Новогодние конкурсы на дистанционных сайтах
2. Открытка +
Пару лет назад у меня случился спор с начальством. Обе мы хотели устроить детский конкурс. Но я собиралась сделать дистанционный курс-конкурс, чтобы дети не просто соревновались, а чему-то научились. Начальство вполне резонно возражало – нам нужна массовость, а откуда возьмется массовость на дистанционном курсе? Это же трудно – учиться!
Каждый был по-своему прав. И конкурсы, конечно, нужны разные. Я давно занимаюсь обучающими конкурсами, первый опыт описан в 2001 году в рамках программы «Сотрудничество» в Карелии. Мне кажется это важным: творчеству надо учить!
Итак первый из конкурсов этого года – «Нескучные открытки» (рис. 2). Собственно самодельных открыток мы получили немного. Но это и не было главной целью. Этим конкурсом мы продолжили обучение школьников изобретательству.
Любой уважающий себя изобретатель должен уметь делать предметы более идеальными. Чтобы затрат на их изготовление и работу было меньше, а разнообразной пользы от них больше. Каждый искусственный объект делается для чего-то. Назначение объекта, цель, с которой его сделали, называют его ГЛАВНОЙ ФУНКЦИЕЙ. Один из способов повысить идеальность объекта – добавить ему новую функцию, ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ. А еще функция может быть выполнена разными способами, она как бы раскладывается на более мелкие функции – ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ.
На новогоднем дистанционном курсе целая лекция была посвящена главной, дополнительным и вспомогательным функциям. Изучив теорию, требовалось применить её на практике – придумать открытку, которая не только поздравляет, но и выполняет ещё какую-то полезную работу. Задача актуальная. В празники нам хочется получать и дарить много подарков. После праздников мы зачастую не знаем, что делать с излишками. Придумаем открытке новую работу – подарков получится больше, а излишков меньше.
Ребята из школы-интерната №4 г. Тольятти – опытные дистантники (они на сайте с начала учебного года), поэтому на конкурс пришли раньше других. Все идеи «открытки+» – это их творчество. Да и непросто это – придумать новую функцию. Нужен опыт. В интернате работает кружок по решению изобретательских задач, так что опыт есть.
И все же первые предложения были либо не очень реальными, либо касались нового способа поздравления, т.е. вспомогательных функций.
«Открытка должна звонить и поздравлять знакомых и друзей».
«Моя открытка издаёт звуки «мяу, мяу» и призывает быть добрым и «пушистым»!»
Потом стали появляться дополнительные функции.
«Я предлагаю сделать открытку,чтобы у ней на уголке было отверстие и туда можно было положить печенье, конфеты и разные сладости. На открытке будет написано: «ПОЗДРАВЛЯЮ». А сладость, которая находится в уголке открытки, нужно съесть и когда ты съешь сладость, появится поздравление.
В дистанционном форуме, как и в любой коллективной работе, дети эффективно учатся друг у друга (конечно, при условии, что они читают сообщения других участников, а не только пишут собственные). Дальше предложения пошли лавиной, я не успевала их проверять: открытка-закладка, открытка-трафарет, открытка с настольной игрой, открытки с рецептами новогодних блюд, с инструкцией по украшению новогоднего стола, открытка-пирамидка, открытка–карта города, открытка–часы, открытка–календарь, открытка с запахом, открытка–мозаика, открытка-фонарик, открытка-линейка, открытка-шпаргалка (с таблицей умножения и другими полезными сведениями). Каждое предложение описано достаточно подробно.
«Эта открытка поздравляет с Новым годом. Открываешь её, а внутри нарисована ёлочка. Потрёшь эту ёлочку, и в комнате начинает пахнуть свежей елью. А можно внутрь поместить картинку мандарина, и тогда если его потрёшь, то будет пахнуть мандарином!!!»
