного Собрания РК сообщается, что запрос депутатами  «обсужден и поддержан». На самом деле обсуждения не было, и это как минимум странно: история с намерением Минобразования Карелии, о котором коллективу сообщили только в январе (!), прекратить набор в первые классы Специализированной школы искусств с тем, чтобы постепенно закрыть в ней начальную школу, получилась резонансной. «Лицей» писал о ней, как и другие СМИ республики.

Создается впечатление, что дело идет к тому, что всё спустят на тормозах, как уже не раз бывало: пошумели, сделали запрос  и занялись другими проблемами.

Накануне заседания Законодательного Собрания РК Александру Худилайнену было передано обращение родителей  учеников СШИ с 53 подписями. Обращение заканчивается словами: «… просим Вас принять срочные меры и оказать содействие в сохранении школы в целом и полноценного набора в два первых класса».

Речь сейчас и правда идет о сохранении этой уникальной школы, о чем намеревался рассказать депутатам Сергей Веселов, руководитель отделения «Инструменты симфонического оркестра» СШИ. Однако Сергею Васильевичу возможности выступить не дали. У нас есть возможность опубликовать несостоявшееся выступление заслуженного педагога перед слугами народа:

 

Сергей Васильевич Веселов
Сергей Васильевич Веселов

«Уважаемые депутаты!

Вопрос о нашей школе уже рассматривался в этом зале в 2011 году. Тогда с вашей помощью удалось избежать откровенного демонтажа учебного заведения и перевести его  на попечение республики. Сегодня ситуация носит не менее острый характер. Несмотря на то что вопрос о закрытии школы никем прямо не ставится, приказ Министерства образования о прекращении набора детей в первые классы неизбежно приведёт к разрушению идеи и содержания её работы, как это видится  педагогическому коллективу.

Основываясь на формальном поводе – республиканском статусе учебного заведения, министерство очертило нашему коллективу рамки учебной деятельности исключительно территорией районов Карелии. Коллектив школы всегда с большим вниманием относился к талантливым детям из республики и предоставлял им приоритетные возможности обучения профессиям в области искусств.

Из 30 лет со дня своего образования, школа большую часть времени  17 лет – существовала в городском статусе, но работала не только на город. Яркие талантливые дети из республики в те времена получили в ней отличное образование и успешно строят свою творческую карьеру: Ксения Ахмедова (Кемь), сёстры Гречишниковы и Максим Тубальцев (Костомукша), сёстры Калиничевы (Ледмозеро), Виктор Акулов (Вяртсиля), Анастасия Кузнецова (Бесовец). Этот список можно продолжать. И сейчас нам представляется, что наш республиканский статус – не огороженная забором территория, за которую ни ногой,  но, в первую очередь, представительский статус в регионе, в России и вытекающая отсюда ответственность. 

Нами обозначено не менее десяти серьёзных причин, по которым нельзя закрывать начальное звено в Специализированной школе искусств. Эти причины понятны специалистам, к которым министерство, очевидно, не обращалось до принятия решения. Я здесь упомяну лишь три важнейшие:

 

* Потеря необходимой творческой и квалификационно-уровневой среды для обучения и воспитания талантливых детей из республики.

* Учебные программы повышенного уровня в школе станет невозможно осуществлять. Эти программы рассчитаны на работу с одарёнными детьми по интенсивной схеме на 11 – летний срок непрерывного обучения, после чего дети могут поступать в вуз. Именно наличие таких программ, опыта и квалификации кадров может оправдать нацеленность образовательного учреждения на работу с одарёнными детьми.

* С 1.07.16 в РФ вводятся профстандарты. Программы ФГТ в учреждениях дополнительного образования можно будет реализовывать только преподавателям с высшим образованием. Поскольку комплектованием квалифицированных кадров в ДМШ и ДШИ никто не занимается (распределения после вузов отменены), то выпускник консерватории в районной ДМШ может оказаться лишь случайным образом. Таким образом, нужно ожидать обрушения той работы, которая сейчас ещё ведётся в карельских городах и сёлах энтузиастами со средним специальным или высшим непрофильным образованием. Дети в СШИ будут поступать с ещё более худшей подготовкой и с весьма узким выбором специальностей. Большей частью это будет эстрадный вокал, гитара, танцы (за исключением классической хореографии), в редких случаях – фортепиано, баян, скрипка. Полностью будут отсутствовать духовые инструменты. СШИ неизбежно приобретёт провинциальный уклон в образовании и совершенно не устроит своими результатами вуз и требования учредителя.

