Главное, Образование, Учитель

Без уверенности в завтрашнем дне

riasar.ruЛавину откликов вызвала наша недавняя публикация «Работа на износ» о зарплате педагогов, которая, по данным Минобразования Карелии, в среднем равна 30 тысячам рублей. Подавляющая часть опрошенных нами учителей — как в публикации, так и в комментариях — не верят словам министра.

 

Расхождение между официальными данными и реальной зарплатой учителей мы попросили прокомментировать  профсоюзных работников разных уровней.

 

«Не могут быть разные оклады в Лоухском и Кондопожском районах»

kokkina_ekaterinaНа одном из августовских совещаний выступила Екатерина Коккина, председатель районной организации профсоюза работников народного образования Кондопожского района. На этой встрече присутствовал и министр образования Карелии Александр Морозов, который в своем докладе огласил статистику средних зарплат по республике.

— Если представители власти будут относиться к педагогическому сообществу как к сообществу, которое выполняет миссию, наверное, тогда и отношение общества будет иным к учителю, воспитателю, педагогу дополнительного образования и в целом к школе, — сказала Екатерина Коккина, учитель истории и обществознания, которая в школе работает 37-й год. — Еще Уинстон Черчиль говорил, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Стоит лишь переписать учебник истории, и мы с вами имеем то, что сейчас происходит на Украине. Поэтому отношение к учителю, к его заработной плате, социальному положению, статусу, желанию работать, в том числе с одаренными детьми, — они есть не только в музыкальных школах, школах искусств, такие ребята учатся и в моем классе, очень важно. Учитель должен прийти сегодня в школу с уверенностью в завтрашнем дне и ощущением своей нужности. Чтобы получить озвученную заработную плату (речь о данных с сайта минобразования Карелии. — Ред.), надо взять полторы, 1,8 или две ставки. Это я вам точно, от народа говорю. Если 18 часов нагрузки в неделю — учитель получит 15 тысяч. Если нагрузка более 20 часов —  до 30 тысяч рублей, но работать придется день и ночь. Так что вопрос о заработной плате актуален!

Вопрос о стимулировании  и зарплате должен решаться предметно. В этом году я была на семинаре в Сочи и узнавала, как обстоят дела у коллег по России в целом. Я видела, что в зарплатах нет особой разницы, несмотря на то что в Карелии зарплаты начисляют с северными. Учителям всех регионов нужно очень много работать. Исключение — Ямало-Ненецкий АО. Вопрос базового оклада сегодня  назрел по всей стране, он важен! Не может быть так, что разные оклады, например,  в Лоухском и Кондопожском районах. Вопрос стимулирования тоже должен быть проработан государством. Стимулирование — это стимул к росту, к работе, его нельзя начислять за присутствие на совещании или проведенный урок. Не надо забывать, кто сегодня работает. Кто у нас сегодня в школах несет образовательную миссию? Учитель как я, который 30 лет в школе отработал, или молодой педагог. Молодым специалистам сложно заработать,  сложно реализоваться и проявить себя. Базовый оклад мог бы заинтересовать и поддержать молодого специалиста. Например, в Петербурге базовый оклад —  18 тысяч рублей.

 

«Мы наблюдаем положительную динамику»

meshkova_tТамара  Мешкова, председатель Карельской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации:

— Статистика — вещь лукавая. В среднюю учительскую зарплату входят отпускные, все премии, которые, как правило, выплачиваются в конце календарного года. Учебный год только начался, поэтому я бы не торопилась с выводами.   Средняя зарплата, о которой отчитываются чиновники, — это зарплата без вычета подоходного налога, который составляет 13 процентов. Если говорить о ситуации в Карелии, то она не самая критичная по России. Учителя гарантированно получают не менее 9 тысяч рублей за ставку в 18 часов. До 2018 года определено поэтапное совершенствование заработной платы. Мы наблюдаем в этом вопросе положительную динамику. Если у учителей есть несогласия или вопросы, то они могут обратиться в профсоюз или к директору школы.

 

 Надо менять закон «Об образовании»

demidov_a Андрей Демидов, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»:  

— У меня несколько версий. Например, директора единолично распределяют выделяемые бюджетные деньги в пользу приближенных преподавателей, которые об этом никому не говорят. Возмущаются те, кто мог бы претендовать на зарплату выше средней, но не получает даже средней. Другая версия  — выделенные деньги доходят до учителей неровно: то есть премия, то нет. Поэтому учитель считает, говоря о зарплате, только свою ставку, без премий. Если это так, то очевидно  — ставка не обеспечивает потребностей, создает неуверенность в завтрашнем дне. Есть и третья версия, наиболее вероятная с моей точки зрения,  —  чиновники выдают желаемое (требования выполнения указов президента) за действительное, занимаясь приписками. В закон «Об образовании» надо внести поправку, которая бы определяла уровень не «средней», а минимальной ставки и желательно, чтобы она была не ниже средней по экономике.

