Сколько проблем, трудностей, стрессов возникает у детей, родителей, учителей при обучении чтению, знает каждый второй.
В этой публикации рассказывается о методике обучения чтению 6-7 летних детей с нуля и без домашних заданий!
Проблема
Данная проблема хорошо обозначена в книге «Как преодолеть трудности в обучении чтению». Авторы: С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева, Москва, 1999 г.
Вот выдержки из этой работы.
«Анализ школьных учебников показал, что программный материал выбран таким образом, что не обеспечивает научение ребёнка быстрому чтению с нуля…
В нём недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок, чтобы автоматизировать навык синтетического способа чтения у слабо читающего ребёнка…
Вывод: Ребёнок может успешно учиться, если до школы он владеет послоговым чтением со скоростью 20 – 25 слов в минуту».
Как на сегодняшний день решается данная проблема? Очень просто. В элитных школах делают отбор и не берут нечитающих детей. В других — организуют дошкольную подготовку по чтению. И самый распространённый вариант – решить проблему с помощью родителей, репетиторов и домашних заданий.
Каковы результаты данных решений?
— Нелюбовь к чтению.
— Слабое понимание прочитанного.
— Большой процент детей с низкой скоростью чтения. Это, как правило, те, кому не повезло с учителем, или те, у которых есть логопедические отклонения.
Почему это происходит? В основном из-за того, что школьные методики обучения чтению просто переносят на более младший возраст, растягивая для детей этот процесс. А если преподаватель не адаптирует методику для дошкольников, то это становится мучением для ребёнка.
Из всего вышесказанного ставим задачу.
Разработать методику обучения чтению 6-7 летних детей за период первой четверти (приблизительно 50 занятий) с нуля до скорости 20 слов в минуту с пониманием прочитанного. При этом сохранить познавательный интерес к чтению.
И добавим ограничение: Без домашних заданий!!!
Анализ проблемы
Рассмотрим процесс чтения по шагам, то есть выясним, какие действия должен выполнить ребёнок, чтобы прочитать слова и предложения.
1. Зафиксировать первую букву слова (слева – направо).
2. Превратить букву в звук.
3. Соединить буквы – звуки в слоги.
4. Выделить слоги в словах.
5. Соединить слоги в слово.
6. Выделить ударный слог.
7. Понять смысл слова, то есть соотнести полученную звуковую комбинацию с его словарным запасом и звуковым произношением.
Хорошо читающим считается тот, кто может выполнять эти действия почти одновременно.
В освоении ребёнком каждого действия есть свои сложности, но можно выделить наиболее трудные:
— Запоминание букв и их произношение,
— Слияние звуков.
В традиционной школьной методике обучение производится в порядке выполнения перечисленных операций. Сначала учат буквы и их звуковое произношение, потом соединяют их в слоги, затем слоги в слова и т.д. То есть начинают с самых трудных действий. Это примерно то же самое, как если бы обучать ребёнка раздеваться мы начинали с развязывания шнурков.
Поэтому так много сил и времени уходит у детей на преодоление этих двух барьеров, а вместе с ними теряется интерес к чтению. Ребёнок получает удовольствие, когда он понимает прочитанное, а ему приходится заниматься, на его взгляд, бестолковым делом — выучиванием букв и произношением слогов.
Есть ли другие способы, методики обучения?
Система Г. Домана. Обучение чтению в самом раннем возрасте
Главная аксиома педагогических представлений Г. Домана: отрицание возможности научить ребенка читать по буквам до 6 — 7 лет. Поэтому в его системе нет первых шести этапов, а идёт обучение сразу с запоминания готовых конкретных слов по разнообразным картинкам.
Плюсы данной системы:
— Чтение целыми словами.
— Развитие речи и приобретение словарного запаса идёт совместно с запоминанием буквенного обозначения слов, что даёт возможность познавать мир через буквенные модели слова.
— Чтение слов со зрительным и слуховым восприятием картинок, по утверждению специалистов группы Домана, приводит к восстановлению нарушенных функций мозга.