 

Уважаемые депутаты! Сегодня от вас зависит будущее уникальной школы. Для того, чтобы таких прецедентов не возникало в будущем, нужно задуматься об обязательности процедуры экспертных заключений перед принятием важных решений чиновниками. Ведь очевидно, что такая процедура нужна тем, кто хочет построить что-то хорошее и надёжное, и мешает тем, кто преследует иные цели. Спасибо за внимание».

 

Решение Министерства образования выглядит особенно непродуманным в ситуации, когда в Петрозаводске первоклассников больше, чем мест для них, когда открываются дополнительные классы и уже заговорили о второй смене. А в это время в СШИ сокращают один первый класс, а поначалу и оба хотели закрыть! В комментарии у нас на сайте Александр Матюшкин написал: «Представляю, как должен выглядеть приказ министра образования Карелии: «В связи с увеличением в городе Петрозаводске количества впервые поступающих в школу приказываю прекратить набор в первый класс» и т.д. В общем, если логика существует, то не в головах чиновников от образования». 

Нелогичен и любимый чиновничий аргумент, что в школе с республиканским статусом петрозаводские дети могут учиться чуть ли не из милости: Петрозаводск разве не на территории Карелии находится? А как вам спущенные планы в процентах по соотношению детей — при том, что школе давно не выделяются деньги на командировки для отбора потенциальных учеников, что в районах из-за бесконечной оптимизации становится все меньше детей, готовых к обучению в специализированной школе искусств? Тут уже не о нелогичности аргументации надо говорить, а о цинизме власть предержащих…

 

Проект «Детская филармония. Дети -детям» проводится для детей из петрозаводских школ
Популярные концерты из цикла «Детская филармония. Дети — детям» проводятся для учеников общеобразовательных школ

 

Настя Белобокова, 7 лет. Зима
Настя Белобокова, 7 лет. Зима
Образцовый детский коллектив России Театр танца "Дивертисмент"
Образцовый детский коллектив России
Театр танца «Дивертисмент»

 

Фото с сайта school-art.onego.ru

  • Муезерский

    Муезерский

  • Горжанин

    Ситуация подтвердила позицию министра образования Карелии А.Морозова- предательство по отношению к уникальной, специализированной школе, которую создавали тридцать лет! А по поводу справедливого предложения А.Матюшкина «…об обязательности процедуры экспертных заключений перед принятием важных решений чиновниками» что можно сказать? Если в ЗС РК сегодня «правят бал» такие одиозные личности как Красулины да Пирожниковы — чего уж говорить. ДНО!!! Но они устраивают власть.Полностью согласен с предыдущими комментариями, особенно с «Избирателем» и Ю.Свинцовой.

  • Марина Галаничева

    как же больно читать о закрытии школ.иногда мне хочется взять и потрясти за шкирку ответственных за такие решения..((((
    как такое возможно? куда мы катимся?
    Лицею- огромное спасибо за освещение проблем города.
    всегда корректно подан материал, актуален и заставляет задуматься- что делать дальше? что сделать?
    педагогам- я могу пожелать только силы и терпения.

  • Юлия Свинцова

    Из инета.
    К вопросу о логике чиновников.

    «Валентина Улич, заместитель Главы Карелии по социальным вопросам.
    «В школах Петрозаводска, где сегодня наиболее высокий спрос на поступление, будут открыты дополнительные первые классы».

    Почему-то госпожа Улич не добавила «а в некоторых школах с высоким спросом — первые классы закрывают».

  • Юлия Свинцова

    Найдено на просторах инета.

    «Легко ли разрушать то, что не строил?

    Сегодняшний пост навеян статьей в местной газете.

    Министр образования РК хочет закрыть начальные классы в Специализированной школе искусств.

