Число электронных образовательных ресурсов стремительно растет, бросая педагогам новые вызовы: как сориентироваться в потоке цифровой наглядности, системах электронного обучения, развивающих компьютерных играх? Как выбрать и быстро освоить то, что действительно необходимо современному учителю?
Ответить на эти вопросы поможет монография, написанная карельскими учеными, кандидатами педагогических наук Аллой Витухновской и Татьяной Марченко. Мы публикуем анонс книги с уверенностью, что она окажется полезной широкому кругу педагогов и исследователей.
В книге «Электронные образовательные ресурсы в информационной образовательной среде школы» обобщены результаты многолетнего исследования проблем проектирования, разработки и использования средств ИКТ в школьном обучении. В своей монографии авторы подробно рассматривают понятие «электронные образовательные ресурсы» (ЭОР), предлагают обобщенную классификацию ЭОР по различным основаниям деления, вооружающую педагогов знаниями о многообразии и возможностях разработанных электронных образовательных ресурсов. Анализируется каждый из видов ЭОР:
— педагогические программные средства,
— учебно-развивающие программные среды,
— ЭОР простой структуры (компьютерные задания, создаваемые с использованием прикладных программ общего назначения),
— системы управления обучением.
Перечисленные виды ЭОР иллюстрируются конкретными примерами.
Известно, что понятие «информационная образовательная среда» обычно относится к учебному заведению. Авторы книги вводят новое понятие — «информационная образовательная среда урока». Реализован содержательный подход к этому понятию, на основе чего впервые введено и подробно рассмотрено понятие «ИОС компьютерного урока» как системно организованной совокупности информационного, технического, учебно-методического обеспечения, отобранного учителем для проведения конкретного компьютерного урока (цикла уроков) по определенной теме в определенном классе.
На основе анализа деятельности учителя, обеспечивающего интеграцию средств ИКТ в учебный процесс, разработан авторский подход к проектированию информационной образовательной среды компьютерного урока. Процесс проектирования ИОС компьютерного урока включает в себя: логико-дидактический и методический анализ изучаемого содержания, проектирование комплекса целесообразных ЭОР, проектирование и самостоятельную разработку недостающих и/или альтернативных ЭОР, разработку компьютерного урока с использованием отобранного комплекса ЭОР, проведение урока с использованием отобранного набора ЭОР и/или интернет-технологий, анализ и корректировка компьютерного урока.
Представлен анализ результатов социологического исследования учителей Республики Карелия и Мурманской области. Полученные результаты свидетельствуют о готовности учителей к использованию средств ИКТ, и, в частности, ЭОР на своих уроках, подтверждают значимость авторского подхода к поэтапному проектированию ИОС компьютерного урока.
Разработанный теоретический подход реализован в процессе проектирования ИОС компьютерных уроков по различным темам начального курса математики.
Об авторах:
Витухновская Алла Александровна — кандидат педагогических наук, доцент;
Марченко Татьяна Сергеевна — кандидат педагогических наук, доцент ПетрГУ.