ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Разбудите спящую царевну

Дети на уроке развития творческого воображение
Дети на уроке развития творческого воображения

Это так грустно, когда спит фантазия. Подобно сказочной царевне, обволакивает она своим тяжелым сном души, и все цепенеет вокруг.

Оглянитесь —вы увидите, как тоскливо проходит жизнь у постели спящей фантазии.

В 90-е годы мне довелось работать на семинаре в Санкт-Петербурге со специалистом в области нейролингвистического программирования (НЛП) Михаилом Гринфельдом. Полученный на семинаре опыт я применила на своих уроках Развития Творческого Воображения (РТВ), литературы, развития речи. Приемы «входа» в картину или текст прочно вошли в арсенал методов развития воображения.

КАК СЕЙЧАС ПОМНЮ: идет урок в третьем классе, я на последней парте проверяю тетради. У доски с мелом «наизготовку» стоят три ученика, напряженно разглядывая странные фигуры: «птичек», крючки, загогулины. «Будите, будите свою фантазию! — бодро тормошит их пожилой учитель. — Вот ты, девочка! Скажи-ка, на что это похоже? Быстрей, быстрей! Не можешь пока? Тогда ты, мальчик, попробуй!»

Молчат дети. Фантазия спит.

…Малыш с нескрываемым отвращением берет в руки яркую пухлую книжку. Чуда не будет. Не встанут за ровными строчками добрые герои и злые волшебники, не вырастут их слова в волшебные замки. Чтение для него — тяжелая повинность, и нет награды за труд. Фантазия спит.

…Студентка тоскливо перелистывает работы старшеклассников. Сочинения по картине. Честно и добросовестно отражено все: и лес, и убегающая вдаль речка, и тонкие березки на переднем плане, и деревня на втором. «Это не описание, это опись!» — вздыхает студентка. Ученики в недоумении: «Что ее не устраивает?» Они уже и думать забыли о фантазии, прикорнувшей в уголках их душ.

Малыши — иное дело. Оставшись наедине со спящей фантазией, они мучаются одиночеством, тщетно стараясь разбудить капризную царевну. Обижаются: «Почему у Пети фантазия все время работает, а моя —спит? Его и слушать любят, и играть с ним интересно, а я…» И вздыхает мама, смутно догадываясь о детских горестях: «Что ж поделать, он у меня обычный. Мы с мужем и сами —люди приземленные, и детям, значит, не дано».

Поверьте, мамы, вы ошибаетесь глубоко и опасно! Не торопитесь делать мрачные выводы, все гораздо проще, чем вы думаете. Спящую царевну нужно, во-первых, уметь будить, а во-вторых, как всякую юную особу, ее необходимо воспитывать. Вот с воспитания-то мы и начнем.

НА ПЕРВЫЕ ЗАНЯТИЯ по РТВ я приношу в класс синее блюдечко с золотой каемочкой. Блюдечко — не простое, а волшебное. На него можно помещать разные воображаемые предметы и даже живых существ. Начинаем мы с самого блюдечка. Дети внимательно осматривают его, гладят прохладную поверхность, слушают, как звенит оно под моими пальцами. Через минуту я спрячу блюдечко за спину, а малыши постараются как можно отчетливее представить его себе. Наводим свое воображение на резкость, усиливаем цвет, звук (как в телевизоре), можем настроить даже вкус и запах. Теперь у каждого есть свое собственное волшебное блюдечко. Можно поставить его на парту, а можно подвесить прямо в воздухе, примерно на уровне глаз.

А сейчас положите на блюдечко большое красивое яблоко.

Наведите резкость, рассмотрите его хорошенько. Кто представил яблоко? Какого оно цвета? Как пахнет? На ощупь оно какое? Подуем на блюдечко, и оно вместе с яблоком растворится, исчезнет, а сами мы попадем в страну Вообразилию, где нас ждут новые приключения.

В следующий раз мы ставим на волшебное блюдечко маленького воробья. Воробышек, хотя и ручной, на месте не стоит. Он скачет по блюдечку, стучит носиком по стеклу. И детям надо рассказать, где у птички клюв, а где хвост, и какой расцветки перышки, и что она в данный момент делает. А потом можно взять воробышка в руки, представить себя выходящим из-запарты — и осторожно выпустить птичку в окно.

ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ делаем следующий шаг. На стене — картина, чаще всего пейзаж. Спокойный уголок природы. «Я заколдую картину — и она станет частью нашего мира. Мы сможем войти в нее и даже спрятаться в ней. Это делается так: представьте себя маленькими. Кто представил —поднимите руку. Посадите себя —маленького —на картинную раму. Вдохните поглубже —и вы почувствуете свежий лесной воздух, ощутите ветерок с озера, услышите плеск рыбы и шелест листьев. Войдите в картину и найдите тот уголок, который вам больше нравится. Получилось? А сейчас каждый расскажет классу, что видит, слышит или чувствует, находясь в своем уголке картины, а мы попробуем угадать, куда же он спрятался. Важно не обмануть своих друзей, правильно составить «загадку».

—Я вижу только воду и слышу, как кто-то тяжелый здесь плещется. (Сережа спрятался в озере, ребята быстро угадали это.)

—А я вижу одни только ветки и облака. (Настя залезла на дерево.)

—А я вижу что-то черное и чувствую, как кругом копошатся жучки. (Оказывается, Люба уменьшилась до того, что забралась под кору дерева, а мы всем классом так и не сумели ее отыскать.)

Дальше начинается самое интересное. Мы строим волшебную страну, свою Вообразилию, прямо в стенах класса. Исчезают крашеный пол, парты, привычная зелень доски и занавески на окнах. Мы оказываемся в сказочном лесу. Надо только доказать, что мы действительно туда попали.

— Кто очутился в сказке —поднимите руку.

Лес рук в ответ. Однако я недоверчива и требую доказательств.

—Я вижу озеро! —утверждает Ваня.

—Где?

Мальчик уверенно показывает в угол класса. Но я не унимаюсь.

— Кто еще увидел там озеро? Докажите! Что ты, Нина,заметила в этом озере? Большую рыбу? Покажи, пожалуйста, с какой стороны у нее хвост. Кто увидел Нинину рыбу? Куда она плывет? А чешуя у нее какая? А кто почувствовал ветер с озера? В какую сторону дует ветер?

Задание повторяется. Меняется только кусочек воображаемого мира: лес, парк, замок волшебника, поезд, огород… Время от времени по впечатлениям путешествий дети рисуют картинки.

Задания подобного типа занимают на уроке 10 — 15 минут. В остальное время мы успеваем научиться делить и объединять предметы, систематизировать их по разным признакам, получаем первый опыт в решении изобретательских задач. А созданный нашей фантазией мир запоминается прочно и надолго как впечатления от дальних странствий.

МАМА СПРАШИВАЕТ у семилетней Вали:

—Говорят, вы на уроке РТВ страуса вообразили?

—Да, мы видели страуса, — невозмутимо соглашается Валя и вдруг задумывается: —Только я никак не могу вспомнить, он с нами остался до конца урока или убежал раньше?

Здесь я слышу суровые голоса оппонентов:

— Это что же вы такое делаете? Они же у вас потом перестанут реальность от фантазии отличать. Так им и будут повсюду страусы мерещиться! А жизнь — это вам не фантазия, и незачем устраивать путаницу в детской голове!

И то верно. Жизнь — это никак не фантазия. Особенно теперь. И мы, как люди серьезные, свою «спящую царевну» и будим, и спать укладываем строго по звонку. В начале урока будим, а в конце… В конце можно просто сесть тихонько, прикрыть глаза и представить, что вышел из Вообразилии и очутился снова в классе, где все по-прежнему: парты, доска, занавески на окнах и крашеный пол. Со старшими учениками мы просто четко оговариваем, в каком мире идет наша работа: в реальном, где все практикой проверяется, или в воображаемом, фантастическом, «зазеркальном». Эти дети уже сами могут управлять своей фантазией.

Но вернемся к нашим первоклассникам. Время идет, и мы не стоим на месте. Мы уже учимся не только представлять известные предметы, но и менять их в своем воображении.

