метод проектов, ОТСМ-ТРИЗ педагогика, подходы, системы, технологии, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Правило выводим сами

galkina2-0Изучение русского языка становится осмысленным, когда ученики сами находят закономерность и выводят собственное правило.

На площадках по ОТСМ-ТРИЗ педагогике подобная работа стала обычным делом. Пример исследования, проведенного учениками 4 класса, описывает Вера Михайловна Галкина, учитель из Тольятти.

 

Тема: «Исследование написания суффиксов -иц, -ец»

Ожидаемый продукт: Выведение правила правописания суффиксов  -иц, -ец.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

ученики самостоятельно собирают копилку по заданному условию, используют ее в играх, оперируя разнообразными именами признаков, структурируют копилку, пользуясь инструкциями, в группе устанавливают закономерность и фиксируют ее в модели, самостоятельно используют полученную модель.

Предметные:

ученик сможет применять полученную закономерность (с опорой и самостоятельно).

 

Ход исследования

 

Шаг 1. Сбор копилки слов

galkina_bank

Учащиеся собирают копилку слов  с суффиксами -иц, -ец: Маслице, кожица, хлебец, письмецо, братец, креслице, лужица, рожица, владелец, удалец, книжица, скворец, ленивец, красавец, морозец, околица, канадец, курица, суворовец, умница, платьице, креслице, лестница, ружьецо, птенец, изумрудец, вареньице,  наездница, медведица, метелица, горлица, пословица, ненастьице, счастьице, девица, молодец, печеньице, кузнец, кузница,  красавица, владелица, братец, певец, лисица, куница, орлица, жрица, жрец, лужица, пуговица, старец, храбрец, здоровьице,  сестрица, ящерица.

 

Шаг 2. Работа с копилкой

Проверяем копилку на соответствие поставленной задаче. Дети замечают, что собрали слова одной части речи – имена существительные. Наблюдают и обсуждают в группах, что общего у имен существительных (есть существительные женского,  есть мужского и есть среднего рода) и чем они различаются (в некоторых словах суффикс –иц, в некоторых –ец.).

 

Шаг 3. Осознание проблемы, планирование исследования

Актуализируем прошлые знания с помощью игр «Мои друзья», «Теремок».

galkina2-1МОИ ДРУЗЬЯ: Каждый ученик получает или выбирает себе слово из копилки; учитель называет характеристику слова; те дети, в чьих словах есть этот признак, подбегают к учителю.

— Мои друзья — все существительные женского рода… Все слова с орфограммой в корне… Все слова с орфограммой в суффиксе… Все существительные с суффиксом -ЕЦ-.

ТЕРЕМОК: Каждый ребенок играет роль какого-либо слова; по очереди дети заселяют теремок; нового «героя» в теремок пускают только в том случае, если он указал, чем похож на последнего, вошедшего в теремок «героя». Более сложный вариант: нужно указать, чем новый герой похож на каждого обитателя теремка.

Например, в теремке «живет» слово «НАЕЗДНИЦА». Ученик со словом «ОКОЛИЦА» заселяется в теремок: «У наших слов одинаковый суффикс -ИЦ»; ученик со словом «ИЗУМРУДЕЦ» сообщает, что в его слове столько же слогов, сколько в слове «НАЕЗДНИЦА» и т.п.

Учитель организует беседу с целью выявления проблемы. Учащиеся формулируют проблему: «Все слова – имена существительные. Почему в одних словах пишется суффикс -иц, в других -ец? Ставят цель: вывести закономерность.

 

Шаг 4. Разбиение копилки по исследуемому признаку

Учащиеся  разбивают копилку по исследуемому признаку на две группы: 1 группа с суффиксом -иц, вторая группа с суффиксом -ец и обозначают  интересующий их признак.

