ОТСМ-ТРИЗ педагогика

От реальности к сказке

Им есть, что сказать

Начнем разговор о навыках творчества. О том, как инструменты ТРИЗ позволяют научить фантазировать. О том, что могут 8-9-летние дети.

Дала детям сочинение. Есть такие яркие работы! Немного, конечно, много ведь никогда не бывает…

— Какие есть ребята интересные! Даже если один-два на класс – ради них стоит стараться…
— Вы, Алла Александровна, дайте мне сочинения почитать. Отберите сами, что получше…

Протягиваю стопку сочинений своих второклассников, не выбирая. Я учила всех, пусть коллеги судят, что из этого вышло.

Под разговоры о звездных детях, о редких личностях с богатой фантазией, видятся почему-то иные картины: отрешенные, растерянные взгляды малышей, впервые осознавших: они не могут ничего выдумать, они неинтересны… За это даже не ругают, не ставят двоек: школа, конечно, не всегда справедлива к детям, но все же требует, как правило, то, чему действительно может научить. Навыки счета, чтения, даже грамотного письма – это другое дело, это по силам почти всякому. А творчество не каждому дано.

В нашем классе, где идет ТРИЗ-эксперимент, двойки за сочинения тоже не ставятся. Но, кажется, нет у нас ни одного маленького человека, не ощутившего хотя бы однажды законную гордость: могу придумывать, нашел идею, получилось то, чего ни у кого другого в мыслях не было! Скромная эта победа в море профессиональных проблем дает мне право поделиться с коллегами опытом, наработанным при помощи ТРИЗ.

Начнем разговор о навыках творчества. О том, как некоторые понятия ТРИЗ позволяют научить фантазировать. О том, что могут 8-9-летние дети.

Предлагаю вам, коллега, остановиться на несколько минут и попробовать придумать сказку… про мел. Вышло? Отлично. Значит, читая эту статью, вы сможете опереться на свой личный опыт. Не вышло? Еще лучше. Пройдем этот пусть вместе. В любом случае, ответьте, пожалуйста, на вопрос: какими мысленными образами отреагировали вы на мое предложение? Увидели мел, лежащим в желобке доски? Или в руке педагога? Или просто один мел на черном фоне пустоты? В двух первых случаях вам не гарантирован успех. В последнем почти наверняка гарантирована неудача. Оставим на время попытки и перейдем к теории.

Мы с детьми начинали фантазировать… с разговоров об устройстве мира. Мир устроен системно. Не вдаваясь в подробности, назовем системой любой объект, любое целое. Попросим учеников указать несколько очень различных систем (дом, картина, платье, микроб, рассказ, муравей, колесо…).

Каждую систему можно, по крайней мере, мысленно, разделить на части (подсистемы). Частью дома может быть этаж, часть муравья – брюшко, часть рассказа – глава. Части тоже можно делить на части (под-подсистемы), и так далее, до молекул – атомов – элементарных частиц для материальных объектов, до точки для геометрических тел, до слова в системе «рассказ».

Каждая система и сама является частью чего-то: дом – часть жилого квартала, муравей – часть муравьиного сообщества, рассказ – часть цикла, объединенного, возможно, одной темой или героем. Эта внешняя система, в которой, как в матрешке, заключен выбранный нами объект, называется надсистемой.

А теперь вернемся к нашей сказке о меле. Простой способ дать толчок спящему воображению – мысленно представить и «заселить» надсистему мела. Ответим на простые вопросы.

Какие объекты окружают нашего героя?… «Кто» из них полезен, а кто опасен для него?

Какова была его надсистема в прошлом, до того, как он попал в класс? Что окружало его тогда?

Сменит ли он свою надсистему в будущем, по прошествии времени?

Сказка – не сказка, но связная история у нас уже получится. Но двинемся дальше и обратимся к открытому – увы, не тризовцами – но совершенно необходимому приему «точка зрения». ПОПРОБУЙТЕ ОПИСАТЬ НАДСИСТЕМУ ГЛАЗАМИ СВОЕГО ГЕРОЯ, в данном случае – мела!… Могу поспорить, что и это задание не для всякого окажется легким. Вот примеры работы второклассников.

«Я – маленькая розовая туфелька. У меня был друг, он мне дарил розовый гуталин. Но потом его выбросили…»

«Я – вилка. Я живу в столовой. Но все-таки мне там надоело. А все потому, что эта задавака тарелка говорит: «Вилка, ты циркуль! Ты без меня ненужная». Мы с ней поссорились. Надоело мне в нее тыкать! А со стаканом я дружу, в него мне тыкать не приходится…»

Освоение приема «точка зрения» мы начали с более близких детям героев. Учились высказываться сперва от имени домашних животных, потом – диких (заодно закрепляя соответствующие темы по природоведению) и только потом «одушевляли» предметы неодушевленные. Начав с фронтальной работы, когда высказывались, в основном, сильные, подготовленные ученики, переходили постепенно к работе в группах, а затем к индивидуальному творчеству (например, сочинениям).