— Мы попали на волшебную поляну. Здесь все предметы могут меняться как их душе угодно. Видите мячик? Если хотите, прикройте глаза, я расскажу вам о тех необыкновенных превращениях, которые произошли с этим мячиком, когда он попал на волшебную поляну. Кто представит то, что я рассказываю, пусть поднимет руку. Все видят наш мячик? Он увеличился и стал размером примерно с парту. Кто увидел такой мячик? А теперь он поменял свою форму: из круглого стал удлиненным, вытянулся, как змейка… и пополз по классу. А сейчас эта змейка стала пушистой, мохнатой, как хвост котенка, уменьшилась, превратилась в кубик и прыгнула ко мне в карман. Откройте глаза —и зарисуйте превращения мячика на волшебной поляне.

В следующий раз я только «приведу» малышей на чудесную полянку, а уж о превращениях предмета они расскажут мне сами.

И снова слышу голоса оппонентов:

—А где, собственно, гарантия, что дети действительно что-то себе представляют на ваших уроках?! Может быть, воображение работает у единиц, а остальные просто делают вид?! Как это определить? Поднятая рука? Ненадежно!

Что ж, давайте взглянем на класс. У части детей глаза прикрыты, лица и позы отражают серьезную внутреннюю работу. Многие смотрят в мою сторону, но взгляды их скользят своими путями, не задевая меня. Встает Алеша. Он рассказывает нам, как волшебный предмет ожил и превратился в зебру. В классе непривычно тихо. Удивительно, как удается этому мальчугану подолгу удерживать такое неустойчивое внимание малышей. Сам он сейчас никого не видит. Широко распахнутые глаза направлены в левый верхний угол. Для большинства людей это признак «визуального конструирования» (работы зрительного воображения). Некоторые дети смотрят влево, но несколько ниже. Вероятней всего, они лепят свои образы из слов и звуков. Другие опускают глаза и ерзают на стуле, словно пытаются почувствовать образ. Моего опыта еще не хватает, чтобы быстро считывать детские взгляды, но отличить работу фантазии, поверьте, не так сложно.

ОСТАВИМ, однако, малышей на уроке РТВ и заглянем на другие уроки, где фантазия также не дремлет. Урок чтения в третьем, экспериментальном классе. Пушкинское Лукоморье. Позади работа над историей и характерами сказочных персонажей, и теперь мы путешествуем по Лукоморью, внимательно разглядывая его героев, стараясь заметить новые детали их облика, угадать подробности, о которых умолчал Пушкин.

«Я увидел Лукоморье. Там дул желтый ветер. Он застревал между ветвями, и от этого ветви качались. На суку дерева сидела русалка , чуть не падая с него. Вдруг что-то упало. Это была русалка. Баба-яга, пролетавшая мимо на ступе, задела ветку. Она сама не удержаласьи шлепнулась рядом. Баба-яга была одета в какие-то тряпки, на голове – листья, вместо сапог, что меня удивило, валенки. Она вскочила на ноги, стала уменьшаться вместе со ступой и наконец совсем исчезла. Я пошел дальше и встретил Лешего. Он был грязный, с него свисалилистья. Леший специально нацепил их. Такбыло хорошо маскироваться осенью. Зимой он надевал белый костюм, весной наливал в сапоги воды, цеплял на себя зеленые ветки. Он засыпал, и ему пел песню кот Баюн».

(Дима А.)

А ТЕПЕРЬ я должна сделать одно признание. Третьеклассники, оставленные нами в начале статьи в таком беспомощном состоянии, — это мои собственные ученики, из моего экспериментального класса. А я как раз проверяла тетради с их сочинениями «по Лукоморью» и, когда увидела растерянные лица детей, мне плакать захотелось от досады: ведь я была совершенно уверена — и с фантазией у моих учеников все в порядке, и на заданный учителем вопрос каждый из них может ответить красиво и нестандартно. Так в чем же дело?