 

Шаг 5. Достраивание модели и уточнение картотеки. Работа в группах

galkina2-2Дети ищут признаки, которые попадают в наше разбиение  в каждой группе, т.е. для слов из разных групп они имеют разные значения, для слов из одной группы – одинаковое. (У существительных мужского рода пишется суффикс -ец; ,  женского рода – суффикс –иц; однако у существительных среднего рода встречаются и -ец, и -иц).  Выявляем еще одну проблему: «От чего зависит правописание гласной в суффиксах существительных среднего рода?»

Продолжая исследование, дети рассматривают две группы существительных среднего рода (с -ИЦ- и -ЕЦ-) и находят закономерность: если ударение перед суффиксом –  пишется –иц, если ударение после суффикса, то  пишется -ец».

При изменении слов каждого рода (в сочетании со словом «нет»)  находят еще одну общую закономерность: «Если при изменении слова гласный   не  выпадает, то пишется суффикс -иц, если   гласный выпадает, то пишется -ец».

 

Шаг 6. Формулирование закономерностей

Искомый признак найден, дети формулируют полученные  закономерности («Если, то..») и  правила:  «1) В существительных мужского рода ставим суффикс «ец». 2) В суффиксах женского рода ставим суффикс «иц». 3)  В существительных среднего рода гласная зависит от ударения: Ударение после суффикса, значит суффикс «ец». Ударение перед суффиксом — «иц». 4) При изменении слова  гласный   не  выпадает, пишется суффикс -иц,   гласный выпадает -ец».Оформляем правило в виде схемы, удобной для запоминания.

 

galkina2-3

 

Шаг 7. Чтение правила в пособиях

Такого правила нет в учебниках  начальной школы по нашей программе , поэтому находим его в энциклопедиях  и справочниках по русскому языку. Замечаем, что выведенное учащимися в группах правило сходно с этим правилом. Нам необходимо его знать, т.к. слова с такой орфограммой встречаются довольно часто.

Вывод: Проблемы решены, мы провели  исследование,  нашли правило, и теперь орфографическая задача написания суффиксов -иц и -ец имен существительных становится для нас типовой.

Итог: Как будешь действовать, чтобы определить, какую гласную пишем в суффиксах -ец/ -иц имен существительных: -е или -и? Как связаны орфограмма  гласная буква в суффиксах  существительных и  род существительных?

 

Шаг 8. Придумываем и выполняем задания, в которых нужно применить данное правило

1. Выпиши из текста слова с изучаемой орфограммой, вставь гласную и выдели приставку.

2. Прочитай слова, записанные в виде транскрипции. Запиши эти слова.

3. Какое слово зашифровано в каждой группе рисунков? Запиши эти слова, укажи род и  др.

 

Литература:

  1. Данилова М.А. Формирование исследовательских умений учащихся начальных классов на базе методики ≪Пчелка≫ и процедуры ≪Исследование от объекта≫ /http://www.jlproj.org/this_bibl/Sar_conf07/s_conf07_ch5.pdf
  1. Кленова И.В. Организация проектной деятельности учащихся младших классов с использованием инструментов ОТСМ-ТРИЗ (курс ≪Окружающий мир≫, 2-й класс) / http://www.jlproj.org/this_bibl/Klenova1.pdf
  1. Крючкова И.Б. Применение игровых тренингов на уроках обучения грамоте http://www.jlproj.org/this_bibl/42_kruchkova_gram.pdf
  2. Костина Т.А., Нестеренко А.А. Играем всерьез (Опыт использования игровых тренингов на уроках в первом классе) / http://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/ck129-otsm-triz-pedagogika/3673-igraem-vseryoz 
  1. Нестеренко (Селюцкая) А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов — М., BOOKinFILE, 2013 [Электронный ресурс], заголовок с экрана: http://gazeta-licey.ru/store#!/Алла-Нестеренко-«Мастерская-знаний-Проблемно-ориентированное-обучение-на-базе-ОТСМ-ТРИЗ-Учебно-методическое-пособие-для-педагогов»-pdf/p/28454876/category=6710333

 

Об авторе: Галкина Вера Михайловна, учитель высшей категории гимназии №77 г. Тольятти.