«Представим, что человек болеет и ему очень плохо. Приходит по почте к нему открытка, он читает её, дотрагивается до волшебного квадратика и возникает надпись: «Всё будет хорошо, вы поправитесь и будете здоровы! Улыбайтесь почаще!!!» Человек получит положительные эмоции и будет с каждым днём всё лучше себя чувствовать. Только надо почаще нажимать на квадратик и верить в эти слова!»
«На этой открытке с 3 D эффектом (т.е. объёмной) будет находиться ёлочка, а на ней будет висеть шарик, а на шарике будет мамина фотография. И мама будет подмигивать! Новогодняя открытка за год может надоесть (вы об этом говорили ребятам), а вот мамина фотография, да ещё весело подмигивающая, не надоест никогда!!! ». (Говорить ребятам я ничего не могла – они в Тольятти, я в Петрозаводске, и по скайпу мы пока не общаемся. Но писала комментарии в форуме).
Предполагалось, что ребята сконструируют свою открытку виртуально, потом сделают реальный вариант, сфотографируют и разместят в базе. Некоторые пошли по более простому пути – нашли готовые интересные варианты открыток и «конструктор» подогнали под них. Это, конечно, менее интересно, но тоже полезно.
А вот и некоторые результаты с сайта площадок http://moodle.jlproj.org
Открытка Майдан Анны (СКОУ школа-интернат №4 г. Тольятти) Основа: картон Материал для изображения и текста: рисунок (чернила, карандаш, фломастер), пластилин, воск Расположения надписи на открытке: полукругом Дополнительные функции (работы): на обратной стороне карта России Поздравление: «Милый друг, с Новым годом! Будь здоров и счастлив! И желаю тебе в новом году приехать ко мне в гости, а чтобы ты не заблудился, на обратной стороне моей открытки есть карта. Приезжай обязательно!»
|
Открытка Ильиной Маши (СКОУ школа-интернат №4 г. Тольятти) Основа: картон Материал для изображения и текста: рисунок (чернила,карандаш,фломастер), фольга, вата Расположения надписи на открытке: полукругом Дополнительные функции (работы): открытка с игрушкой для коллекции. Поздравление: «Поздравляю мой дорогой друг с Новым годом! Желаю тебе хорошего настроения, счастья и благополучия! Так как я знаю, что ты любишь коллекционировать маленькие крышечки, я дарю тебе открытку с такой весёлой крышечкой, чтобы пополнить твою коллекцию!» |
Открытка Онуфриевой Саши, лицей №17 г. Калининград
Основа: бумага
Материал для изображения и текста: рисунок(чернила,карандаш,фломастер), вата, нитки, другое (еще ткань для валенка и клей).
Расположения надписи на открытке: вверху
Дополнительные функции (работы): в валенок можно положить подарок…
Поздравление: «Поздравляю всех с наступающим Новым Годом! Пусть будет много интересных встреч, приятных событий и хороших друзей».
При подведении итогов конкурса учитывается всё: работа в дистанционных лекциях, предложения, высказанные на форуме «открытка+». Идеи здесь так же важны, как и продукты. На сайте площадок Маша с Аней в этом конкурсе немного обошли по баллам Сашу, хотя её открытка сделана аккуратнее и смотрится лучше.
Когда подведены итоги, автору курса легче анализировать результаты своей работы. В данном случае материал ещё требует проверки. Возможно, стоит организовать сбор дополнительных копилок–открыток из разных материалов, новогодних пожеланий. Вопрос о том, можно ли в чисто дистанционном режиме научить младших школьников работать с функциями, пока остаётся открытым. Думаю, что можно. Просто нужно предварительно собрать копилки многофункциональных объектов. Одна такая копилка у нас уже практически есть, спасибо тольяттинцам. Понемногу накапливается и опыт реализации своих идей в собственных продуктах. Кажется, именно эту связку «продукт – идея» считают главным признаком инновационного мышления. Об этом много сейчас говорят. Мы пытаемся этому учить.