 

Фото Марии Голубевой и Марии Дмитриевой

  • Николай Почтовалов.

    Жаль, что никто не говорит о сверхдлительности отпусков (человек отдыхает, а зарплата выплачивается), о длительности школьных каникул, вообще о длительности образовательного процесса в течение года; о пенсиях по учительскому стажу, о качестве, наконец, образования… Никто не говорит о том, что «северные», в принципе, получают только работники бюджетной сферы, что эти «северные» почему-то исчисляются в процентах к зарплате, а не определенной равной суммой каждому, кто работает на севере. Странностей много. Директора школ — «князьки», распределяющие бюджеты своих образовательных учреждений… Говорить можно долго, но… главное — качество образования и честные научно обоснованные критерии качества работы учителя (не преподавателя, как сейчас принято почему-то называть учителя).

  • Инга

    «Конечно, учителя будут стараться взять больше часов, просто чтобы ВЫЖИТЬ и прокормить семью!»
    и, продолжая логическую цепочку, это вызовет снижение качества преподавания.
    О снижении качества жизни учителя во многих отношениях (здоровье, семья) уж и не говорю.
    «а без качественной работы учителя у страны нет будущего».
    Оптимизиция, эффективный менеджмент…или всё-таки потогонизация и подмена баллами и отчётами самого процесса качественного образования?

    • наталья

      а про воспитателей почему не говорят? при озвученной цифре 18 тыс-получают 12

      • Елена

        Господа учителя! Это вы с кем сейчас поговорили? «Пока гос.-во не поймёт» , нужно то нужно сё… Господа учителя! вы, как и наш президент, оторваны от реальности? Логические связи отсутствуют?

        • Инга

          А вы хотите, чтобы мы ещё и молчали?
          Нет, мы в реальности. Только когда низы не хотят, а верхи не могут, это очень опасная ситуация…

  • Учитель, Межвежьегорск

    Должна признаться, что моя зарплата меня устраивает.Мне хватает. Кто хочет, тот заработает. Люди, которые не работают, а служат школе, не будут кричать на всех углах, что мало зарабатывает. Я настолько в работе, что я и не знаю кто сколько получает…

    • Спасибо

      Лет 10 назад готовилась слушать ежегодное обращение президента к народу. Даже в зеркало взглянула, причёску поправить — всё-таки президент.
      И увидела себя новым зрением. Тогда со всех источников СМИ внушали — тебе мало? Зарабатывай! Я в тот момент работала на трёх работах, одна из которых была многолетняя разноска бесплатных газет и рекламы каждые выходные по нескольким тысячам ящиков. И мне уже хватало денег на еду и образование сына, но как и тогда, так и теперь я не могу купить даже однокомнатную квартиру. Что же мне делать, господин президент? Устроиться ещё на одну работу? Четвёртую? И подумалось, а ведь сейчас моих сил и здоровья ещё хватает крутиться на нескольких работах, а потом этого делать я уже не смогу. То есть дальше будет только хуже.На пенсии и вообще ждёт откровенная нищета. С тех пор я обращений президента не слушаю. А зачем? В стране, где соотношение зарплат чиновников, министров, депутатов и учителей, врачей, работников культуры чудовищное, нас не поймут, не услышат, просто не примут во внимание.Параллельные миры не пересекаются.

      И да, конечно, служить делу необходимо только бесплатно, довольствуясь тем, что люди с миллионными зарплатами сочтут достаточным для того, чтобы мы не вякали и не вымерли окончательно.

      • Учитель, Межвежьегорск

        Да, было бы здорово, если бы была зарплата больше. Но мы живем в реальном мире и у меня есть возможность сравнивать те времена, когда по 9 мес. не получали зарплату и чтобы собрать детей в школу, я брала кредит. Всегда надеялась и верила, что все изменится … Больше половины моих однокурсников в то время школу оставили… А для меня школа — это моя жизнь…

        • Спасибо

          Это очень здорово, что не деньги определяют всё, что люди действительно любят свою профессию, служат ей.
          Но всё равно не соглашусь, что нужно сравнивать сегодняшний день с тем беспределом, в котором мы жили. За эти годы пора давно жить по-другому, труд учителя должен быть оценён по достоинству и работая, он должен сохранять чувство своего человеческого достоинство, а государство, власть должны не только это чувство признавать у своих граждан, а и уважать его.

