Инструменты ОТСМ-ТРИЗ технологии на уроках истории и обществознания
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) сегодня совершает путь из начальной школы в среднее звено, а это значит, что педагог должен организовать работу так, чтобы ученик научился действовать в любой информационной плоскости, решать творческие задачи, максимально используя при этом свое воображение, фантазию, интуицию. Сложно? Без сомнений, да, но возможно.
И помочь в этом, как показывает практика, могут инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ- ТРИЗ. Они не привязаны к конкретным областям знаний, ими пользуются педагоги, работающие по различным учебно-методическим комплексам. Они дают педагогу определенную независимость, так как очень многие дидактические задачи здесь решаются на материале, собранном самими детьми (информационных копилках).
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Поэтому ученики современной средней и старшей школы качественно выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями, однако с трудом решают проблемные, творческие задачи. Использование инструментов ОТСМ-ТРИЗ на уроках истории и обществознания в среднем звене показало, что подростки, в основном слабо мотивированные на учебную деятельность, испытывают трудности в самостоятельном сборе информации, но с интересом работают на готовых, собранных учителем, информационных копилках.
C трудом осваивая такие тонкие инструменты, как, например, системный оператор, они тем не менее с удовольствием самостоятельно конструируют задания-загадки, составляют рассказ на основе универсального плана устного ответа, включаются в разнообразные игровые тренинги. Все это дает возможность школьникам испытывать удовлетворение от собственной активной позиции, находчивости, гибкости ума. Наиболее успешные ученики начинают осознавать, что есть механизмы, позволяющие эффективно управлять мыследеятельностью и овладеть ими вполне реально.
Инструменты ОТСМ-ТРИЗ можно эффективно использовать и в организации учебной деятельности старших школьников. У старшеклассников интерес к учению повышается. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Меняется позиция обучающегося: ученик становится более любознательным, пытливым исследователем, понимающим, что накопленный опыт решения образовательных проблем поможет ему в будущем решать жизненные проблемы. Использование инструментов ОТСМ-ТРИЗ дает возможность создать необходимые условия для развития личности ученика, способной успешно адаптироваться в жизненном пространстве.
В этой серии статей мы представим примеры разработок уроков с использованием таких инструментов. Все уроки были нами апробированы и позволили, по нашим наблюдениям, повысить мотивацию школьников к изучению курсов истории и обществознания.
Как и любая методическая разработка, основанная на инструментах решения творческих задач, данный материал не предназначен для слепого копирования. Педагогам, не знакомым с технологией на базе ОТСМ-ТРИЗ, мы рассчитываем показать убедительные примеры эффективного использования инструментов данной технологии, пробудить интерес к ее освоению и помочь сделать в этом направлении первые шаги. Коллегам, которые уже осваивают эти инструменты, надеемся подсказать варианты их использования и, возможно, дать идеи для собственных разработок.
Урок 1. «Соседи восточных славян» 6 класс
Организация учебного исследования (1 час)
Планируемые результаты:
Метапредметные:
— на базе готовой копилки структурировать информацию;
— выявить закономерности;
— составить загадки на основе модели «События и эффекты»
Предметные: определить соседей восточных славян и сделать вывод о том, что у дружественных народов славяне переняли элементы культуры и быта, а у враждебных — тактику ведения боя и вооружение.
Ход учебного исследования
1. Определение темы исследования и постановка проблемы
Тему исследования ученики определяют с помощью игры «Да-Нет». Учитель загадывает какой-то объект, ситуацию или понятие. Задача детей – отгадать загадку, задавая учителю вопросы, на которые можно ответить только «да», «нет» или «не имеет значения». Дополнительная задача – получить ответ за минимальное количество вопросов. Это позволяет учить школьников задавать сильные вопросы выявляя тем самым существенные признаки изучаемых понятий. Ниже приведен пример диалога.
Учитель: Я загадала объект. Они есть и у каждого из нас, и у каждого народа и государства. Угадайте его, задавая мне вопросы, на которые я могу отвечать только «да» или «нет».
Ученик: они – это одушевленный объект?
Учитель: да
Ученик: они – это люди?
Учитель: да
Ученик: они живут в нашей семье?
Учитель: нет.
Ученик: они живут рядом с нами?
Учитель: да.
Ученик: это соседи?
Учитель: да.
В качестве копилки (материалов для самостоятельного исследования) учащимся предлагается историческая карта и материалы учебника «История России с древнейших времен до конца XVI в.» А.А. Данилова, Л.Г. Косулина.
Для постановки проблемы учитель организует мини-беседу, опираясь на материалы информационной копилки.
Учитель: назовите соседей восточных славян.
Ученики: западные славяне, южные славяне, финно-угорские племена, лотто-литовские племена (балты), тюркоязычные племена, Византийская империя.
Учитель: сведения о каких народах представлены в нашем учебнике?
Ученики: финно-угорские племена, лотто-литовские племена (балты), тюркоязычные племена, Византийская империя.
Учитель: как вы думаете, почему нет сведений о западных и южных славянах?
Ученики: скорее всего восточные славяне мало с ними общались.
Учитель: правильно. Тесные связи с западными и южными славянами возникнут позже. А чем соседи отличаются друг от друга?
Ученики: местом проживания, занятиями, общественными отношениями и отношением к восточным славянам (друзья и враги)
Проблема: с одними соседями славяне жили в дружбе, с другими воевали. От чего это зависело?