    Что это за школа?

    50 лет работы.
    Выпускники, выступающие и преподающие в различных странах мира.
    2 ансамбля школы имеют звание образцовых детских коллективов России.
    4 выпускницы работают в ансамбле «Кантеле» — визитной карточке Карелии.
    В 2009 году — победитель конкурса в номинации «Лучшая образовательная практика в столице».
    Дети учатся по 3-м направлениям – музыка, изо, хореография.

    Это
    не просто музыкалка или художка. Здесь творческая среда, сочетающая
    обычное образование с приоритетным – дополнительным. Многие дети просто
    «бредят» своими предметами – играют, поют, рисуют, танцуют. Ох, как
    тесно таким детям в обычной школе.

    И вот какой у меня вопрос:
    чего должен достичь в своей жизни человек, какими личными достижениями
    обладать, чтобы считать себя вправе перечеркнуть и разрушить ту систему
    обучения в Школе, которая там сейчас?

    И кстати, в России таких школ всего 10 и одна из них – наша!

    А
    еще в этом году Министр образования РК и Губернатор были 1 сентября в
    Специализированной школе искусств на линейке и лично поздравляли
    первоклассников…»

    Кто тут спрашивал, есть ли на них крест?
    По-моему, последняя фраза как раз ответ на вопрос.

  • Избиратель

    Какая депутатская сытая наглость — не выслушать пришедшего избирателя.
    Кто они, не выслушавшие? Рутгайзер, Красулин, Шмаеник? Шандалович, Пирожников? Жданова, Зубарев? Лёгкая, Макаров, Меркушев? Петеляева, Гаврилов, Позднякова? Или Селянин?

    Ни стыда, ни совести.

  • Мария

    Чиновники! Ау!!! Вы что творите с детьми?! Как бы спросила моя бабушка: на Вас что, креста нет?!

    • Ольга Смирнова

      Сейчас, когда это спущено сверху, они как бы верующие, как бы при кресте. Всё как бы. Так и работают.

  • Анна

    Если говорить просто — чиновники от образования, прикрываясь бюрократическим щитом, убивают молодых будущих профессионалов в культуре, а, значит, и саму культуру.

    Убогие…говорят о возможности вырастить профессионала с 5-7 класса, а не понимают самого простого, что понятно нам, родителям — гибкость рук, ног, слуха, чувство ритма, координация, особенности художественного зрения надо развивать с самого рождения, с самого нежного возраста, чем раньше, тем лучше, чем на более высоком образовательном уровне, тем с большим результатом.

    Когда-нибудь этот период тупой «оптимизации», скрывающий под собой бездумную и преступную экономию средств, перенаправляемую на содержание этих самых недалёких и убогих чиновников от образования, назовут преступлением.
    Только эти ермоленко, морозовы, мирошники, васильевы так и останутся безнаказанными, увы.

    • Увы

      Убьют, а потом будут с трибун говорить круглые правильные слова — ведь их слова всегда правильные — углУбить, расширить, возродить. поднять на новую высоту….

  • Вопрос

    Если в школах Петрозаводска готовы открывать дополнительные классы для первоклассников, то почему же не создать такие места в Школе искусств на условиях софинансирования их из бюджета города? Почему школа не может быть и для городских детей, и для ребят из республики? Почему чиновники не могут договориться между собой, а страдают при этом родители и дети? Кстати, на встрече в Заксобрании (http://gazeta-licey.ru/educ/school/41174-pervoklassnyiy-azhiotazh) по поводу набора в первые классы вопрос о нелогичности происходящего обсуждался. Классов для первоклассников не хватает, а тут стоит школа в расширенном центре города для одаренных детей, но набор туда сокращен. Римма Евгеньевна Ермоленко согласилась с позицией Министерства образования Карелии в том, что Школа искусств должна работать с более старшими детьми, а не с первоклассниками. Вполне логичный вопрос о том, почему бы школе не принять городских детей, раз уж ситуация с поступлением в первый класс оказалась для города крайне плохо спрогнозированной и критичной (недельные очереди, круглосуточные дежурства у школ, спешное открытие новых классов и проч) остался без ответа.