В НЛП есть простое правило: В ОПРЕДЕЛЕННОМ СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКУ ДОСТУПЕН СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННЫЙ НАБОР РЕСУРСОВ. Попросту говоря, если вы с увлечением решаете сложную вычислительную задачу за компьютером, то вряд ли сможете легко переключиться и написать, например, стихи о любви. С другой стороны, лунной ночью, прогуливаясь с друзьями по уснувшему городу, вы, вероятно, будете мало способны к решению сложных вычислительных задач. Очевидно, призыв срочно будить свою фантазию никак не помог детям перейти в состояние, пригодное для создания ярких и необычных образов. Следовало сначала хотя бы настроить детей на включение каналов восприятия.

Для более глубокого погружения в фантастические миры нам предложили использовать прием «выхода в другую реальность». Несмотря на пугающее название, дело это давно известное: вспомним, например, как Алиса попала в сказку через кроличью нору, или путешествие в картину героев книги «Мэри Поппинс», или таинственную уэллсовскую «Зеленую дверь». Мы пробовали различные входы в мир фантазии: зеркало, раковину, дупло, подземный ход, даже дверь старого шкафа. Важно только, чтобы учитель сумел провести выбранным ходом своих детей. А для этого нужна уверенность в себе и умение включать все три канала восприятия.

М.К. Чюрленис. Соната моря. Часть 1
М.К. Чюрленис. Соната моря. Часть 1

После знакомства с НЛП (а мои дети были тогда в третьем классе) я принесла репродукции «Сонаты моря» Чюрлениса и устроила «путешествие в картины». Попросила детей представить себя маленькими, выбрать себе картину, войти в нее, вдохнуть морской воздух, послушать шум и плеск волн, посмотреть вверх, вниз, погрузиться в таинственную глубь моря, всмотреться, вслушаться… Я не говорила ничего конкретного, только водила их по картинам, предлагая смотреть, слушать, чувствовать, повторами усиливая впечатление. Потом были сочинения.

“Я вошла в картину. Там теплый воздух. Все, что окружает меня, кажется сонным. Только капельки воды, в которых отражается солнце, играют. Там очень красиво. Можно просто сидеть на мягкой земле и смотреть вокруг…”

(Катя М.)

“Вода была, словно шелк, такая теплая-теплая. Огромные волны укрывали, будто пуховые перины, и очень хотелось спать. Солнце переливалось по всему морю. Вдруг гигантская тень закрыла собою свет. Я нырнула глубже. Огромная тень оказалась всего-навсего чайкой…”

(Катя Е.)

М.К. Чюрленис. Соната моря. Часть 2
М.К. Чюрленис. Соната моря. Часть 2

«Я вошел в картину и сразу поднялся на поверхность… Был самый разгар заката. Половина солнца походила на половину сплющенного желтка. Последние лучи расходились в разные стороны редкими полосками. Солнце медленно исчезало за горизонтом. Становилось все темнее и темнее. Наконец солнце совсем закатилось и взошла луна. На небе появились звезды, и стало еще прекраснее. Я опустился в глубину… Зеленоватая вода, окружавшая меня, чуть-чуть пугала. Вдруг в толще воды я увидел темный силуэт. Я подплыл поближе и ахнул. Это рука судьбы поднимала корабль-призрак на поверхность. За этим видением было другое. Мерцал город воспоминаний погибших моряков. Это было настоящее путешествие во сне, и мне не хотелось покидать картину».

(Леня Т.)

Помнится, тогда результаты сочинений поразили меня. Неудачных практически не было: большинство работ оказались цельными, самобытными, искренними.

ВСЕ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ много лет назад. Позже, когда хороший творческий выход стал для нас нормой, я задала себе вопрос: «Если бы не НЛП —получились бы у меня «пишущие дети?» Думаю, нет. И я благодарна судьбе, позволившей мне отыскать пути к замку спящей царевны-фантазии.

Методику работы над сочинениями по картине М.К. Чюрлениса и примеры детских работ можно найти на сайте ТРИЗ-эксперимента в разделе «Зазеркалье «.

  • Получил наслаждение от материала Аллы. Полное совпадение с моими мыслями. Согласен с Ларисой

  • Лариса

    Пожилому учителю, который обращается к детям не по имени, а — «мальчик2 и «девочка», никакая НЛП не поможет.