Итак, на доске – опоры.

Я ВИЖУ…

Я СЛЫШУ…

Я ЧУВСТВУЮ…

Я УДИВЛЯЮСЬ…

Я ОПАСАЮСЬ…

МНЕ ПРИЯТНО… и т.п.

Опоры первого столбика особенно важны: они позволяют включить в работу детей с разными каналами восприятия. Ведь известно, что далеко не у всех людей зрительные образы – ведущие. Некоторые более слышат мир, чем видят его, у других ведущим является осязание.

Пользуясь опорами, дети как бы продолжают предложения от имени своего героя, а позже используют этот прием и в самостоятельной работе. «Я – резиновый сапог. Мои воспоминания очень плохи, но впрочем судите сами. Когда меня одевали, я начинал толстеть. А когда меня снимали – ой, что было! Я летал, как ракета».

Еще одно полезное задание: попросите детей задать вопрос от имени героя (Вопрос телевизора: «Не понимаю, как можно все время смотреть в одну точку?…» Вопрос мела: «Почему вы на меня все время давите?!»)

А теперь попробуем сделать следующий шаг от реальности к сказке. Для этого вместо обычной «традиционной» надсистемы заключим нашего героя в надсистему, совершенно для него неожиданную. Просто ответьте на вопрос: где, в каких местах почти никогда не бывает мела? – в луже, на дереве, за шиворотом у учителя… Вот и поместите его (мысленно, конечно) в одну из названных надсистем. И снова применим прием «точка зрения» – опишем ситуацию глазами героя. Однако на этот раз возникают новые нюансы. Ведь нашему герою предстоит теперь рассказать о том, чего он никогда не видел раньше. И снова на помощь спешит системный подход. Рассмотрим следующий прием на примере рассказа от имени льва, неожиданно оказавшегося в закрытом помещении зоопарка.

Зададимся вопросами.

Лев в Джунглях
Лев в Джунглях

ГДЕ ЖИЛ ЛЕВ РАНЬШЕ? (в джунглях).

ЧТО ОКРУЖАЛО ЕГО ТАМ? ( пальмы, лианы, яркое солнце, высокая трава, пещера).

А ЧТО ОКРУЖАЕТ ЛЬВА В ЕГО НОВОЙ НАДСИСТЕМЕ? (стены, окна, прутья клетки, миска с едой, люди, лампочки на потолке…).

На доске появляется соответствующая запись (см.опору для приема «Точка зрения»). Можно заменить слова рисунками, но вряд ли стоит этим увлекаться, пусть дети научатся включать воображение.

Схема на доске
Схема на доске

Представим: глядя на незнакомые предметы, лев сравнивает их с другими, из старой, привычной ему надсистемы. Прутья клетки для него — лианы, только почему-то серые и очень прочные. Его удивляет, что пещера такая угловатая, а на «небе» много маленьких «солнц» странной формы. И что всю добычу кто-то ловит специально для него. А вокруг без конца ходят лысые обезьянки… Прием понятен? Тогда попробуйте описать впечатления мела, очутившегося внезапно в птичьем гнезде.

Лев в клетке
Лев в клетке

А эти отрывки показывают, как усвоили прием второклассники.

«Люди – это такие лисы, только у них нет хвостов и бегают они на задних лапах. Вся шерсть у них растет на голове. У некоторых она очень длинная, они делают из нее разные сооружения. Иногда люди передвигаются не сами, а внутри больших зверей на круглых ногах. Брюхо у этих зверей прозрачное, они то глотают людей, то выплевывают, но ничего плохого им не делают» (из групповой работы в классе).

«Когда я пришел в класс, то увидел асфальт, расчерченный на ровные полоски. Но он висел!…» (сочинение «Воспоминание коты Тимы»). «… Из тучи я упала прямо на дерево. Деревья обрадовались: «Ура! Ура! Теперь мы будем белыми!» – они думали, что я – украшение…» (из сочинения «История одной снежинки»).

Пока это только наброски. Здесь зачастую нет сюжета, конфликта, этому мы еще не учились. Нам еще предстоит попробовать силы в жанре фантастики, меняя подсистемы и свойства вещей. Нам далеко до конца пути. Но если описанная здесь работа показалась вам интересной, начните ее в своем классе.

Удачи!

____________________________

Рисунки Коли Мурашковского, 1999 год.

Первая публикация — статья «Навык творчества» (об использовании системного подхода и приема «Точка зрения»)