Заинтересовать изучением русского языка студентов отделения физической культуры педагогического колледжа — нетривиальная задача. Один из способов ее решения описывает участница Фрадковских чтений-2015 Ольга Казаковцева.
Воспитание личности во все времена было ориентировано на определенный идеал человека. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, современный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1].
Таким образом, согласно данной Концепции заметен ориентир системы российского образования на культурную основу государства, на воспитание человека культуры.
А культура любой страны – это прежде всего ее язык. Это веками складывавшаяся система, вобравшая в себя весь дух, всю суть народа. Таков и русский язык. Его изучение как феномена культуры особенно актуально в настоящее время[6].
Знакомство с культурой страны, с национальными традициями происходит прежде всего на уроках филологического цикла и проявляется, как правило, в работе с текстом. Использование на занятиях текстов, подобранных в соответствии с культуроведческой тематикой, выполняет одновременно воспитательную, обучающую и развивающую функции [4].
Также на уроках можно использовать и другие формы обучения, к примеру, урок-исследование, интегрированный урок, урок-экскурсия [2] и т.д.
Мы же в свою очередь со студентами 1 курса отделения «Физическая культура» применили на практике нетрадиционный урок, имеющий название в методике преподавания русского языка как урок одного слова, или энциклопедия одного слова.
Суть данного метода заключается в том, что самим преподавателем или в результате совместного обсуждения со студентами выбирается одно слово (концепт), представляющее собой «сугубо национальный специфический образ культуры народа, который воплощен в данном слове»[4]. Далее учащиеся распределяются на рабочие группы, которые рассматривают выбранное слово в разных аспектах (лингвистическом, искусствоведческом и проч.). Студенты осуществляют поиск нужной информации во внеаудиторное время, и на последующем уроке представляют полученный материал. Собранная информация анализируется, и в конце занятия студенты делают соответствующие выводы о самом концепте.
Группу первокурсников специальности «Физическая культура» на уроке русского языка ознакомили с нетрадиционной формой занятия, цель которого сформулировали как развитие у учащихся языкового чутья, интереса к предмету, проведение лингвистического исследования.
Ранее на уроках, посвященных лексике русского языка, был затронут вопрос, есть ли такие слова в русском языке, которые бы отражали сознание русского человека, вызывали у него определенные чувства и ассоциации, то есть слова-концепты или слова, наполненные культурным компонентом. В качестве ответов были получены следующие лексемы: Родина, лень, мама, Отечество, лес, хлеб, труд, добро, семья и некоторые другие.
В результате общего обсуждения в качестве концепта было выбрано слово хлеб.
Далее студенты были распределены на 6 рабочих групп, каждая из которых рассматривала концепт с разных позиций -энциклопедических данных об этом слове, лингвистической (парадигматические отношения, этимология слова), литературной, искусствоведческой, исторической и религиозной информации.
Группа учащихся, занимавшаяся сбором энциклопедической информации, представила сообщение о том, что есть хлеб, как его изготавливают, как представлен хлеб в других культурах.
Группа студентов, изучавшая лингвистическую информацию, представила интересные сообщения об этимологии слова хлеб, его словообразовании, употребление во фразеологизмах, пословицах и поговорках.
Учащиеся, анализирующие слово хлеб с литературной точки зрения, показали, что оно, помимо использования в пословицах и поговорках, присутствует также в произведениях писателей разных периодов: «Лисичкин хлеб» — рассказ М. Пришвина, «Хлеб» — роман Д. Н. Мамина-Сибиряка , «Ташкент — город хлебный» — роман А. С. Неверова, «Не хлебом единым» — роман Владимира Дудинцева. Учащиеся продемонстрировали классу, что обычный хлеб может стать идеей и даже главным героем целого произведения.
Студенты, занимавшиеся сбором искусствоведческой информации, представили видеоряд картин, авторы которых запечатлели на своих полотнах разные формы и сорта хлеба. Помимо живописного воплощения, они показали воплощение хлеба в скульптуре. Это композиции «Хлеб», «Хлеб-соль», находящиеся в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде и Ростове-на-Дону. А также рассказали о Музее хлеба, расположенного в северной столице.
Хлеб нашел отражение практически во всех видах искусства, поэтому музыка не стала исключением: студенты представили композицию «Песня о Хлебе» в исполнении Людмилы Зыкиной и «Балладу о хлебе».
Группа, исследовавшая историческую информацию, предоставила доказательства, что хлеб – один из древнейших продуктов человечества, появившейся еще в неолите. Постепенно люди придумывали все новые и новые технологии приготовления хлеба, однако сам продукт и по сей день остается ведущим в рационе питания.
Учащиеся, занимающиеся сбором религиозных сведений, отметили, что хлеб играет особую роль не только в мирском укладе жизни, но и в религиозном. Так, к примеру, в таинстве Святого Причастия хлеб обозначает тело Христово, на праздник Пасхи пекут куличи – разновидность хлеба.
Заканчиваем урок одного слова подведением итогов на основе полученной информации. Показываем учащимся, что урок одного слова дает возможность шире и глубже посмотреть на привычное слово, употребляемое в ежедневном общении, позволяет увидеть его красоту, богатство, понять, что скрывается за его внешним звуковым выражением, какую роль оно выполняет в русской культуре. Демонстрируем важность слов в культуре, прививаем бережное к ним отношение.
В качестве домашней работы задаем написание сочинения-рассуждения на тему о ценности и значимости хлеба для русского народа (в роли тезисов приветствуется использование пословиц или поговорок, ключевых фраз из художественных произведений или из песенных текстов).
Таким образом, на примере урока одного слова показываем, что воспитание высоконравственного культурного человека начинается с культуры языка. Благодаря подобным урокам, включающим культуроведческий аспект, формируются творческие качества личности учащегося, развиваются его духовно-нравственный мир, национальное самосознание.
Список литературы:
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — Москва: Просвещение, — 29 с.
- Данилова Т.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка. Методические рекомендации по использованию национально-культурного компонента в учебном процессе/ Т.А. Данилова. — Магадачи,
- Дейкина А.Д., Л.А. Ходякова. Культуроведческий подход в преподавании русского языка/Русский язык в школе.- 2003.- № 3.- С. 107-108.
- Захарова Л.И. Использование культуроведческого материала на уроках русского языка. URL : http://festival.1september.ru/articles/565670/ (дата обращения: 01.04.2015).
- Токарева И.Ю. Аспекты формирования культуроведческой компетенции при изучении морфологии/Русский язык в школе. — 2010. – № 2.- С. 15-18.
- Хаирова И.В. Культуроведческий аспект изучения русского языка в начальной школе/Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. URL: www.science-education.ru/106-7464 (дата обращения: 01.04.2015).
Об авторе: Казаковцева Ольга Сергеевна, преподаватель филологических дисциплин ГАПОУ РК «Педагогический педагогический колледж», Петрозаводск.