Минусы данной системы:
— Очень большое количество картинок. В образы переводятся существительные, прилагательные и глаголы. На их запоминание уходит год и более. Это допустимо, если начинать с раннего возраста, а не с 6 – 7 лет.
— Обучение требует постоянного присутствия взрослого в течение длительного периода. Это не подходит для работающих родителей, а также не вписывается в урочную систему занятий.
— Особенности английского языка позволяют строить предложения с малым изменением формы слова. В русском же языке смысл предложения сильно зависит от падежей и окончаний слов. Поэтому выучивание целых слов приводит к непониманию этих же слов в разных склонениях и падежах.
— Трудности прочтения незнакомых слов.
Методика Н. А. Зайцева. “Кубики Зайцева”.
В данной методике автор также отказывается от запоминания букв и их слияния, а начинает с запоминания слогов. Количество слогов меньше, чем количество слов, и это её преимущество перед системой Домана. «Кубики Зайцева» лучше подходят для русского языка, так как в нашем языке структура слова – слоговая.
Недостатки аналогичны системе Домана: длительность обучения, трудности в понимании незнакомых комбинаций букв.
Система Эльконина – Давыдова
Это школьная система обучения чтению, в которой первый этап не буквенный, а звуковой, то есть обучение начинается с исследования звуков, а уже потом звуки обозначаются буквами. Это даёт преимущества перед традиционной методикой в плане мотивации детей для запоминания букв. Ведь здесь надо найти графическое обозначение найденному звуку, а не просто выучить буквы.
Еще один плюс букваря Эльконина – в нем предусмотрены возможности для рисования и записи ответов.
Минусы данной системы в том, что звуковой анализ слова сложен, что приводит к большим затратам времени и сил педагога. Этот этап очень труден для детей с логопедическими нарушениями.
Для отработки скоростных навыков чтения также требуется групповая работа с учителем и домашние задания. Чаще всего это выглядит так – один читает (отвечает), а все слушают. Такая схема малоэффективна для получения хорошего навыка.
Задачи
Из анализа проблемы вытекают три главные задачи
1. Начинать обучение с 1-й, 4-й и 5-й позиций:
— нахождение начала слова;
— выделение слогов;
— слияние слогов,
т.к. русский язык имеет слоговую структуру.
Условие. Этот навык надо отрабатывать без букв.
2. Заинтересовать детей в изучении букв и проводить их запоминание параллельно с тренировкой первых трех навыков.
Условие. Произношение букв запоминать не в алфавитной, а в звуковой форме. Например, буквы Б, К, М, Л и др. называть не «бэ», «ка», «эм», «эль», а «б, бь», «к, кь», «м, мь», «л, ль».
3. Создать учебные тексты, позволяющие отрабатывать навыки слияния букв и слогов каждому ребёнку индивидуально в требуемом объёме и без домашних заданий.
Условие. Ребёнок работает самостоятельно, но учитель должен узнать, правильно ли он понял прочитанное без опроса ученика.
Решения
Задача №1. Слияние слогов без букв
Она решается с помощью звуковых ребусов (опубликованных в сборнике «Педагогика + ТРИЗ» № 5—2000).
Звуковые ребусы — это упражнения-загадки, позволяющие отрабатывать навык слияния слогов до изучения букв.
Пример.
Вот картинки. Здесь мы видим изображения, которые обозначаются словами «РАКИ» и «МАМА».
Под ними стоят цифры «1» и «1» в коробочках. Это значит, что надо соединить 1-й слог из первой картинки и 1-й слог из второй картинки. Получится слово «РАМА». Вторые слоги в кружочках – запретные. Они не произносятся.
Отгадка – на обратной стороне листа, также в виде картинки.
Чтобы дети не подсматривали отгадку раньше, чем прочитают загадку, на первой странице размещают несколько загадок. Отгадки на обратной стороне. Их количество больше, чем загадок.
Например. Страница загадок.
Страница отгадок.