          «Средняя температура по больнице» — заявленная средняя начисленная ( а не реально получаемая на руки) зарплата в 30 тысяч без точного и правдивого анализа министерством, профсоюзами того, как она зарабатывается — более, чем на ставку — есть пример очковтирательства, игры слов и понятий и НЕУВАЖЕНИЯ граждан.

  • Учитель иностр.языка, Птз

    Все должно решаться на государственном уровне: -) оклады по стране должны быть РАВНЫМИ; -) стимулирующие надбавки (кому, за что) должны быть ЕДИНЫМИ по стране (нужен ЕДИНЫЙ) документ. Возможно, это решит Эффективный контракт, но он должен быть ЕДИН по стране; -) отношение к профессии учителя должно меняться в корне, начиная с «верхушки» страны. Сейчас оно более, чем пренебрежительное. Отсюда и отношение родителей, и отношение детей; -) ГОСУДАРСТВО должно понять, наконец, что без качественной работы учителя, у страны нет будущего. Соответственно, для качественной работы должны быть и условия, и оплата. Меня расстраивает (мягко говоря) сумма 9000 руб. за ставку (18 часов). Это надо КАЧЕСТВЕННО дать 18 уроков + к ним же подготовиться + проверить работы + подтянуть длительно болеющих и отстающих. Согласитесь немало? А как на 9000 прожить??? Я, конечно, понимаю, страна большая, управлять ей нелегко. И ЗП у Президента, министров, депутатов достойная.. Но кто сказал, что управлять первоклашками проще? И замов у педагога нет. А помимо пед.деятельности ещё бумажная работа. Одних отчетов по окончании четверти от 7 штук и более. Конечно, учителя будут стараться взять больше часов, просто чтобы ВЫЖИТЬ и прокормить семью!

  • Учитель информатики, Карелия

    Профсоюзы вообще не понимают, что именно делается у нас на рабочих местах. Поже понимание есть только в Кондопоге, но где реальные действия профсоюзов, где реальный контроль за тем, чтобы все работники были ознакомлены с тарификациями, доп.соглашениями, а это нужно проводить два раза в год. Я получил ответ на свой вопрос, пока учителя будут молчать, бояться своего директора, завучей, а это реальная угроза мат. благополучию, пока профсоюзы не займутся своими прямыми обязанностями, пока министерство образования не перестанет относится к учителям, как людям предоставляющим услуги, нечего не изменится.

  • Педагог интерната Петрозаводск

    В нашей школе учителя в пятницу массово написали и зарегистрировали заявления директору: «Прошу разъяснять мне ежемесячно подробно, письменно мою заработную плату (суммы в рублях), а именно: оклад, стимулирующие выплаты (отдельно — категория, награды, кабинет и др. постоянные стимулирующие, отдельно — стимулирующие за мероприятия в текущем месяце), кл. рук-во и др.». Вчера бывший работник директорской администрации всех подавших такое заявление оббежала, запугивала и уговаривала отозвать требования, угрожая тем, что директор будет беседовать с каждым индивидуально. Часть народа сразу сдалась — забрали заявление. Директор теперь говорит, что никаких указаний по этому поводу не давал, но его заместители работали очень ретиво. Почему директор скрывает информацию?

  • Учитель-филолог, Петрозаводск

    То, что сегодня учитель стал получать в среднем на 8 тыс. меньше — это факт. Но есть и другое. Учителя сегодня принуждают выполнять работу, за которую надо платить отдельно: работу учетчика. Дана таблица пребольшая, которую надо заполнить баллами. вычисляя эти баллы, за разные показатели. Это минимум как день работы. Некоторые решают: не хочу доплат, стимулирования, т.к. лучше буду заниматься делом, т.е уроками. И на самом деле, зачем это нам? Я, видимо, тоже не буду считать эти баллы, у меня на это физически нет времени.Скоро дождутся, что все нормальные учителя из школы убегут.

  • Инга

    Тамара Васильевна Мешкова, помню своё детство, когда Вы у нас в школе пионервожатой были…
    9 тысяч на ставку учителя это НЕ КРИТИЧНО??!
    Здравствуйте, успокоенные профсоюзы((((((((((((((((((((((((((
    Статистика вещь лукавая, а профсоюзы вещь какая?
    Думала, только Косенков и Смирнова живут в другой реальности, да местный профорги. Похожи, все профсоюзы в другой реальности обитают.

    А вот наши северные всегда выглядят в сравнении с Питером ханжеской насмешкой.
    Правда, поездив, удивляюсь, как выживает средняя полоса России, там зарплаты уже не смех — слёзы.