2. Составление паспорта объекта
Класс делится на группы и, используя материалы учебника, составляет паспорта объектов. Паспорт – универсальный инструмент, используемый в различных учебных областях и позволяющий учить детей описанию объектов по определенным признакам, характеристикам. Ученики знают: чтобы изучить множество объектов, нужно понять, какие вопросы можно задать к этим объектам (имена признаков) и какими могут быть ответы на эти вопросы. В данном случае, опираясь на анализ информационной копилки, проведенный на этапе постановки проблемы, учитель предлагает признаки для описания соседей восточных славян: природные условия, занятия, общественные отношения, взаимоотношения с восточными славянами, заимствования восточных славян.
Элемент мира | Признак | Значение признака |
финноугорские племена | природные условия | лесной север |
Занятия | земледелие, скотоводство, охота, собирательство, рыбная ловля, гончарное и кузнечное ремесло | |
общественные отношения | Родоплеменные | |
взаимоотношения с восточными славянами | Дружественные | |
заимствования восточных славян | названия рек, озер, селений; вера в злых духов, волшебников. |
Элемент мира | Признак | Значение признака |
лотто-литовские племена(балты) | природные условия | леса на северо-западе |
Занятия | земледелие, скотоводство, охота, собирательство, рыбная ловля, гончарное и кузнечное ремесло | |
общественные отношения | Родоплеменные | |
взаимоотношения с восточными славянами | Дружественные | |
заимствования восточных славян | почитание животных и священных дубов, Бог грома Перун (балтский – Перкунь) |
Элемент мира | Признак | Значение признака |
тюркоязычные племена | природные условия | степные и лесостепные районы |
Занятия | кочевое скотоводство | |
общественные отношения | государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария | |
взаимоотношения с восточными славянами | Враждебные | |
заимствования восточных славян | конница, стремена, сабля |
Элемент мира | Признак | Значение признака |
Византия | природные условия | разнообразные: горы, плодородные долины |
Занятия | экономически развитое европейское государство | |
общественные отношения | сильное государство | |
взаимоотношения с восточными славянами | то враждебные, то дружественные | |
заимствования восточных славян | культура и быт |
3. Составление сводной таблицы данных
На основе полученных паспортов каждая группа составляет сводную таблицу данных.
соседи восточных славян признак | финно-угорские племена | лотто-литовские племена(балты) | тюркоязычные племена | Византия |
природные условия | лесной север | леса на северо-западе | степные и лесостепные районы | разнообразные: горы, плодородные долины |
Занятия | земледелие, скотоводство, охота, собирательство, рыбная ловля, гончарное и кузнечное ремесло | земледелие, скотоводство, охота, собирательство, рыбная ловля, гончарное и кузнечное ремесло | кочевое скотоводство | экономически развитое европейское государство |
общественные отношения | родоплеменные | родоплеменные | государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария | сильное государство |
взаимоотношения с восточными славянами | дружественные | дружественные | враждебные | то враждебные, то дружественные |
заимствования восточных славян | названия рек, озер, селений; вера в злых духов, волшебников. | почитание животных и священных дубов, Бог грома Перун (балтский – Перкунь) | конница, стремена, сабля | культура и быт |
4. Выявление закономерности
Анализ таблицы позволяет детям практически самостоятельно сделать выводы:
- Дружественные отношения складывались с теми соседями, которые жили в более благоприятных для жизни природных условиях (финно-угорские племена и балты).
2. Народы, живущие в менее благоприятных условиях, стремились отнять у других народов то, чего у них нет.
3. У дружественных народов перенимали элементы культуры и быта, у врагов тактику ведения боя и вооружение.
Дополнительно в беседе с детьми выясняются вопросы:
А) Почему же тогда восточные славяне воевали с Византией? (Византия привлекала славян своим экономическим и культурным развитием, но византийцы воспринимали славян как варваров. Воюя с Византией, славяне пытались заставить ее заключать равноправные договоры с ними. Как только они добивались своего, отношения сразу же становились дружественными).
Б) Кто был сильнее: друзья или враги? (Враги, так как дружественные народы жили племенами, а враждебные имели государства).
5. Рефлексия
Учитель предлагает школьникам придумать загадки на основе закономерностей:
Модель закономерности:
ЕСЛИ (причина, условие – значение одного признака), ТО (следствие – значение другого признака).
Закрывая одну часть фразы и показывая другую, школьники получают задания-загадки, которые можно предложить другим группам.
Логические связки могут быть разными, важно, чтобы ученики понимали, что закономерность состоит из частей, связанных между собой в логическую цепочку.
В нашем случае школьники составили задания-загадки, связывая признаки «взаимоотношения с восточными славянами» и «заимствования восточных славян» (две последние строки таблицы).
1) Восточные славяне дружили с балтами,
поэтому
у них был одинаковый бог (КАКОЙ?)
— Восточные славяне дружили с балтами, поэтому они переняли у них бога грома Перуна (Перкунь).
2)Поскольку восточные славяне дружили с финноугорскими племенами,
веру в кого они переняли?
— Поскольку восточные славяне дружили с финноугорскими племенами, они переняли у них веру в злых духов и волшебников.
3) Поскольку восточные славяне враждовали с тюркскими племенами,
что они у них переняли?
-Поскольку восточные славяне враждовали с тюркскими племенами, они переняли у них конницу, стремена и саблю.
4)Поскольку восточные славяне дружили с Византией,
что они переняли у византийцев?
— Поскольку восточные славяне дружили с Византией, они переняли у византийцев достижения культуры и быта.
На основе составленных закономерностей дети делают общий вывод о том, что соседи бывают разные: друзья и враги. У дружественных народов славяне переняли элементы культуры и быта, а у враждебных — тактику ведения боя и вооружение.
.
Афанасьева Марина Алексеевна, учитель истории и экономики (справа),
Капустина Лариса Вячеславовна, учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ №5 п.г. т. Сибирцево, Приморскоий край.