Для определения самостоятельности чтения, развития внимания, организации самостоятельной работы используются цветовые коды.
Цветовой код – это закрашивание разным цветом слоговых коробочек в загадках и раскрашивание тем же цветом квадратиков под отгадкой.
Например. Ребёнок выбрал зелёный и жёлтый цвета для загадки «РАКИ» — «МАМА» и закрасил коробочки этих слогов. Он должен на обратной стороне под рисунком «РАМА» закрасить её квадратики в те же цвета.
Порядок чтения (слева – направо) фиксируется цифровым обозначением слога.
Задача №2. Запоминание букв и их произношение.
Заинтересованность детей в изучении букв достигается превращением их в награду. Буквы становятся оценкой учебной работы. Чтобы заслужить и получить буквы, надо правильно их называть, а также разгадывать ребусы.
Оценочный лист или лист успеха выполнен в виде домиков с пустыми квартирами, в которые надо поселить все буквы.
Количество домиков – 7.
Количество букв – 48, а не 33.
1-й домик для несмягчающих гласных (а, о, у, ы, э).
2-й — для смягчающих гласных (и, я, е, ё, ю).
3-й и 5-й — для твёрдых согласных.
4-й и 6-й — для тех же мягких согласных,
7-й – для неизменяемых согласных (ш, ц, ж, й, ч, щ).
Например, виды 3-го и 4-го домиков.
Различия в произношении определяется мягким знаком и цветом. Домики размещены на одном листе. Месторасположение букв — напротив друг друга.
Дети получают дома без букв и вклеивают их по мере успешности своей работы.
В этих же домах происходит слияние букв, когда они ходят друг к другу в гости.
Задача №3. Учебные тексты
Самостоятельность прочтения текста определяется по выполнению ребёнком простых графических действий, связанных с пониманием текста. Например, с раскрашиванием коробочек и квадратов при разгадывании ребусов (см. задачу №1).
Виды текстов
— Словесно-номерные
Текст в виде слов. Отдельно – картинки к этим словам. Картинки пронумерованы. Нужно поставить около прочитанных слов номера их картинок. Например.
— «Рисовательные»
Текст в виде пары слов или короткого предложения. Отдельно картинки к этим предложениям. В предложении указывается, что надо сделать с этими картинками. Нужно что-то дорисовать или раскрасить. Например.
Здесь требуется раскрасить только то, что написано: одну косу, ноги рака и т.д.
— Познавательно-логические
Текст в виде предложений, набора слов и набора картинок. В предложении описывается маленькое событие, связанное со словами и картинками.
Нужно найти эту связь между словами и соединить их линией. Например.
Набор слов и предложений.
Слова из второго столбика не входят в предложения. Нужно догадаться, какое слово подходит по смыслу или сюжету события.
Связи могут быть различные. Информационные: дом для пчёл – улей, обобщающие: насекомое – муравей, функциональные: прибить – молоток, смешанные: счёт – домино.
На основе каждого предложения можно организовать познавательную беседу. Например: Почему улитка боится зимы? Ест ли дятел муравьёв? Когда и сколько верблюд пьёт воды? Зачем снеговику заниматься спортом? Обитают ли совместно кенгуру и крокодил? Ракушка не умеет считать, а вы умеете? И др.
Все три вида текстов дают возможность для самостоятельной, индивидуальной работы, что позволяет одновременно проводить обучение со слабыми и сильными детьми. Согласно уровню их навыка чтения.
Результаты
Автор работал по данной методике с 2000 года. Обучение велось, как индивидуально, так и группой от 10 до 20 детей 5-7 лет. Занятия проводились на базе Рязанского Свободного Лицея (РСЛ) и детских садов Рязани.
На основании полученных результатов можно сказать, что обучить детей (даже тех, у кого есть логопедические нарушения) чтению с нуля за 50 занятий и без домашних заданий возможно.. При этом сохраняется интерес к чтению, а книги превращаются в друзей, у которых можно узнать что-то новое.